Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы политических элит, способы их отбора.




Элиты типологизируются по ряду оснований: По отношению к власти выделяют: 1.правящую элиту; 2.неправящую, или контрэлиту. По уровню компетенции: -высшая (общенациональная); -средняя (региональная);-местная. По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита; антиэлита.

Кроме того, выделяют: 1."Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию. 2.Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты. 3.Закрытые и открытые.

В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".

Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.

"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.

В мировой практике известны закрытая и открытая системы отбора элит. При закрытой циркуляции (сис-ма гильдий) завис-ть элиты от настроений избирателя меньше. Отбор претендентов на более высокие посты осущ-ся из нижестоящих слоев самой элиты узким кругом высших руководителей. Для занятия должностей имеют значение возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности. Сильные стороны системы – уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии, бол.предсказуемость политики, слабые – склонность к бюрократизации,консерватизму. Она хар-на для традиц-х гос-в. Открытая сис-ма хар-на для демократ-х обществ. Она отл-ся широкими возмож-ми для представителей любых общ-х групп войти в верхний или средний эшелон полит.элиты,высокой конкуренции отбора, первостепенной значимостью личностных качеств, небольшим числом формальных требований и участием широкого круга избирателей или всего электората страны.

Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

 

31. Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.

1. Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.

2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей.

3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций.

4. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личностьстремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

5. Интегративная теория учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.

Типы лидеров

По Веберу. (в основе лежит понятие авторитет)В зависимости от способа легитимации власти:

1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Маргарет Херманн выделил четыре собирательных образа лидера:

1. Лидеры-знаменосцы имеют собственный взгляд на реальность, представление о желанном будущем и средствах его достижения, стремление изменить полит. сис-му (М.К.Ганди,В.И. Лениг и др.)

2. Лидеры-служители выражают интересы своих приверженцев,действуют от их имени(Л.И.Брежнев, К.У Черненко)

3. Лидеры-торговцы отл-ся способностью убеждать людей и вовлекать их в осуществление своих планов(Р.Рейган)

4. Лидеры-пожарные –харак-ся быстрой реакцией на насущные требования времени,эффективными действиями в экстремальных условиях

Различают также лидеров:

Реформаторов-свойственно стремление к мирной тактикемпостепенных изменений,в основном путем убеждения.Они верят в общественные идеалы и видят противоречия между ними и фактическим поведением людей.

Революционеров- не только отвергают различные поведенческие стереотипы,но и отрицают сами эти идеалы.Они признают лишь одно возможное решение- фундаментальное переустройство общ-ва.

32. Современная же теория политической культуры, ставшая в по­литологии общепризнанной, концептуально была оформлена в 50-60-е годы XX в. в работах западных политологов как совокупность знаний, представлений, оценок и образцов поведения, затрагиваю­щих взаимоотношения власти и граждан. Исходя из этого к элемен­там политической культуры относятся:

1)знания о политике, об отдельных ее компонентах и аспектах. Этот компонент политической культуры можно назвать информа­ционно-познавательным;

2) оценки политических явлений, оценочные мнения о тех или иных политических процессах или явлениях. Естественно, что та­кие оценки предполагают наличие в сознании людей определенных нормативных представлений, идеалов, ценностей, с позиций кото­рых и осуществляется оценка политической реальности. Так, напри­мер, оценка того или иного режима как демократического или не­демократического предполагает наличие у оценивающего субъекта определенных нормативных представлений о демократии. Данный компонент политической культуры может быть назван норматив­но-оценочным;

3) эмоциональная сторона политических позиций, т.е. те чувства, которые граждане испытывают к политической системе: патрио­тизм, любовь или презрение к политическим лидерам, нетерпимость к неравноправию, болезненные переживания по поводу ущемления прав определенного национального меньшинства и т.д. Этот ком­понент можно назвать эмоциональным;

4)устойчивые образцы, стереотипы поведения, признанные в данном обществе, другими словами, определенные способы поли­тического поведения. Этот компонент может быть назван поведен­ческим.

Из вышесказанного очевидно, что политическая культура вклю­чает два типа компонентов: во-первых, компоненты, относящиеся к сфере политического сознания (знания, оценки, чувства и т.д.), и, во-вторых, компоненты, относящиеся к сфере политического пове­дения (образцы, стереотипы поведения).

Другими словами, политическая культура отражает взаимосвязь политического сознания и политического поведения, раскрывает механизм реализации феноменов политического сознания в поли­тическом поведении.

В рамках авторской концепции были выделены три «чистых» типа пол.культуры:

1) парохильная-хар-ся отсутствием у людей интереса к политическим институтам,к центральной власти,интересы людей не выходят за рамки их местной общины(для народов,нах-ся на стадии племенного строя)

2)подданническая –отл-ся сильной ориентацией на деятельности власти, на полит-ю сис-му,но слабым участием в пол-й жизни.Подданные ждут от власти решений,но не ориентированы на участие,на стремление повлиять на принятие решений;

3)активистская,или гражданская –хар-ся сильной ориентацией на активное участие в пол-й жизни общ-ва.

Польский политолог Е. Вятр на основе критического анализа кон­цепции Г. Алмонда и С. Вербы предложил собственную. Он выде­ляет традиционную политическую культуру, свойственную для рабо­владельческих и феодальных обществ и характеризующуюся признанием власти священной, а также тем, что отношения власти и подданных определяются традициями (так «было всегда»), неиз­менностью политической системы и ее традиционных норм. Раз­новидностями этого типа являются племенная, теократическая и де­мократическая культуры. Наряду с этим типом в добуржуазных обществах существовала и так называемая политическая культура сословной демократии (патрицианская, дворянская).

Буржуазное общество порождает два основных типа политиче­ской культуры: демократический и автократический. Для демокра­тического типа характерны активность граждан, признание прав и свобод человека, принцип контроля со стороны граждан деятель­ности правительства и т.д. Сам этот тип политической культуры имеет две разновидности: консервативно-либеральную и либерально-демократическую. Первая признает в качестве главных ценностей гражданские права и свободы, но отвергает государственные рефор­мы, направленные на перераспределение национального дохода и др. В либерально-демократической, напротив, признанию основ­ных ценностей и образцов поведения, типичных для буржуазной демократии, сопутствует ожидание социальных реформ, проводи­мых государством.

 

 

33.Основу политическогопроцесса сос-т деятельность субъектов политики(индивиды,группы,нститутывласти)по формированию, осуществлению, развитию и т.д.Важнейшей характеристикой полит. процесса яв-ся способ или режим,функционирование полит.сис-мы.Традиционно выд-т три режима:

1) собственно функционирования полит. Сис-мы,при к-м смена состояний отсутствует,наблюдается простое воспроизводство элементов сис-мы,а господствующими чертами становится традиционность и преемственность.

2) развития,для к-го свойственно воспроиз-во полит.сис-мы с учетом изменившихся условий существования и требований времени.отличительными чертами яв-ся многообразие форм и методов управления,учет внутренних и внешних факторов.

3)упадка,ведущего данную полит. Сис-му к краху.Хар-ся нарастающей дифференсацией общ-ва,неспособностью учесть уроки развала др.систем.

Полит.процесс можно определить как функционирование полит. сис-мы,в основе к-го лежит совокупная деят-ть субъектов политики в сфере власти.

Стр-ру полит.процесса можно поделить на несколько сис-м по нескольким критериям:

1)по хар-ру преобразования власти(революционные и эволюционные)

2) по объектам пол.воздействия(внутри- и внешнеполитические процессы)

3)по степени воздействия на развитие полит.сис-мы(макро- и микропроцессы)

4) по характеру участия масс в полит. жизни(ангажирующие-направленное на свободное волеизъявление личности как субъекта; неангажирующие-несвободные)

5)с точки зрения публичности(открытый и скрытый(теневой)полит. процессы.)

6)по значимости (базовые и периферийные)

Выд-т след-е этапы или структурные элементы:

1) представления полит.интересов соц. Субъектов институтам власти;

2) выработки и принятия пол-х решений

3) реализации пол-х решений

Базовыми элементами полит. процесса выступают полит. участия и принятие полит. решений.

34. Политическое участие- один из основных компонентов любого полит-го процесса. Ёго можно определить как деятельность субъектов политики по достижению собственньх социально значимых политических интересов.Уровень политического участия определяется степенью вовлеченности соц-х субъектов в политической жизнь общества. Он зависит от многих факторов: состояния полит-й системы, т.е. стадии ее развития, конкретной ситуации, уровня полит-й культуры как всего

общества в целом, так и отдельных его граждан. Уровень политического может зависеть от профес-й направленности личности, ее психолог-х установок и особенностей соц-го статуса и понимания личной выгоды и общественного долга.

Осн. условиями политического участия яв-ся способность личности к пониманию собственных возможностей и положения в обществе: желания поддерживать или изменить свое положение или ситуацию в обществе; а также предоставление органами и институтами государственной власти возможностей и средств реалиизации интересов и защиты прав граждан.

Одной из наиболее распространенных яв-я классификация,где критерием вьыступает уровень полит-го участия. В соответствии с этим выделяют совершенно пассивные формы полит-го поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов; вовлеченность индивидов в решение только местных проблем.Мы можем говорить о следующих формах полит-го участия в зависимости от его характера:

1) негативное участие в политическом процессе

2) пассивное, апатичное отношение граждан к политике

3) «промежуточная форма» характер-я нерегулярную полит-ю активность граждан

4) активные формы полит-го участия к-е можно условно подразделить на: а) активно-непрофес-е отражающие полит-ю активность регулярно занимающихся полит-й деят-ю на непрофес-й основе; б) активно профес-е участие в представительных органах власти и др.).

Осн.формой полит-го участия, свойственной большинству соц-х субъектов, выступает участие в электоральном процессе.Оно отл. тем, что действия личности по защите собственных интересов носят не одиночный,а коллекгивный хар-р предоставляется

возможность выбора опред-ой массовой группы по защите интересов и степени полит-ой активности.

Выделение форм полит-го участия возможно и по др.критериям.С точки зрения мотивации полит-х действий го-

ворят об автономном участии (т.е. являющемся результатом свободного выбора, а не обусловленного принуждением) и мобцлцзованном (осуществляемом по принуждению).По отношению субъектов полит-го процесса к действующему законодательству выделяют, легальные (конвенциональные) и нелегальные (неконвенциональные) формы полит-го участия.Участие граждан в полит-м процессе может быть организованным и неорганизованным, систематическим и переодическим.

Политическое решение- стадия полит-го процесса, а ход их принятия и выражения в форме полит-й воли –др. его стадия.Этот процесс формируется под воздействием множества факторов общесистемного характера –макрофакгоров и микрофакторов, отражающих локальные или краткосрочньые явления.

В современной полит-й науке сложилось два подхода к

пониманию процесса принятия решений:1) нормативный, где подчеркивается процесс рационального выбора полит-х целей в сложных ситуациях; 2) поведеннеский, с точки зрения к-го данный процесс рассм-ся как специфическое взаимодействие людей, а основное внимание уделяется описанию разнообразных факторов, влияющих на принятие решений в конкретной ситуации.

Процесс принятия полит-х решеншй имеет сложную структуру.Ее составляют такие общеобязательные элементы как вьделение из полит-го контекста конкретных проблем, сбор информации, рассм-е возможных альтернатив, выбор и корректировка принятого плана действий.Каждый из них преобладает на определенном этапе принятия решений.

Гл.задачей первого подготовительного эпапа яв-ся разработка оптимальной программы действий. При этом необходимо соблюдение ряда условий. Важное из них сбор достоверной инфо.

Второй - эпап принятия решений- служит логическим продолжением первого.Основа процесса - выбор оптимального решения в результате рассмотрения

всех возможных альтернатив в качестве к-х выступают как

правило формулировки полит-х целей, выдвинутые различными полит-и группами.

Выделяют два метода принятия решений - рационально-универсальный и метод последовательных ограничений.

рационально-универсальный яв-ся идеальным,предлагает рациональное вычленение проблем и выбор путей ее решения' наиболее соответствующих поставленным целям'.Он исходит из необходимости внесения в политическую деятельность поправок' направленных на осуществление поставленньх целей, что допускает возможность выдвижения и реализации частичных, более отвечающих полит-му момену целей.

3авертшает процесс принятия полит-х решений этпап реализации т.е. воплощение принятых полит-х решений на практике.На этом этапе главная роль принадлежит исполнительным властным структурам.

По методам реализации решений принято выделять следующие типы осуществления политического курса.

1 .Популизм. Направлен на упрощение предлагаемых обществу полит-х целей, что позволяет властньм органам добиваться поддержки широких масс,не обладающих

достаточными знаниям и в данной области. Основной метод достижения поставленных целей -прямая апелляция к общественному мнению.

2. Элитизм. Имеет закрытый характер принятия и осуществления полит-х решений, стремится не допустить большинство граждан к участию в полит-м процессе. Деятельность по управлению полит-м процессом осуществляется в закрытых элитарных рамках.

3. Консерватизм Ориентирован на сохранение структуры и функций традиционных органов управления обществом, форм и методов полит-го регулирования.

4 Радикализм. Добивается коренной перестройки традиционных форм полит-го пРаы1ения. Фсновной метод осуществления

принятых решений - насильственный.

5. Демократизм.Подчеркивает необходимость защиты свободы и выполнения реальных потребностей граждан, ориентирован на их широкое привлечение к участию в политическом решении на основах сотрудничества и взаимопонимания.

35. Избирательный процесс – это законодательно урегулированная деятельность по формированию состава представительных органов власти в ходе которой реализуется принцип участия населения в управлении государством.

Существует 4 основные формы избирательного процесса: выборы; референдум (волеизъявление); отзыв кандидатов; народная законодательная инициатива.

Избирательная право – это право граждан участвовать в избирательном процессе.

Существует 2 формы: активное – право голосовать, избирать. Пассивное – право быть избранным, выставлять кандидатуру на выборы (21год, президент 35 лет)

Избирательный ценз – это ограничения на участие в выборах.

Ценз оседлости – постоянное проживание на территории сост 10 лет.

Ценз гендерный – ограничения по полу.

Электорат – весь круг лиц наделен избирательным правом.

Абсентеизм – сознательное уклонение от участия в выборах.

Обязательный вотум – обязанность граждан голосовать (Бельгия, Австрия).

 

Выделяют три типа избир. систем:

1- мажоритарная –способствует формир-ю стабильного правительства, опирающегося на мажоритарную партию в парламенте. В основе лежит принцип большинства: избранным в данном округе считается депутат от какой-либо партии, к-й собрал установленное большинство голосов, а остальные партии остаются непредставленными. Из каждого избирательного округа может быть избран только один депутат.

2 – пропорциональная – она применяется в многомандатных округах и в общенациональном масштабе. Ее суть в том, что от каждого округа избираются несколько депутатов, число к-х пропорционально соответствует числу завоеванными партиями голосов.

3 – смешанная – сис-ма голосования дает каждому избирателю два голоса, из к-х один он отдает конкретному кандидату,а второй- партии или блоку по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются по мажоритарной, а вторые – по пропорциональной сис-ме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных