ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Административно-территориальные формы организации государства (или фор-мы государственного устройства) могут основываться на двух принципах: унита- ризма и федерализма, в соответствии с которыми государства разделяются на унитарные и федеративные. Унитаризм представляет собой модель организации государственного управ- ления, основанную на объединении политической компетенции центром. Вопло- щением принципа унитаризма является унитарное государство, которое представ- ляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц. Отличительными признаками унитарного государства выступают: единая конституция, нормы которой приме- няются на всей территории страны; единое гражданство и единая система права; централизованная судебная система; единая система высших органов государст- венной власти и подразделение на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.), которые не обладают политической само- стоятельностью. В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобри- тания, Испания, Италия, Дания, Финляндия). федерализм — это институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством». Федерализм можно рассматривать как про- странственное или территориальное разделение властей. Институтами федерации являются: • как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов федерации; • устойчивая конституция, распределяющая власть между центром и федераль- ными единицами; • двухпалатный парламент, одна палата которого представляет интересы раз- личных сегментов общества, а другая — интересы регионов; • право федеративных единиц на внесение изменений в общефедеральную кон- ституцию; • право внесения изменений в региональные конституции (не противоречащих общефедеральной конституции) за региональными органами власти; • долевое управление (центр + регионы); • самоуправление регионов; • политический иммунитет против права сецессии. Взаимодействие федеративных институтов, их композиция порождают много- образие форм и моделей федерализма. Дуалистическая форма федерализма характеризуется четким распределением полномочий между центром и регионами. Решения, которые входят в совмест- ную компетенцию центра и регионов, должны приниматься на основе взаимных соглашений и сделок. В качестве примера этой формы федера- ции можно привести США. Кооперативная форма федерализма определяется договоренностью между со- ставными частями государства и сотрудничеством между федеральным прави- тельством и правительствами регионов. Такое сотрудничество касается прежде всего осуществления крупных социально-экономических программ, способных приносить выгоду всему сообществу. Примером этой формы федерализма может служить Германия. Конкурентная форма федерализма отличается конкуренцией между региона- ми за приток капиталов, рост инвестиций и т. п. Конкуренция, развивающаяся по «горизонтали», дополняется сотрудничеством и компромиссом по «вертикали» (т. е. между центром и регионами). Конкуренция может порождать как большую активность регионов, так и острый конфликт между ними. Такие конфликты до- статочно часто встречаются в практике федерализма Германии. Промежуточная форма федерализма сочетает в себе элементы как кооператив- ной, так и конкурентной форм. Выделяются две альтернативы развития такой формы. В случае усиления роли центра промежуточная форма может трансфор- мироваться в кооперативную, как это случилось в Германии. В том случае, если верх берут тенденции усиления автономии регионов, государству может угрожать трансформация в конфедерацию. Примером последнего является Канада. Д. Элазар выделяет три модели федерализма: «пирамида», «периферия—центр», «федеральная матрица». Модель пирамиды предполагает жесткую иерархию во взаимоотношениях цент- ра, регионов и местного самоуправления. Такая модель в большей степени харак- терна для политических систем, ориентированных на мобилизацию ресурсов с целью ускоренного развития или нейтрализации внешних угроз. Модель «периферия—центр» предполагает равенство регионов между собой при одновременном доминировании центра по отношению к ним. В этой модели органично сочетаются традиции территориального плюрализма с централизован- ным управлением. В модели федеральной матрицы отсутствует жесткая соподчинен- ность и иерархия власти. Центры власти располагаются и по горизонтали, и по вертикали. На любом уровне власть распределяется как по вертикали (законодательные, исполнительные органы власти), так и по горизонтали (судебные и административные органы власти). Особое внимание уделяется в теории федерализма проблеме централизации/ децентрализации власти. Под децентрализацией понимается рассредоточение, раз- деление власти между различными центрами. Швейцарский политолог М. Росси выделяет четыре основные формы децентрализации: • деконцентрация — передача части властных функций центром нижестоящим структурам территориального управления; • делегация — передача определенных видов ответственности территориальным структурам управления; • деволюция — передача определенных полномочий и ресурсов от центра терри- ториальным структурам управления; • экономическая децентрализация — уменьше- ние государственного управления экономи- кой, стимулирование развития частного сек- тора. Чаще всего федерализм ассоциируется с де- централизацией власти. В действительности от- ношения между централизацией/децентрализа- цией и унитаризмом/федерализмом могут быть весьма многообразными. Эти отношения пока- заны на рис. 8.4. Очевидно, что все государства можно разде- лить на: 1) федеративные и децентрализованные; 2) федеративные и централизованные; 3) уни- тарные и децентрализованные и 4) унитарные и централизованные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|