Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современ. полит. идеи и доктрины.




Пол.теория – система знаний, идей о пол., отражающая и характер-ая пр-ссы и явления пол.жизни общ-ва, междунар-х отнош-й и определенным образом объясняющая сущность, стр-ру, механизмы функц-ия пол.институтов, их цели и ценностные ориентации.

Пол. доктрина – руководящий теоретический или пол.принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, пол., военные ориентиры и цели, а также формы их практич-го осуществления.

Либерализм (общ-полит. течение, провозглашающее свободу лич-ти, наряду с огран-ием возм-ти гос-ва). Возникло в Англии 17в. Основоп-ник – Локк. Основные принципы: 1) приоритет прав и свобод личности над обществом и гос-вом. Личность д.б. на первом месте. 2) все ценности и законы созданы человеком. 3) В основе свободы личности лежит частная собственность на средства производства. Этим самым сторонники подчеркивают, что свободными м.б. только обеспеченные люди. Цели: 1) приверженность парламентаризма (68% стран имеют парламент). 2) негативное отношение к возраст. экон-ке и соц. функционированию гос-ва. 3) разделение властей, плюрализм мнений, верхов-во закона, соблюдение прав и свобод, свобода волеизъявления, взаимная ответс-ть гос-ва перед гражданами и наоборот. 4) необходимость конкуренции элит. 5) предпочтение компромиссу при решении валютных полит. проблем в обществе и гос-ве. 6) применение всенародного обсуждение законов и укрепление местного самоупр-ия.

Неолиберализм ( на смену либ-зму ) как политич. течение возник в 1-ой трети 20 века в США, когда выяв-сь огранич.возм-ти либерализма сдерживать соц.нер-ва, что потребовало коренной модернизации либерально-полит. доктрины. Суть неолиб-ма: наряду с абсолютной ценностью част. собственности на средства пр-ва и перечис-ия тех особ-тей, присущих прав. гос-ву, нельзя отрицать необх-ть учета общ-х интересов граждан и участия гос-ва в эк-ке и соц.сфере. Инициатором реал-ии идеи неолиб-ма в США стал през-нт Ф.Рузвельт. Неолиб-зм исходит из необх-ти расш-ия соц. ф-ий гос-ва и границ его вмешат-ва в эк. и соц. сферу. По мнению сторонников, гос-во должно ограждать лич-ть от злоупотреблений и негативных последствий функц-ия рын. эк-ки.

Консерватизм как идейное течение ориентировано на поддержание и сохранение исторически сложившихся форм общест. и гос. жизни; возник как идеология уходящих с политич. арены классов, возник || с идеей либерализма в рез-те англ. бурж.революцией. Основ-ник – Гоббс. Основныепринципы: 1) общество представляет собой систему норм, традиций, институтов уходящих корнями в глубь истории. 2) любой существующий институт предпочтительней вновь создаваемого института. 3) сторонники теории ориентируются на высокий гос.авторитет (гимн, флаг, герб). 4) частная собст-ть гарант свободы и соц.порядка. Цели: 1) обществ. бытие личности должно строится в соответствии с существующими в стране традициями. 2) в гос-ве обязательно должно пропагандироваться идея гос. величия. 3) обществу присуще государствен. первенство и пол. конкуренций. 4) сторонники идеи пропагандируют отказ от пол. вмешат-ва в обществ. жизнь. 5) пренебрежение к парламентаризму и обществ. институтской власти.

Неоконсерватизм предст-ет собой идеологию, сочетающую принципы класс-го конс-зма и либ-зма; это синтез конс-ма, либ-зма и технократ-зма. Возник в 20в. Сторонники: Хайек, Ширак, Рейган, Тэтчер. Основные идеи: 1) только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и граждан. 2) свобода и равенство не совместимы. 3) классическая демократия не осуществляется или вообще вредна. Необходимо согласие демократии и власти элиты. 4) главное право личности – иметь право собственности и свободно ей распоряжаться.

Социал-демократизм – соц-полит. учение, ориентированное на демократич. соц-зм и его достиж-ие путем постеп-ых реформ.Возник в сер. 19 в. в Зап.Европе Характерные черты: 1) мат. трактовка обществ. жизни. 2) подход к анализу общественного явления с позиции интересов трудового класса и всего народа. 3) гуманизация текущих и конечных целей в интересах большинства.

Основ. цели: 1) отрицание всякой диктатуры как формы полит.власти. 2) приверженность принципу парламента. 3) ориентация на плюрализм и консенсус при решении проблем. 4) приоритет мирных демократич. средств при достижении целей. 5) гос.регулирование эк-ки и развития рыноч. механизмов. 6) приверженность концепции соц. защищенности трудящихся масс.

Коммунистич. идея – Китай, Вьетнам

Экстремизм. 1) Радикальный ислам. 2) Радикальный католизм. 3) Фашизм. Цель – получение материальных ценностей.

33. Внеш. политика и междунар. Отн-ия: сущность, характер

Внеш. политика (ВП) – деят-ть гос-ва на междунар. арене, регулирующая взаимоотн-ия с др. субъектами внешнеполит деят-ти: гос-вами, международ., региональн. институциональн. организациями, пол партиями, обществ организациями и церквью.

На ВП гос-ва оказывают влияние внеш и внутр факторы:

Внутр.:1.расстановка внутренних сил, внутренняя политика гос-ва, духовно-нравств. принципы общ-ва; 2. прир-геогреф, демограф и материально-технич. ресурсы гос-ва; 3. эк, научно-технич, воен потенциал страны

Внеш.: 1. расстановка сил на междун арене, проводимая междун политика и принятые междун организациями правовые нормы; 2. эк, научно-технич, воен потенциал страны; 3. природн, географ, демограф. факторы

Междун отношения (МО) являются важнейшим составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/д развивающ. странами и индустриально развитыми.

МО имеют разный уровень:

- глобальные (на уровне ООН);

- межрегиональные;

- региональные (Европа, Азия и т.д.);

- локальные (межгосударственные).

Принципы МО:

1. мировое сосуществование;

2. мир. разрешение конфликта;

3. равномерное и суверенное развитие гос-в мира;

4. соблюдение прав и свобод граждан;

5. воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны;

6. Добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.

 

Билет №10.

10. Полит. власть: сущность, ресурсы, легитимность.

Сущность власти состоит в способ-ти проводить свою волю. Она закл-ся в способ-ти предавать отношения м/д людьми целесообразность и упорядоченность. Упорядоч-ть отношений м/д людьми осущ-ся властью с помощью различ. средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха, авторитета. Виды вл.: полит., эконом., соц., законод., исполнит., судеб., информ., военн., теневая и т.д. Осн. видом вл. явл. полит. вл. – это способ-ть и возмож-ть осуществлять свою волю, оказывать опред. влияние и воздействие на деят-ть и поведение людей с помощью авторитета, насилия и прав. Она охватывает, регулирует и направляет жизнь в обществе и гос-ве, а также регламентирует деят-ть всех других видов власти. Субъектами пол.вл. м.б. соц.-пол. общности, нации, классы и народ от имени которого действует гос-во. Объектами пол.вл. явл. соц.слои, классы, общества.

Ресурсы власти –те средства, с помощью кот. субъект вл. добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. $ неск-ко подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые –меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей; призваны убедить влиянием на сознание человека в общности интересов власть придержащих и управляемых. Другой классификацией ресурсов явл.: 1) экономич. – это материальные ценности, необходимые для общественного пр-ва и потребления;деньги как их всеобщий эквивалент, ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые, продукты питания. 2) политико-силовые – оружие; аппарат физического принуждения; специально подготовленные люди (армия, полиция и т.д.). 3)культурно- информационные – знания и информация, а также ср-ва их получения и распространения, институты науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность понижения или повышения соц.статуса, место в соц.стратификации (т.е. должность, престиж, образование).

Легитимность - это законность власти и обществен. поддержка. Наиболее извест. работы М.Вебера (1864-1920). Считается основопол-ком теории господства. Выделяет 3 пути обеспечивания легитимности власти: традиционный – вл. по наследству,монархия; конституционно-легальный (источ-к вл. – народ), харизматический (избранный владеет особыми качествами). В связи с этими путями он выделяет 3 уровня легитимности власти: 1)идеологический – основан на соотв-ии власти установившемуся типу социализации человека и его интеграции в полит.системе;характерен для тоталит.о режима и достигается путем интенсивной пропаганды. 2) структурный – характерен для устойчивых обществ, где порядок формир-ия власти стал привычным;люди признают власть, т.к. она сформирована на законах. 3) персональный – по мнение Вебера она заключена во всеобщем одобрении властвующего лица. Причины различны. Как правило, харазматичный лидер идентифицируется с идеалом лидера, с личным выбором. Рождает любовь, восторг, поклонение, полное подчинение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных