Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Референдум как механизм непосредственной демократии.




Референдум – наиболее распространенная форма непосредственного участия населения в решении государственных вопросов. Это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Родиной референдума обычно считают Швейцарию, хотя некоторые считают референдумами плебисциты Луи Наполеона 185 и 1852гг. Следует различать понятия «референдум» и «плебисцит». Плебисцит – референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер. Референдум используется для принятия конституций и поправок к ним, одобрения законопроектов, изменения формы правления, получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных или внутригосударственных решений, а в ряде стран (Швеция, США) – для решения местных вопросов.

Референдум (по А.А.Мишину) - обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо вопроса.Референдум (по Конституции) – высшее непосредственное выражение власти народа.

Условия для референдума:

1. выносимый на референдум вопрос должен быть однозначно сформулирован и вполне доступным для понимания рядового избирателя

2. до референдума решение, принятое путем его проведения, должно быть обстоятельно разъяснено избирателям через средства массовой инфо с указанием желательных и возможно нежелательных последствий.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Черты референдума:

1. круг лиц – это избиратели (а общенациональном референдуме принимает участие весь избирательный корпус, в референдуме на уровне субъектов Федерации – часть избирательного корпуса);

2. голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса – законопроект, Конституция…

3. при проведение референдума не нужны избирательные округа

4. ели соблюдены установленные законом условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

5. результаты референдума определяются только на основе принципов мажоритаризма.

В октябре 1995 года в РФ был принят ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.

На референдумы не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации,

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, палат федерального Собрания РФ, а также проведение досрочных выборов указанных органов и их отсрочке;3) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;4) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;6) об амнистии и о помиловании.

 

 

Этнос и политика.

Этнос (древнегреч. «народ», «племя») определяется многими учеными как совокупность лиц одной национальности независимо от места их проживания.

Важными признаками этноса являются общая культура язык, психика, специфика характера и самосознания, которые предполагают различные понятия «мы»- «они» на основе самоопределения. Национальное самосознание как важный признак этноса становится определяющим фактором поведения народа.

Этничность – принадлежность к этносу – не дана индивиду от рождения, она приобретается в процессе социализации личности, поэтому она может манятся в процессе жизнедеятельности человека. Для многих народов, особенно многочисленных или населяющих обширную территорию, характерно деление на субэтносы. (пример, мордва – мокша, эрзя). Суперэтнос – группы народов, имеющих общие черты культуры и общее самосознание, основанные на генетической и языково-культурной близости (восточные славяне) или на конфессиональном и связанном с ним культурном единстве (арабы).

Этносы различаются по численности, степени консолидированности и четкости этнического самосознания, характера расселения. Большинство этнонациональных общностей не имеют своей государственности и проживают в многонациональных государствах. На территории РФ проживает более 180 народов, при этом русские составляют около 80 % населения, представители других национальностей составляют чуть более 20 % населения.

Этнополитика – научное направление, зародившееся в западной пол.науке в к.60-н.70гг., ее предметная сфера охватывает взаимодействие м/д этносами и политикой, влияние этнических общностей людей на их полит.поведение и сферу политики в целом. Родоначальники – М.Паренти и Дж.Ротшильд.

Зарубежные авторы выделили субъекты этнополитического действия: личность, этнические общности и группы, этнополитические институты (партии, движения, ассоциации).

Национальное неравноправие – типичная черта почти всех полиэтнических государств независимо от того, кто стоит у власти. Этнополитика в этих условиях предполагает, что в качестве главного действующего лица выступает этническая общность, преследующая определенные цели. Одна из проблем – проблема этнического самоопределения. Самоопределение народа – это политическое самоопределение. Эта идея возникла в 18в. – принцип «одна нация – одно гос-во». В середине 20в. получает международно-правовое признание, закрепляется в Уставе ООН как принцип равных прав и самоопределения народа. Современное международное право исключает предоставление к-либо преимуществ одному народу за счет прав и интересов другого.

В Концепции государственной нац.политики РФ, принятой в 1996г. подчеркнуто, что реализация прав и свобод граждан, относящихся к их национальной принадлежности, может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов с учетом разрозненного проживания многих народов на территории гос-ва. Одна из таких форм – национально-культурная автономия (НКА), позволяющая гражданам РФ, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным, национальным меньшинствам решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Современная этнополитическая ситуация ставит перед народами РФ новый выбор: либо воспринимать другие нации в качестве чужеродных и даже враждебным, либо принимать релятивистскую теорию наций (А.Г.Здравомыслов), суть которой в том что нации существуют не сами по себе, а «друг через друга». Согласно Конституции РФ, ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти, ресурсами, ибо носителем власти являются все граждане субъекта Федерации, которые равноправны, как равноправны и сами этносы.

41. Международные отношения: понятия и критерии

Международные отношения это совокупность взаимодействий по поводу властных отношений (распределения и утверждения власти, могущества, влияния), выходящих за пределы пространственных границ гос-ва.

МО возникают вместе с гос-вом. МО возникают и развиваются как межгосударственные взаимодействия, имеющие ярко выраженные политико-правовые, военно-стратегические, экономические аспекты. МО можно определить как особый род общественных отношений, выходящих за рамки внутригос-х взаимодействий, территориальных образований, представляющих совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных и иных связей между гос-вами,основными социальными, экономическими и общественными движениями, действующими на международной арене.

Классификация МО:

1)по классовому критерию:

-МО господства и подчинения (отношения феодального и капиталистического типа)

-МО сотрудничества и взаимопомощи (между социалистическими странами)

-переходные МО (между развивающимися гос-вами)

2)по общецивилизационному критерию:

-отношения, основанные на балансе сил

-отношения, основанные на балансе интересов.

Виды МО рассматриваются:

1.по сферам общественной жизни и содержанию отношений

2.по взаимодействующим участникам

3.по характеру отношений

Состояние МО рассматривается с т.з. их напряженности: стабильности-нестабильности, доверия-вражды, сотрудничества-конфликта.

Субъект МО = гос-ва.

Предмет = события, явления, процессы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных