Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и основные критерии типологии государств




 

Государство - явление исключительно разнообразна и многогранна. Это обуславливает создание различных систем ее классификации. В этом плане осуществляются многочисленные различные по своим основаниям попытки, но все они сводятся к необходимости выделения из совокупности всех, что когда-либо существовали, нынешних и тех, которые появятся в будущем государств и правовых систем, определенных типов государства и права, к необходимости их типологии (“типизации”) или классификации[4].

Типология государств и правовых систем должна осуществляться на четко определенной основе. Что же собой представляют критерии классификации (типологии) государства? Какие черты и особенности им должны быть присущи?
Прежде всего, это объективность. Как свидетельствует огромный опыт исследования государств, как “объективные” критерии их классификации широко использовались географические и климатические факторы, степень сложности, характер их связей с религией, степень свободы и независимости человека от государства, способ внутригосударственной организации и жизнедеятельности, уровень развития общей культуры и мировоззрения, способ производства материальных и духовных благ, характер государственного режима.
Наиболее распространенными в современной науке является классификации государств в соответствии с общественно-экономических формаций (формационный подход) и за цивилизациями (цивилизационный подход).

Определившись с основными критериями типологии государств, необходимо также определиться с понятием типа государства. Тип государства - это не отдельно существующая государство, это - научная категория, собирательный образ реально существующих на данном историческом отрезке времени государств, которая состоит из совокупности наиболее важных, общих для всех этих государств признаков.

В соответствии с марксистских положений о формационном подход классовая сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном итоге определяется экономическим фактором, по состоянию производственных отношений, способом производства, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, по форме и содержанию государство обусловлена экономическим строем общества.

Именно такой подход к классификации государства применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа государства. Исторический тип государства - это совокупность основных черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающие ее классовую сущность и назначение в обществе. Выделение общественно-экономических формаций базируется прежде всего на способе производства и форме собственности на средства производства.

Несмотря на недостатки, в рамках марксистского учения об общественно-экономические формации и тип государства было получено немало ценных результатов.

Во-первых, установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от характера экономики, способа производства, от общественно-экономической формации. Власть в государстве, как правило, принадлежит экономически господствующему классу, в руках которого находятся средства производства.

Во-вторых, были объединены в одни классификационные группы государства, которые имеют единственный - по отражению классовых интересов - характер власти. На этой основе выделены рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая государства, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с рабочим классом.

В-третьих, появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы.

И наконец, в-четвертых, были выявлены закономерности изменения одного типа государства другим - в соответствии с смены общественно-экономических формаций.
Согласно марксистской формационной теорией типология государства своим основанием имеет общественно-экономические формации. В истории человечества таких формаций выделялось пять: первообщиная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (социалистическая формация рассматривалась как переходная к коммунистической). И с каждой, кроме первой и последней, связан определенный тип государства, была сформулирована основная тезис о том, что история знает четыре исторических типов государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Согласно формационного подхода феодальная государство является вторым историческим типом государства. Феодальная государство рассматривается как орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов.

Буржуазное государство - третий исторический тип государства, предложенный формационной типологии. Согласно этой теории капиталистическое государство обеспечивает условия буржуазной эксплуатации, в ее основе - частная собственность на средства производства. Она представляет собой диктатуру буржуазии, направленную на то, чтобы держать в подчинении рабочий класс.
Наконец, еще один исторический тип государства, который выделяется в рамках формационной теории, - социалистическое государство. Считалось, что она представляет собой высший и последний исторический тип государства. Социалистическое государство рассматривалось как организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, как диктатура пролетариата.
Сейчас становятся очевидными определенная ошибочность такого подхода, невозможность его использования в качестве единственно верной методологической и философской основы познания государственно-правовых форм общественного бытия.

Современные ученые переосмысливают предложенную Марксом формационную теорию. Осуществляются попытки ее усовершенствования. К уже известным формаций сторонники такого подхода предлагают добавить “восточную государство”, “азиатский способ производства” и “протофеодализм”. Следует по-новому подойти и к характеристике “посткапиталистической” государства. Что это: новый тип ли государство переходного типа? Нельзя игнорировать также государства, что и дальше идут социалистическим путем развития (КНР, Куба, КГДР)[5].

В настоящее время наряду с формационным подходом к решению вопроса о типологии государств широко применяется и другой подход, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, общественный, государственный) - понятие очень широкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень развития материальной и духовной культуры. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о разнообразные варианты цивилизационной типологии.

Цивилизационный подход к типологии государства берет за основу классификации государств не материально-экономический критерий, а духовно-культурные и моральные факторы. Вместо “общественно-экономической формации” как критерия типологии государства и права и других критериев осуществляется попытка использования в качестве такого критерия “цивилизации”.
С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опираются на труды таких известных представителей философской, политологической и социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Г. Вебер, П. Сорокин и др.
В современных социальных науках термин “цивилизация” употребляется в разных случаях и до сих пор не имеет строго определенного, фиксированного значения. Он ассоциируется с “хорошими манерами”, и с определенными стадиями развития общества. Таким образом, неоднозначность термина и понятия “цивилизация”, внутренняя противоречивость и многоплановость вместе с аморфностью его содержания и неопределенностью делают очень проблематичным его использования в качестве единого и основного критерия типологии государств и правовых систем.
Рассмотрим основные взгляды на цивилизацию. Цивилизация, по мнению американского политолога С. Хантингтона, представляет собой “определенную культурную сущность”. Села, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины, замечает автор, все они имеют особую культуру, что отражает различные уровни культурной неоднородности. Исходя из этого, цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Существуют различные основания для типологии цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Исторический прогресс привел к составлению более двух десятков цивилизаций, которые отличаются не только системами ценностей, утвердившиеся в них, культурой, но и характерным для них типу государств. В частности, основываясь на различных подходах к понятию “цивилизация”, можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:

- восточные, западные и смешанные;

- древние, средневековые и современные;

- аграрные, промышленные и научно-технические;

- доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

- локальные, особые и современные.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый - локальные цивилизации, древнейшие, представляли собой очаги культуры, что отличало их от других, “нецивилизованных” общностей (древнеегипетский, шумерская и др.). Второй - особые цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Они сложились исторически и характеризуются определенным своеобразием. Третий этап - современная цивилизация, в которой происходят процессы глобализации, объединение различных обществ с целью решения общемировых проблем человечества.

Рассматривая цивилизационный вариант типологии, следует отметить его основные недостатки. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство, - принадлежность публичной власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии. В-третьих, игнорирование важных положений исторического материализма о ведущую роль экономического базиса в отношении надстройки, о обусловленность типа государства характером экономических отношений и способом производства. Иначе говоря, цивилизационный подход тоже небезупречен, неспособный заменить собой формационный подход.
В современной науке более приемлемой считается типология, основанная на органическом сочетании формационного и цивилизационного подходов вместе с их обогащением элементами типологии, основанной на выделении государственно-правовых режимов[6].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных