Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория государства Гегеля.




ГОСУДАРСТВО.

ТЕМА 1.

I. Понятие науки теории государства и права.

II. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

III. Методология ТГП.

IV. ТГП как учебная дисциплина.

I

ТГП - общетеоретическая, юридическая наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве как общественных институтах, явлениях цивилизации и культуры, а также об их взаимодействии с другими социальными явлениями.

ПРИЗНАКИ ТГП:

1. Является универсальной юридической наукой, т.к. основана как на общефилософских, экономических, политических знаниях, так и на конкретных юридических знаниях. Является одновременно абстрактной, обобщающей наукой и в то же время исследует конкретные общественные явления, формирует конкретные юридические понятия и конструкции.

2. ТГП является фундаментальной наукой, она является основой для других юридических наук, поскольку формирует необходимую методологическую базу, общие понятия и принципы, которые используются отраслевыми юридическими науками.

ПРЕДМЕТ ТГП исследует:

1 Государство и право как соц. явление, их сущность и место в обществе.

2 Основные ценности государства и права.

3 Принципы и закономерности, существование и развитие государства и права.

4 Основные категории, понятия, юридические конструкции государства и права.

ФУНКЦИИ ТГП:

1 Гносеологическая (познавательная) - освоение информации, выявление истинны, добывание знаний.

2 Методологическая – функция основы для отраслевых юридических наук. ТГП формирует общие знания, понятия, юридические конструкции, на которых основываются отраслевые юридические науки, т.е. создает для них методологическую базу.

Например, в рамках теории государства и права разрабатываются понятия правового регулирования, методы, способы регулирования, стадии правового регулирования, а отраслевые юридические науки уже используют это понятие применительно к своей сфере (гражданско-правовое регулирование, уголовно-правовое регулирование, административно-правовое регулирование).

3 Прогностическая – функция прогнозов, событий, явлений, закономерностей будущего развития государства и права.

4 Политика управленческая функция- выработка рекомендаций для органов государственной власти, выработка идей и управленческих решений для практической деятельности органов государственной власти.

5 Идеологическая – юридические знания, формируемые ТГП, несут в себе, в том числе, утверждение гуманистических и патриотических начал. Существование и развитие общества, направлены на формирование высокого уровня правосознания.

II

ТГП является гуманитарной наукой, входит в систему гуманитарных наук и взаимодействует с философией, экономикой, политологией, социологией, историей, психологией и другими гуманитарными науками.

Особое место занимает наука философия, поскольку выработанные ей знания, категории и понятия лежат в основе и используются другими гуманитарными науками, в том числе ТГП.

Экономика – наука об отношения хозяйствования, отношения производства, обмена, распределения и потребления. Экономика изучает сущность, закономерности развития данных отношений, а также возможность управления и регулирования экономических отношений. А ТГП изучает государство и право, институты призванные регулировать и управлять, в том числе, экономическими отношениями.

Самостоятельно!!! Соотношение ТГП и других гуманитарных наук!

ТГП - юридическая наука!!!

Система юридических наук включает в себя:

1. Историко-теоретические науки: ТГП, история государства и права, история политических и правовых учений.

2. Отраслевые юридические науки: гражданское, уголовное, процессуальное, административное, конституционное, земельное, трудовое право и т.д.

3. Прикладные науки: юридическая психология, криминалистика, криминология, судебная медицина.

4. Международно-правовые науки: международное (публичное) право и международное частное право.

Также следует отметить, что у историко-юридических наук и ТГП схожий предмет, только юридические науки изучают конкретно исторические условия и факты, а ТГП – закономерности развития и сущность государства и права.

III

Методология юридических наук рассматривает условия и формы научного познания государства и права, разрабатывает принципы и методы научных исследований в области юриспруденции.

Методы юридической науки – приемы, средства и способы получения объективных данных, достоверных знаний о юридической действительности, о государстве и праве.

МЕТОДЫ ТГП делятся на:

- общенаучные

- частнонаучные (специальные)

Общенаучные – это методы, которые применяются большинством наук:

· диалектический метод - основывается на рассмотрении предмета (объекта научного познания) в его развитии и в связи с другими предметами.

Например, государство, как объект теоретического познания. Зарождение и формирование государства с одной стороны, с другой стороны - анализ его взаимосвязей и взаимодействия и с другими социальными явлениями и институтами (этнос, нация, политическая партия, трудовые коллективы, экономические сообщества и т.д.)

· исторический метод-анализ развития объекта.

· методы дедукции и индукции. Восхождение от абстрактного к конкретному и восхождение от конкретного к абстрактному.

· системный метод – изучение объектов исследования, то, из чего состоит объект, как эти элементы взаимодействуют между собой.

Например, применительно к государству. Система государства – это система государственных органов, государство состоит из государственных органов.

Частнонаучные (специальные) – это методы, присущие именно юридическим наукам и ТГП:

· специально юридический метод – исследование с применением специальных юридических категорий, понятий, конструкций. Изучение источников права (нормативно-правовых актов, судебных прецедентов и т.д.)

· сравнительного правоведения – заключается в анализе различных государственно-правовых систем, в сопоставлении и сравнении их между собой.

· метод государственного и правового моделирования - создание на основе имеющихся юридических знаний новых правовых конструкций и моделей.

IV

ТГП – учебная дисциплина, основывающаяся на научных знания о государстве и праве, вырабатывающая и излагающая в системном и доступном виде (в виде учебного курса) основные знания государства и права.

ТГП как учебная дисциплина (ПРИЗНАКИ):

1. Основывается на научных знаниях, на теории государства и права как науки.

2. Не вырабатывает новых научных знаний, а формирует научный курс для его изложения обучающимся.

3. Методологически базовая учебная дисциплина, она призвана, с одной стороны, подготовить обучающихся к изучению других юридических дисциплин (отраслевых в первую очередь), с другой стороны – имеет достаточно высокий уровень теоретической абстракции, для обобщения и систематизации получаемых знаний, в том числе и отраслевых. Потому ТГП выступает и как итоговая учебная дисциплина.

4. Основывается на особых учебных методиках преподавания, связана со специальными средствами системного и доступного изложения материала.

5. ТГП как учебная дисциплина делится на две части: теорию государства и теорию права. Это деление условно, поскольку государство и право – это взаимодействующие и неразрывно связанные между собой общественные институты. Но в целях учебного курса сначала анализируются понятие государства, государственной власти, органов государства, механизма государства, государственного управления, а затем изучается право, понятие права, правоотношение, правовое регулирование, правовое поведение, система права, правовые системы и т.д.

 

ТЕМА 2: «Общество. Государство. Происхождение государства. Типология государств».

I. Понятие общества. Понятие власти.

II. Происхождение государства, основные теории.

III. Понятие и признаки государств, сущность государства.

IV. Государственная власть, отличие от общественной власти первобытного общества.

V. Теория и практика разделения властей (самостоятельно).

VI. Типология государств.

I

ОБЩЕСТВО – исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории, связанных между собой экономическими, политическими, культурными отношениями, общими интересами и вследствие этого образующих единый социальный организм.

ПРИЗНАКИ общества:

1 Общество формируется исторически, в процессе взаимодействия людей, постоянно.

2 Общество локализуется (располагается на определенной территории).

3 Совокупность людей, объединенных определенными общими интересами.

4 Общество - функционирующий социальный организм, система.

5 Общество – естественная и необходимая форма существования и взаимодействия людей.

6!!! Общество объединяется, формируется с помощью глубоких социальных связей: экономических, политических, культурных и др.

7 Общество обеспечивает безопасность его субъектам.

8 Общество основывается на управлении и регулировании.

Экономические связи – совместное производство, система распределения и обмена, единая инфраструктура, единый производственный процесс, единые и организованные внешние торговые отношения и другие глубокие экономические связи.

Политические отношения – государство, государственные границы, высшие органы государственной власти, вооруженные силы общества, налоговая и финансовая система.

Культурные связи – язык, самобытность, национальные, этнические, религиозные традиции, идеология.

Социальная власть – система отношений, подчинения одних людей воле других людей, т.е. все общественные отношения. Общественные – это властеотношения, в которых субъектами выступают властвующий субъект и подвластные субъекты, а объектом воля подвластного субъекта.

Власть присуща обществу, неотделима от людей, является основным условием взаимодействия и существования общества.

Например, гражданин и государство, студент и директор института, родители и дети.

Власть в обществе осуществляется через социальное управление и социальное регулирование.

Социальное регулирование осуществляется через институты управления. Власть в обществе, ее содержание и методы осуществления зависит от степени развития общества, а именно культурного, политического, экономического развития.

Виды обществ.

Классификация общественных систем может осуществляться на основе различных методологических подходов и критериев

Наиболее общим является деление обществ на первобытные и цивилизационные. В свою очередь первобытные общества подразделяются на патриархальные и матриархальные, на общества с присваивающей или производящей экономикой. Среди цивилизационных можно выделить неразвитые общества с несформировавшимися еще социально-экономическими и политическими институтами, низким уровнем жизни населения и общества. Развитые, т.е. уже достигшие высокой степени структурированности, системного уровня развития экономики, обеспечение гарантий благополучия и саморазвития. В процессе эволюционного развития формационной общественной системы, характеризующиеся определенной стабильностью социально образующих отношений, а в ходе революционного изменения общественных отношений складываются общества переходного типа.

С позиций марксистской теории, где основным критерием считается способ производства, различают первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую формации.

Цивилизационный подход (А.Дж. Тойнби) на основе «социо-культурного» критерия предполагает существование 21 цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная и д.р.)

При всем многообразии общественных систем, противоречивости и неравномерности их развития следует выделить три компонента, присущих любому человеческому обществу с момента возникновения: власть, управление, регулирование.

Дополнение.

Догосударственное общество.

Развитие догосударственного общества занимает длительный исторический период, который по существу начинается со времени появления среди людей социального регулирования и управления.

Управление - целенаправленное, властное воздействие.

Род – группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, коллективным трудом и уравнительным распределением.

Высшим органом управления в родовой общине выступает общее собрание всех членов рода, т.е. по существу сам род.

Социальными регуляторами в первобытном обществе выступают табу, обычаи и мифы. Среди табу наибольшее значение имел запрет на инцест (родственное кровосмешение)

Мифы – сказания о деяниях людей, героев, богов, которые воспринимались как реальные настоящие события и эталон для поведения.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Обычай является основным регулятором общества.

Обычаи (табу, мифы) являлись мононормами, т.е. сочетали в себе и нравственность, и религию, и правила поведения. Обычай обеспечивается привычкой, т.е. самим постоянным повторением одних и тех же действий, а так же принудительной силой рода. За нарушения обычаев род мог налагать самые суровые наказания (вплоть до изгнания из рода или смерти).

В родовом обществе субъект и объект власти совпадают.

II

Происхождение государства – определенный исторический этап в развитии общества, который связан с различными факторами, который проходит неодинаково в разных обществах, но который является неизбежным.

Теории происхождения государств:

1. Теологическая теория. Свое развитие получила в Средневековье, представители: Августин Аврелий, Фома Аквинский.

Суть теории в том, что государство и право возникли по воле божьей, т.е. Бог является творцом государства и права, а государственная власть, ее представители являются ставленниками Божьими.

2. Патриархальная теория. Представители: Аристотель, Покровский.

Суть: государственная власть произошла от власти отца, отцовская власть – основа государственной власти. Речь идет не только о сущности государственной власти, но и исторически объясняется, что постепенно семьи, возглавляемые отцом, объединялись в одну большую семью, и таким образом создавалось государство, а власть отца переходит во власть монарха.

3. Теория договорного происхождения. Представители: Гроций, Руссо, Монтескье, Гоббс, Спиноза, Радищев.

Согласно данной теории до возникновения государства в обществе царил хаос, люди враждовали между собой, не было порядка.

Гоббс назвал это состояние «войны всех против всех», чтобы преодолеть данную ситуацию, был заключен общественный договор. Речь не идет о том, что в каком-то конкретном месте, в какое-то конкретное время люди собрались и заключили между собой договор. Речь идет о том, что на определенном этапе развития общества людьми была осознана необходимость в создании организованной общественной силы, государства.

Смысл общественного договора: соглашение в первую очередь между людьми и государством, в соответствии с которым люди, каждый конкретный человек, передают часть своих полномочий государству, чтобы оно надлежащим образом организовывало общественные отношения, справедливо управляло обществом и обеспечивало защиту и безопасность членов общества.

Таким образом, теории договорного происхождения видит в основе возникновения государства естественные начала, человеческую волю.

Люди «складывают в общий котел» часть своих прав, и из этих прав создается компетенция государства. (Человек сознательно жертвует в пользу государства часть своих прав, сознательно подчиняет себя государству, с тем, чтобы государство могло правильно и справедливо принять общество).

Теория государства Гегеля.

Гегель полагал, что государство есть высшая форма развития абсолютной идеи («мирового разума», «абсолютного духа»). Абсолютная идея зарождаясь, начинает познавать себя. Сначала это самопознание осуществляется через человека, общество, а затем через высшую, по мнению Гегеля, форму общественного развития – государство.

Теория насилия.

Представители: Гумплович, Каутский.

В соответствии с этой теорией в догосударственное время существовали племена, которые воевали между собой. Государственные образования возникают в результате завоевания одними племенами других племен, т.е. в результате насилия. Как у племени завоевателей, так и у племени завоеванных было родовое общество, т.е. отсутствовал государственный строй. Но, когда происходило завоевание, у завоевателей возникает необходимость управлять подчиненным племенем, а, следовательно, необходимость создания неродовых органов управления, которые со временем становятся государственными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных