Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административно-территориальные формы организации государства (или фор-




мы государственного устройства) могут основываться на двух принципах: унита-

ризма и федерализма, в соответствии с которыми государства разделяются на

унитарные и федеративные.

Унитаризм представляет собой модель организации государственного управ-

ления, основанную на объединении политической компетенции центром. Вопло-

щением принципа унитаризма является унитарное государство, которое представ-

ляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований,

а из административно-территориальных единиц. Отличительными признаками

унитарного государства выступают: единая конституция, нормы которой приме-

няются на всей территории страны; единое гражданство и единая система права;

централизованная судебная система; единая система высших органов государст-

венной власти и подразделение на административно-территориальные единицы

(департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической само-

стоятельностью.

В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобри-

тания, Испания, Италия, Дания, Финляндия).

федерализм — это институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством». Федерализм можно рассматривать как про-

странственное или территориальное разделение властей.

Институтами федерации являются:

• как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов федерации;

• устойчивая конституция, распределяющая власть между центром и федераль-

ными единицами;

• двухпалатный парламент, одна палата которого представляет интересы раз-

личных сегментов общества, а другая — интересы регионов;

• право федеративных единиц на внесение изменений в общефедеральную кон-

ституцию;

• право внесения изменений в региональные конституции (не противоречащих

общефедеральной конституции) за региональными органами власти;

• долевое управление (центр + регионы);

• самоуправление регионов;

• политический иммунитет против права сецессии.

Взаимодействие федеративных институтов, их композиция порождают много-

образие форм и моделей федерализма.

Дуалистическая форма федерализма характеризуется четким распределением

полномочий между центром и регионами. Решения, которые входят в совмест-

ную компетенцию центра и регионов, должны приниматься на основе взаимных

соглашений и сделок. В качестве примера этой формы федера-

ции можно привести США.

Кооперативная форма федерализма определяется договоренностью между со-

ставными частями государства и сотрудничеством между федеральным прави-

тельством и правительствами регионов. Такое сотрудничество касается прежде

всего осуществления крупных социально-экономических программ, способных

приносить выгоду всему сообществу. Примером этой формы федерализма может

служить Германия.

Конкурентная форма федерализма отличается конкуренцией между региона-

ми за приток капиталов, рост инвестиций и т. п. Конкуренция, развивающаяся по

«горизонтали», дополняется сотрудничеством и компромиссом по «вертикали»

(т. е. между центром и регионами). Конкуренция может порождать как большую

активность регионов, так и острый конфликт между ними. Такие конфликты до-

статочно часто встречаются в практике федерализма Германии.

Промежуточная форма федерализма сочетает в себе элементы как кооператив-

ной, так и конкурентной форм. Выделяются две альтернативы развития такой

формы. В случае усиления роли центра промежуточная форма может трансфор-

мироваться в кооперативную, как это случилось в Германии. В том случае, если

верх берут тенденции усиления автономии регионов, государству может угрожать

трансформация в конфедерацию. Примером последнего является Канада.

Д. Элазар выделяет три модели федерализма: «пирамида», «периферия—центр»,

«федеральная матрица».

Модель пирамиды предполагает жесткую иерархию во взаимоотношениях цент-

ра, регионов и местного самоуправления. Такая модель в большей степени харак-

терна для политических систем, ориентированных на мобилизацию ресурсов

с целью ускоренного развития или нейтрализации внешних угроз.

Модель «периферия—центр» предполагает равенство регионов между собой

при одновременном доминировании центра по отношению к ним. В этой модели

органично сочетаются традиции территориального плюрализма с централизован-

ным управлением.

В модели федеральной матрицы отсутствует жесткая соподчинен-

ность и иерархия власти. Центры власти располагаются и по горизонтали, и по

вертикали. На любом уровне власть распределяется как по вертикали (законодательные, исполнительные органы власти), так и по горизонтали (судебные и административные органы власти).

Особое внимание уделяется в теории федерализма проблеме централизации/

децентрализации власти. Под децентрализацией понимается рассредоточение, раз-

деление власти между различными центрами. Швейцарский политолог М. Росси

выделяет четыре основные формы децентрализации:

• деконцентрация — передача части властных функций центром нижестоящим

структурам территориального управления;

• делегация — передача определенных видов ответственности территориальным

структурам управления;

• деволюция — передача определенных полномочий и ресурсов от центра терри-

ториальным структурам управления;

• экономическая децентрализация — уменьше-

ние государственного управления экономи-

кой, стимулирование развития частного сек-

тора.

Чаще всего федерализм ассоциируется с де-

централизацией власти. В действительности от-

ношения между централизацией/децентрализа-

цией и унитаризмом/федерализмом могут быть

весьма многообразными. Эти отношения пока-

заны на рис. 8.4.

Очевидно, что все государства можно разде-

лить на: 1) федеративные и децентрализованные;

2) федеративные и централизованные; 3) уни-

тарные и децентрализованные и 4) унитарные и

централизованные.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных