Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая мысль Возрождения и Нового времени.




Был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в ос­вобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, гос-х законов, демократического ус­тройства общественной жизни, возникновения и функционирова­ния полит-х институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.). Он резко выступил против религиозных представлений о п-ке, решительно отбросил их, заменив идеей объективной историчес­кой необходимости, которую назвал "фортуной" (судьбой). То есть судьба и личная энергия человека, его способности и знания явля­ются движущими силами п-ки. С др. стороны, в основе по­лит-го поведения человека, согласно Макиавелли, лежит не религиозная мораль, а выгода (интерес!) и сила. Именно в этой связи он сформулировал свой знаменитый тезис "Цель оправдыва­ет средства", хотя в жизни относился отрицательно к тем полити­кам, которые добивались своих целей с помощью насилия.

В произведениях Т.Гоббса (1588—1679 гг.) "Философское начало учения о гражданине", "Левиафан"; Дж.Локка (1632—1704 гг.) "Два трактата о гос-ом правлении"; трудах Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.) "О духе законов"; Ж.-Ж.Руссо (1712-1778 гг.) "Об общественном договоре" и других авторов, творивших на этом эта­пе развития политической мысли и в условиях Нового времени, возникла либеральная п-я доктрина, была обоснована необходимость разделения п-кой власти на три ветви, за­щиты прав и свобод человека, теоретических основ правового го­сударства и гражданского общества. Политические идеи Ш.Мон­тескье и Ж-Ж.Руссо оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т.Джефферсона (1743— 1826 гг.) — выдающегося теоретика и практика американской де­мократии, одного из главных разработчиков Декларации независи­мости США (1776 г.), третьего Президента США. Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как "Метафизические нача­ла учения о праве" И.Канта (1724—1804 гг.), "Философия права " Г.В.Ф.Гегеля (1770—1831 гг.). К заслугам И.Канта нужно отнести прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обо­снование положений Д.Локка о правовом гос-ве, считая, что именно в таком гос-ве все граждане должны иметь одинако­вые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и властвующих относительно управляемых, и управляемых относи­тельно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органичес­кую связь социально-эк-кой и п-кой сфер гос-ва и гражданского общества.

30. Пол. сознание(ПС): пон., уровни. ПС как сфера обществ. со­знания явл. отраж-м тех отнош-й, кот. скла­д-ся внутри общ-ва м/д разл. соц. группами по поводу завоевания, удержания и исп-ния власти, т. е. – пол. отн-й. ПС - это рез-т одноврем-но и отражения суб-ми тех или иных явлений, и выражения их отн-я к отражаемым пол. событиям. В нем отр-ся и оценивается прежде всего отн-е к власти, способам, формам ее орг-ции и реал-ции, к пол.силам разл. направленности и методам их дея­т-ти. Пол. деят-ть явл. именно той основой, на кот. форм-ся ПС. ПС можно опр-ть как комплекс идей, теор. концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суж­дений, эмоц. состояний суб-в пол. отн-й. В нем выдел-ся разл. сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами явл. пол. наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), пол. идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), пол. психология (пол. стремления, чувства, настроения и т.д.). Пол. идеология предст. соб. систе­матизир. совок-ть идейных воззрений и по­ложений, выраж-х и защищ-х пол. ин­тер. и потр-ти той или иной соц. общности или группы и требующих подчинения индивид. взглядов и помыслов провозглашенным идейно-пол. доктринам и установкам. В пол. идеологии можно выделить два ур. функц-ния: теоретико-концептуальный, на кот. формулир-ся осн. положения, раскры­вающие интер. и идеалы класса, соц. слоя (прослойки), нации, гос-ва, и программно-политический, где пол. принципы и идеалы пе­реводятся или воплощаются в соотв. програм­мы, манифесты, лозунги и являют собой идейно-пол. основу д/принятия упр-ких ре­ш-й и ориентирования пол. повед-я и дея­т-ти людей. По ур. отражения пол. реальности ПС может быть теоретич-им и обыденным. По своей направл-ти оно бы­вает демокр., авторитарным, традиц., современным, верноподданническим, лояльным, бунтар­ским и иным. Его осн. видами явл. массовое и специализированное ПС. По суб-м можно выделить соц.-групповое, нац.-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивид. и др. ПС класс-ся и по каче­ственно-содержательным параметрам. У разл. его носи­телей оно м. б. более или менее развитым, доминиро­вать в структуре обществ. и индивид. сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия. Интенсивная политизация обществ. сознания связана с периодами кризисно-революц. ситуаций, со сменой пол. режимов, персон. носите­лей власти, реконструкцией пол. систем, кон­цептуальных основ пол. поведения. Политизация обществ. сознания как правило нач-ся с низших и верхних слоев соц. стр-ры. В меньшей степ. политизации подвержены сред­ние слои общ-ва. Виды: массовое, соц.-групповое и индивид ПС. Массовое предст. соб. сово­к-ть наиб. типичных, общепризнанных пол. идей, взглядов, установок по поводу пол. власти и соц. упр-я. Оно возникает и разв-ся в процессе политизации обществ. жизни, унификации ее норм и принц. на основе историч., личного опыта, традиций культуры, морали, религ. воззрений. Наиб. однородно оно в общ-вах со ста­бильными пол. системами, развитой общеграж­д. идеологией и культурой. Соц-групповое ПС возникает и разв-ся в проц. вза­имод-ия разл. соц. групп по поводу удо­вл-ния ими своих пол. интересов. Групп. ПС не м.б. до конца однородным, как не м. б. однородным соц.-пол. статус входящих в него суб-в. Поэтому внутри любой соц. группы м. б. несовпадающие пол. позиции. Кроме того, ПС группы вкл-т универс. пол. ценности общ-ва, явл-ся той основой, на базе кот. возн-т единство и стабильность обществ. порядка. А поскольку ПС вырастает из взаим-вия разл. пол. интересов, его формир-е связано и с внеш. усл-ми реал-ции пол. интересов. Личное ПС хар-ся не только высоким ур. соц-ции, но и своей уникальностью, достат. разнообр. св-вами. Соц. опыт кажд. личности неповто­рим, и поэтому в проц. жизнед-ти ПС претерпевает измен-я, в рез-те ко­т. формир-ся реакционные, консерв. или революц. пол. позиции. В становлении и развертывании ПС суб-в можно выделить ряд этапов:1. Включенность суб-в сознания в систему по­л. отн-й. Политизация личности, соц. группы, общ-ва; 2. Зарождение пол. ориентации; 3. Накопление пол. знаний; 4. Пол. самоопределение; 5. Осознанные пол. действия.

Билет №7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных