Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причины возникновения сепаратизма и способы борьбы с ним (на конкретных примерах).




Сепаратизм - это политическое движение, целью которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства или предоставление части страны широкой автономии, проблема этнического сепаратизма представляется сложнейшей проблемой, решения которой невозможно добиться лишь в рамках какой-либо военно-политической акции. Она носит долговременный характер.

Сепаратизм выражает стремление национальных меньшинств в многонациональных государствах к созданию самостоятельных государств, надо сказать, что в настоящее время на Земле проживает более 3000 народов-этносов, из которых лишь 300 имеют свои государственные образования и автономии.

Современный сепаратизм как политическая программа и как насильственные действия основывается на уже упоминавшемся ложно трактуемом принципе самоопределения, когда каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию, но, как известно, такой смысл не заключен ни в правовой теории, ни в национальных законодательных актах, ни в международных правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) формировать систему управления не в ущерб остальному населению.

Самоопределение, особенно для этнических групп, - это, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм же - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для определенной этнокультурной общности.

3. причины

Основными источниками обострения этнического экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности. Они сопровождаются, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных и межнациональных противоречий под влиянием растущей преступности, а с другой - низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения, все это, в конечном счете, ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем, причем как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней общностей. Существует крылатая фраза: "националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит".

Анализ войн и конфликтов конца XX века позволяет выделить следующие причины сепаратизма.

• Политические причины:

борьба за власть между различными этническими группами на местном, региональном и государственном уровнях; борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства; борьба за полную (государственную) независимость.

• Экономические причины:

экономическая отсталость многонациональных государственных образований и соответственно низкий уровень жизни национальных (религиозных) меньшинств внутри страны по сравнению с другими нациями и народностями; нежелание экономически развитых регионов поддерживать экономически отсталые области страны.

ПУТИ РЕШЕНИЯ

проблемы сепаратизма не поддаются решению на прецедентной основе. Но, с другой стороны, можно выделить несколько направлений усилий, которые необходимо предпринять для предотвращения этноконфликтов.

Первое и самое главное: определение и признание четких критериев применения силы на основе международного права, военная сила в вопросах межэтнических кризисов никоим образом не должна использоваться для достижения политических или экономических интересов определенных лиц, структур, какими бы гуманными целями они ни мотивировались. В свое время американский президент Ф. Рузвельт сказал: "Ни одно из прав и свобод личности ничего не стоит, если при этом нарушается право личности на жизнь". Очевидно, в этом заключается смысл системы безопасности, будь то на региональном или глобальном уровне.

Именно политическим методам урегулирования конфликтов принадлежит приоритет в деятельности по достижению региональной и глобальной безопасности.

поэтому борьба с проявлением этносепаратизма должна быть провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Война - это "последний довод королей", и, вследствие этого, она должна начинаться только тогда, когда все иные средства урегулирования этноконфликта исчерпаны и безрезультатны, поэтому ее использование должно быть легитимно и оправдано наличием потенциальных и реальных угроз.

Одним из важных направлений является также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками этноконфликтов. средства на это должны выделяться развитыми странами, ибо они в не меньшей степени заинтересованы в безопасности около своих границ и не только.

И последнее: необходимо активизировать и углублять глобальное и, особенно, региональное сотрудничество между государствами, чтобы объединить усилия по борьбе с этносепаратизмом. Это сотрудничество может включать в себя как создание международной правовой базы, так и формирование региональных антитеррористических центров с привлечением вооруженных сил. главное, страны мира должны делать это сообща, ибо только вместе можно добиться каких-либо ощутимых результатов и поставить, наконец, точку в проблеме межнациональных конфликтов.

 

32. Понятие политической культуры, её функции и типы.

Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура", в политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

• первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентации, установок, ценностей, веровании;

• второй - наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическое поведение.

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что

предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, раз-витой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная
общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой
ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная
(главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество
рассматриваются как средства для достижения данной цели).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных