ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы политических элит, способы их отбора.Элиты типологизируются по ряду оснований: По отношению к власти выделяют: 1.правящую элиту; 2.неправящую, или контрэлиту. По уровню компетенции: -высшая (общенациональная); -средняя (региональная);-местная. По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита; антиэлита. Кроме того, выделяют: 1."Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию. 2.Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты. 3.Закрытые и открытые. В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы". Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно. "Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе. В мировой практике известны закрытая и открытая системы отбора элит. При закрытой циркуляции (сис-ма гильдий) завис-ть элиты от настроений избирателя меньше. Отбор претендентов на более высокие посты осущ-ся из нижестоящих слоев самой элиты узким кругом высших руководителей. Для занятия должностей имеют значение возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности. Сильные стороны системы – уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии, бол.предсказуемость политики, слабые – склонность к бюрократизации,консерватизму. Она хар-на для традиц-х гос-в. Открытая сис-ма хар-на для демократ-х обществ. Она отл-ся широкими возмож-ми для представителей любых общ-х групп войти в верхний или средний эшелон полит.элиты,высокой конкуренции отбора, первостепенной значимостью личностных качеств, небольшим числом формальных требований и участием широкого круга избирателей или всего электората страны. Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.
31. Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. 1. Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. 2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. 3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций. 4. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личностьстремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. 5. Интегративная теория учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п. Типы лидеров По Веберу. (в основе лежит понятие авторитет)В зависимости от способа легитимации власти: 1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. 2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя. 3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве. Маргарет Херманн выделил четыре собирательных образа лидера: 1. Лидеры-знаменосцы имеют собственный взгляд на реальность, представление о желанном будущем и средствах его достижения, стремление изменить полит. сис-му (М.К.Ганди,В.И. Лениг и др.) 2. Лидеры-служители выражают интересы своих приверженцев,действуют от их имени(Л.И.Брежнев, К.У Черненко) 3. Лидеры-торговцы отл-ся способностью убеждать людей и вовлекать их в осуществление своих планов(Р.Рейган) 4. Лидеры-пожарные –харак-ся быстрой реакцией на насущные требования времени,эффективными действиями в экстремальных условиях Различают также лидеров: Реформаторов-свойственно стремление к мирной тактикемпостепенных изменений,в основном путем убеждения.Они верят в общественные идеалы и видят противоречия между ними и фактическим поведением людей. Революционеров- не только отвергают различные поведенческие стереотипы,но и отрицают сами эти идеалы.Они признают лишь одно возможное решение- фундаментальное переустройство общ-ва. 32. Современная же теория политической культуры, ставшая в политологии общепризнанной, концептуально была оформлена в 50-60-е годы XX в. в работах западных политологов как совокупность знаний, представлений, оценок и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Исходя из этого к элементам политической культуры относятся: 1)знания о политике, об отдельных ее компонентах и аспектах. Этот компонент политической культуры можно назвать информационно-познавательным; 2) оценки политических явлений, оценочные мнения о тех или иных политических процессах или явлениях. Естественно, что такие оценки предполагают наличие в сознании людей определенных нормативных представлений, идеалов, ценностей, с позиций которых и осуществляется оценка политической реальности. Так, например, оценка того или иного режима как демократического или недемократического предполагает наличие у оценивающего субъекта определенных нормативных представлений о демократии. Данный компонент политической культуры может быть назван нормативно-оценочным; 3) эмоциональная сторона политических позиций, т.е. те чувства, которые граждане испытывают к политической системе: патриотизм, любовь или презрение к политическим лидерам, нетерпимость к неравноправию, болезненные переживания по поводу ущемления прав определенного национального меньшинства и т.д. Этот компонент можно назвать эмоциональным; 4)устойчивые образцы, стереотипы поведения, признанные в данном обществе, другими словами, определенные способы политического поведения. Этот компонент может быть назван поведенческим. Из вышесказанного очевидно, что политическая культура включает два типа компонентов: во-первых, компоненты, относящиеся к сфере политического сознания (знания, оценки, чувства и т.д.), и, во-вторых, компоненты, относящиеся к сфере политического поведения (образцы, стереотипы поведения). Другими словами, политическая культура отражает взаимосвязь политического сознания и политического поведения, раскрывает механизм реализации феноменов политического сознания в политическом поведении. В рамках авторской концепции были выделены три «чистых» типа пол.культуры: 1) парохильная-хар-ся отсутствием у людей интереса к политическим институтам,к центральной власти,интересы людей не выходят за рамки их местной общины(для народов,нах-ся на стадии племенного строя) 2)подданническая –отл-ся сильной ориентацией на деятельности власти, на полит-ю сис-му,но слабым участием в пол-й жизни.Подданные ждут от власти решений,но не ориентированы на участие,на стремление повлиять на принятие решений; 3)активистская,или гражданская –хар-ся сильной ориентацией на активное участие в пол-й жизни общ-ва. Польский политолог Е. Вятр на основе критического анализа концепции Г. Алмонда и С. Вербы предложил собственную. Он выделяет традиционную политическую культуру, свойственную для рабовладельческих и феодальных обществ и характеризующуюся признанием власти священной, а также тем, что отношения власти и подданных определяются традициями (так «было всегда»), неизменностью политической системы и ее традиционных норм. Разновидностями этого типа являются племенная, теократическая и демократическая культуры. Наряду с этим типом в добуржуазных обществах существовала и так называемая политическая культура сословной демократии (патрицианская, дворянская). Буржуазное общество порождает два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Для демократического типа характерны активность граждан, признание прав и свобод человека, принцип контроля со стороны граждан деятельности правительства и т.д. Сам этот тип политической культуры имеет две разновидности: консервативно-либеральную и либерально-демократическую. Первая признает в качестве главных ценностей гражданские права и свободы, но отвергает государственные реформы, направленные на перераспределение национального дохода и др. В либерально-демократической, напротив, признанию основных ценностей и образцов поведения, типичных для буржуазной демократии, сопутствует ожидание социальных реформ, проводимых государством.
33.Основу политическогопроцесса сос-т деятельность субъектов политики(индивиды,группы,нститутывласти)по формированию, осуществлению, развитию и т.д.Важнейшей характеристикой полит. процесса яв-ся способ или режим,функционирование полит.сис-мы.Традиционно выд-т три режима: 1) собственно функционирования полит. Сис-мы,при к-м смена состояний отсутствует,наблюдается простое воспроизводство элементов сис-мы,а господствующими чертами становится традиционность и преемственность. 2) развития,для к-го свойственно воспроиз-во полит.сис-мы с учетом изменившихся условий существования и требований времени.отличительными чертами яв-ся многообразие форм и методов управления,учет внутренних и внешних факторов. 3)упадка,ведущего данную полит. Сис-му к краху.Хар-ся нарастающей дифференсацией общ-ва,неспособностью учесть уроки развала др.систем. Полит.процесс можно определить как функционирование полит. сис-мы,в основе к-го лежит совокупная деят-ть субъектов политики в сфере власти. Стр-ру полит.процесса можно поделить на несколько сис-м по нескольким критериям: 1)по хар-ру преобразования власти(революционные и эволюционные) 2) по объектам пол.воздействия(внутри- и внешнеполитические процессы) 3)по степени воздействия на развитие полит.сис-мы(макро- и микропроцессы) 4) по характеру участия масс в полит. жизни(ангажирующие-направленное на свободное волеизъявление личности как субъекта; неангажирующие-несвободные) 5)с точки зрения публичности(открытый и скрытый(теневой)полит. процессы.) 6)по значимости (базовые и периферийные) Выд-т след-е этапы или структурные элементы: 1) представления полит.интересов соц. Субъектов институтам власти; 2) выработки и принятия пол-х решений 3) реализации пол-х решений Базовыми элементами полит. процесса выступают полит. участия и принятие полит. решений. 34. Политическое участие- один из основных компонентов любого полит-го процесса. Ёго можно определить как деятельность субъектов политики по достижению собственньх социально значимых политических интересов.Уровень политического участия определяется степенью вовлеченности соц-х субъектов в политической жизнь общества. Он зависит от многих факторов: состояния полит-й системы, т.е. стадии ее развития, конкретной ситуации, уровня полит-й культуры как всего общества в целом, так и отдельных его граждан. Уровень политического может зависеть от профес-й направленности личности, ее психолог-х установок и особенностей соц-го статуса и понимания личной выгоды и общественного долга. Осн. условиями политического участия яв-ся способность личности к пониманию собственных возможностей и положения в обществе: желания поддерживать или изменить свое положение или ситуацию в обществе; а также предоставление органами и институтами государственной власти возможностей и средств реалиизации интересов и защиты прав граждан. Одной из наиболее распространенных яв-я классификация,где критерием вьыступает уровень полит-го участия. В соответствии с этим выделяют совершенно пассивные формы полит-го поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов; вовлеченность индивидов в решение только местных проблем.Мы можем говорить о следующих формах полит-го участия в зависимости от его характера: 1) негативное участие в политическом процессе 2) пассивное, апатичное отношение граждан к политике 3) «промежуточная форма» характер-я нерегулярную полит-ю активность граждан 4) активные формы полит-го участия к-е можно условно подразделить на: а) активно-непрофес-е отражающие полит-ю активность регулярно занимающихся полит-й деят-ю на непрофес-й основе; б) активно профес-е участие в представительных органах власти и др.). Осн.формой полит-го участия, свойственной большинству соц-х субъектов, выступает участие в электоральном процессе.Оно отл. тем, что действия личности по защите собственных интересов носят не одиночный,а коллекгивный хар-р предоставляется возможность выбора опред-ой массовой группы по защите интересов и степени полит-ой активности. Выделение форм полит-го участия возможно и по др.критериям.С точки зрения мотивации полит-х действий го- ворят об автономном участии (т.е. являющемся результатом свободного выбора, а не обусловленного принуждением) и мобцлцзованном (осуществляемом по принуждению).По отношению субъектов полит-го процесса к действующему законодательству выделяют, легальные (конвенциональные) и нелегальные (неконвенциональные) формы полит-го участия.Участие граждан в полит-м процессе может быть организованным и неорганизованным, систематическим и переодическим. Политическое решение- стадия полит-го процесса, а ход их принятия и выражения в форме полит-й воли –др. его стадия.Этот процесс формируется под воздействием множества факторов общесистемного характера –макрофакгоров и микрофакторов, отражающих локальные или краткосрочньые явления. В современной полит-й науке сложилось два подхода к пониманию процесса принятия решений:1) нормативный, где подчеркивается процесс рационального выбора полит-х целей в сложных ситуациях; 2) поведеннеский, с точки зрения к-го данный процесс рассм-ся как специфическое взаимодействие людей, а основное внимание уделяется описанию разнообразных факторов, влияющих на принятие решений в конкретной ситуации. Процесс принятия полит-х решеншй имеет сложную структуру.Ее составляют такие общеобязательные элементы как вьделение из полит-го контекста конкретных проблем, сбор информации, рассм-е возможных альтернатив, выбор и корректировка принятого плана действий.Каждый из них преобладает на определенном этапе принятия решений. Гл.задачей первого подготовительного эпапа яв-ся разработка оптимальной программы действий. При этом необходимо соблюдение ряда условий. Важное из них сбор достоверной инфо. Второй - эпап принятия решений- служит логическим продолжением первого.Основа процесса - выбор оптимального решения в результате рассмотрения всех возможных альтернатив в качестве к-х выступают как правило формулировки полит-х целей, выдвинутые различными полит-и группами. Выделяют два метода принятия решений - рационально-универсальный и метод последовательных ограничений. рационально-универсальный яв-ся идеальным,предлагает рациональное вычленение проблем и выбор путей ее решения' наиболее соответствующих поставленным целям'.Он исходит из необходимости внесения в политическую деятельность поправок' направленных на осуществление поставленньх целей, что допускает возможность выдвижения и реализации частичных, более отвечающих полит-му момену целей. 3авертшает процесс принятия полит-х решений этпап реализации т.е. воплощение принятых полит-х решений на практике.На этом этапе главная роль принадлежит исполнительным властным структурам. По методам реализации решений принято выделять следующие типы осуществления политического курса. 1 .Популизм. Направлен на упрощение предлагаемых обществу полит-х целей, что позволяет властньм органам добиваться поддержки широких масс,не обладающих достаточными знаниям и в данной области. Основной метод достижения поставленных целей -прямая апелляция к общественному мнению. 2. Элитизм. Имеет закрытый характер принятия и осуществления полит-х решений, стремится не допустить большинство граждан к участию в полит-м процессе. Деятельность по управлению полит-м процессом осуществляется в закрытых элитарных рамках. 3. Консерватизм Ориентирован на сохранение структуры и функций традиционных органов управления обществом, форм и методов полит-го регулирования. 4 Радикализм. Добивается коренной перестройки традиционных форм полит-го пРаы1ения. Фсновной метод осуществления принятых решений - насильственный. 5. Демократизм.Подчеркивает необходимость защиты свободы и выполнения реальных потребностей граждан, ориентирован на их широкое привлечение к участию в политическом решении на основах сотрудничества и взаимопонимания. 35. Избирательный процесс – это законодательно урегулированная деятельность по формированию состава представительных органов власти в ходе которой реализуется принцип участия населения в управлении государством. Существует 4 основные формы избирательного процесса: выборы; референдум (волеизъявление); отзыв кандидатов; народная законодательная инициатива. Избирательная право – это право граждан участвовать в избирательном процессе. Существует 2 формы: активное – право голосовать, избирать. Пассивное – право быть избранным, выставлять кандидатуру на выборы (21год, президент 35 лет) Избирательный ценз – это ограничения на участие в выборах. Ценз оседлости – постоянное проживание на территории сост 10 лет. Ценз гендерный – ограничения по полу. Электорат – весь круг лиц наделен избирательным правом. Абсентеизм – сознательное уклонение от участия в выборах. Обязательный вотум – обязанность граждан голосовать (Бельгия, Австрия).
Выделяют три типа избир. систем: 1- мажоритарная –способствует формир-ю стабильного правительства, опирающегося на мажоритарную партию в парламенте. В основе лежит принцип большинства: избранным в данном округе считается депутат от какой-либо партии, к-й собрал установленное большинство голосов, а остальные партии остаются непредставленными. Из каждого избирательного округа может быть избран только один депутат. 2 – пропорциональная – она применяется в многомандатных округах и в общенациональном масштабе. Ее суть в том, что от каждого округа избираются несколько депутатов, число к-х пропорционально соответствует числу завоеванными партиями голосов. 3 – смешанная – сис-ма голосования дает каждому избирателю два голоса, из к-х один он отдает конкретному кандидату,а второй- партии или блоку по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются по мажоритарной, а вторые – по пропорциональной сис-ме. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|