Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тоталитарный режим.




1. отсутствие принципа разделения властей. Вся полнота власти в руках узкой группы людей или единоличного лидера.

2. полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, вмешательство государства в сферу частной жизни.

3. права и свободы личности значительно ограниченны

4. господствует одна политическая партия или движение

5. господствует одна идеология, преследование за инакомыслие.

6. экономика под полным контролем государства.

Например, Советский Союз в период культа личности Сталина.

Крайним проявлением тоталитарного режима является фашистский режим:

1. государственный аппарат достигает огромных размеров и строится по принципу пирамиды, во главе которой стоит единоличный лидер с неограниченными возможностями.

2. права и свободы человека максимально ограниченны

3. фашизм опирается на массовый, физический и идеологический террор. Например, Германия.

Идеологическим предшественником идеи тоталитаризма считают древнегреческого философа Платона, который в своем труде «Государство» описывает проект идеального государства, которое строится на основе разделения всего общества на три касты, слоя: правители, (мудрецы), стражи (воины), трутни (крестьяне-ремесленники). Правители всем управляют, стражи – защищают страну и ведут войны, у стражей предполагается общность имущества, жен, детей. Трутни занимаются ремеслом и возделыванием земли.

Идеи социалистов – утопистов Томас Мор («Утопия»), Томазе Кампанелла («Город солнца»). Каждый из них описывает идеальное устройство общества, построенное на уравнительном распределении, отсутствии частной собственности и справедливом правлении выборных органов. Система органов упрощенна, примитивна, правители наиболее уважаемые люди. Государство контролирует все сферы жизни общества, вплоть до написания песен и стихов. Господствуют идеи коллективизма, уравнительного распределения. Человек рассматривается не как личность, а как часть общества.

 

ТЕМА 5: «Государство в политической системе общества».

I. Политическая система, понятие виды.

II. Гражданское общество.

III. Государство и политические партии. Государство и церковь. Государство и трудовые коллективы.

I

Политическая система общества – система государственных и общественных организаций, участвующих общественно-политической жизни страны, отражающих интересы различных социальных групп, влияющих тем или иным образом на государственную власть.

Признаки политической системы:

1. система взаимосвязи и взаимодействия государственных и негосударственных организаций и объединений.

2. политическая система обусловлена экономическими процессами, протекающими в обществе и в первую очередь, формами собственности.

3. в политической системе участвуют различные социальные институты, отражающие интересы различных слоев, классов, групп.

4. в политическую систему входят организации, осуществляющие власть, либо борющиеся за осуществление государственной власти, либо влияющие на ее осуществление.

Структура политической системы:

А) государство - центральный элемент политической системы.

Б) негосударственные политические объединения: политические партии, общественно - политические движения

В) около политические организации (не осуществляющие государственную власть, не борющиеся за ее осуществление, но влияющие на нее): профсоюзные, религиозные, кооперативные и др., осуществляющие свою деятельность в производственной, социально-бытовой и других сферах общественной жизни, но так или иначе влияющих на осуществление государственной власти и борьбу за нее.

Политическая система это не только совокупность организаций, но и:

1 политические отношения между организациями и объединениями и их политической деятельностью.

2 политические нормы и традиции, регулирующие политические отношения, в первую очередь - нормы права.

3 политическое сознание, включая идеологические и психологические аспекты политической системы.

Основной главный элемент политической системы – государство, т.к.:

- государство универсальная и единственная организация, которая способна организовывать общественные отношения, общественную жизнь на уровне всего общества.

- государство выступает единственным официальным представителем всего народа, объединенного признакам территории и гражданства.

- единственный субъект, который является носителем государственного суверенитета.

- государственная власть обеспеченна специальными средствами принуждения, вооруженными подразделениями.

- государство обладает монополией на правотворчество, государство выступает законодателем.

- государство обладает специальным набором материальных ценностей: государственная собственность, деньги, валюта, золотой запас.

- государство выступает важнейшим интегрирующим (объединяющим) фактором.

Именно в государстве сосуществуют противоборствующие слои и классы, государство объединяет и реализует общие интересы.

В политической системе общества можно выделить следующие подсистемы:

1. институциональную (систему организаций и объединений)

2. нормативную (систему политических норм)

3. идеологическую (система взглядов, чувств, представлений и идей).

4. информационную (система политических коммуникаций, информационного обмена).

II

Гражданское общество – общество, основанное на уважении личности, личных свобод и интересов, организованное и развивающееся в соответствии с общепризнанными принципами, базирующееся на признании равенства всех форм собственности, высшим благом, в котором является право и закон.

Признаки гражданского общества:

1. экономическая основа гражданского общества – разнообразие и равенство всех форм собственности.

2. Социально-экономическая основа общества – свобода труда и предпринимательской деятельности, их правовое обеспечение.

3. Уважение и незыблемость прав и свобод личности гражданина, их правовое обеспечение.

4. Идеологическая основа: свобода творчества, свобода мысли, свобода политических и религиозных мировоззрений.

5. политическая основа: государственная власть, но действующая только в рамках права. Открытость и гласность государственной власти.

6. Информационная основа – обеспечение права на доступ к информации и права защиты от информации.

7. Свобода индивидов: а) социальная – может принадлежать к различным социальным группам (семейным, трудовым, сословным); б) экономическая: может быть собственником и предпринимателем; в) политическая: может избирать и быть избранным. Может быть защищенным от произвола государственных органов.

8. Плюрализм в обществе: а) экономический: различные формы собственности, виды производственной и предпринимательской деятельности; б) политический: различные партии и объединения, представляющие интересы различных слоев общества; в) культурный: различные религиозные, национальные традиции и взгляды.

Можно выделить пять основных систем гражданского общества, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой, составляя единую систему гражданского общества:

1. Экономическая система – это в первую очередь, отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, отношения распределения, обмена и потребления.

2. Социальная система – совокупность людей и их объединений. Это человек, семья, коллективы людей и большие социальные общности (нация, народ, класс).

3. Политическая система – организации и объединения людей, осуществляющих, борющихся или влияющих на государственную власть, а также политические отношения, политические нормы.

4. Духовно-культурная система - отношения между людьми, обществом и государством, складывающиеся по поводу культурных и духовных благ. Это образование, наука, культура, религия и т.д., а так же учреждения участвующие в этих отношениях.

5. Информационная система – отношения по общению, обмену и иному обороту информации между людьми на уровне индивидов, мелких групп и всего общества. Они касаются и деятельности средств массовой информации и распространения информации по электронным сетям.

III

Политическая партия – это организованная группа людей, зарегистрированная в установленном законом порядке, в соответствии с законами государства; организация, обладающая структурным единством, имеющая членство, четко выстроенные партийные органы и принятые в установленном порядке корпоративные, нормативные документы.

Основной целью любой политической партии является борьба за государственную власть и осуществление государственной власти.

Выделяют следующие виды партий:

1 По признаку обладания властью:

- правящие,

- оппозиционные.

2 По идеям, которые лежат в основе партийной политики:

- либеральные,

- коммунистические,

- социал-демократические…

3 По отношению партии к государственной политике:

- правые,

- левые,

- центристские.

4 По методам, которые использует политическая партия для захвата государственной власти:

- партии, действующие в рамках закона,

- партии, использующие неправовые методы.

В современной политической системе роль политической партии заключается в продвижении своего представителя в высшие органы государственной власти через систему выборов.

Политические партии имеют программу, в которой излагаются действия партии, которые она совершит, если придет к власти.

Программа – план партии, который предлагается избирателям.

В нашей стране существует возрастная роль партий при осуществлении государственной власти, т.к. при выборах в государственную думу граждане голосуют не за конкретных людей, а по партийным спискам, т.е. непосредственно депутатов назначает сама партия. Гражданин выбирает партию, а партия выбирает депутата.

В работе политических партий в государственных органах широко распространяется такой институт как лабирование.

Лабирование – способ продвижения интересов определенных узких групп за определенную выгоду для политической партии.

Государство и церковь.

Назначение государства и права как общественных институтов заключается в организации общественной жизни, в упорядочивании общественных отношений, в эффективном управлении общества.

Соответственно, государство и право организуют экономическую, политическую, частично культурную и другую светскую общественную жизнь.

Религия и церковь сфера духовной жизни, сфера веры.

Поэтому в идеале названные институты никоим образом пересекаться не должны.

Исключения могут составлять только те отношения, которые связанны с благотворительной деятельностью, борьба с сектами, организация благотворительных учреждений (ночлежки для бездомных).

Государство и церковь: в религии все равны, самые «грязные» политики играют на религиозном, национальном самосознании, это не входит в сферу государства.

Но исторически формы взаимодействия государства и церкви следующие:

- тесное сотрудничество, взаимодополняемость и даже сращивание государственного и церковного аппарата. Церковь участвует в осуществлении государственных функций, а государство участвует в церковной деятельности.

Пример: Средневековая Европа, священная инквизиция: церковь судит и карает преступников, а государство помогает церкви ловить их.

- государство борется с церковью, либо из-за предпочтения как - то одной религии осуществляет гонение на церковные институты остальных религий, либо в государстве господствует атеистическая идеология.

- разделение государства и церкви (в чистом виде не существует никогда), но в наиболее приближенном виде это современное государство.

Государство и трудовые коллективы.

Трудовые коллективы сами по себе наименьшим образом влияют на осуществление государственной власти.

Но трудовые коллективы могут создавать специальные организации, представлять их интересы – профсоюзы.

Профсоюзы могут создаваться по профессиональному признаку (профсоюз преподавателей), территориальному признаку (профсоюз работников г. Екатеринбурга) и по иным признакам (профсоюз одного предприятия ГАЗПРОМ, на всей территории РФ, разных профессий)- по признаку принадлежности к организации или отрасли.

Крупные профсоюзы могут влиять на осуществление государственной власти путем проведения общественных акций, иной пропагандистской деятельности, путем участия в предвыборной компании.

Профсоюз может выполнять роль и экономического рычага воздействия на государственную власть (например, забастовка).

Профсоюзы – это также еще голоса избирателей.

Негативная сторона деятельности профсоюзов заключается в том, что их всегда пытаются взять под контроль преступные группировки.

 

 

ПРАВО

ТЕМА 1.

I. Подходы к пониманию права.

II. Понятие и признаки права.

III. Сущность права. Право и закон.

IV. Принципы права.

V. Функции права.

I

Правопонимание – процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, оценку права и отношение к нему.

Право можно познавать, как:

1 Право в целом, как абстрактное понятие, как общественное явление.

2 Право конкретного общества и государства (правовая система).

3 Отрасль, институт права (гражданское право).

4 отдельные правовые нормы.

Правопонимание зависит от:

- исторических условий, которые влияют на структуру и направленность права;

- от культурных и политических условий, в которых находится субъект правопонимания (ученый, исследователь);

- от идеологических, нравственных, философских оснований, из которых исходит субъект.

Теорий прав множество.

Основные теории права:

Теологическая.

Право исходит от бога, возникает в силу божественной воли. Право – Богом данное искусство добра и справедливости.

Представители: Ф. Аквинский, А. Аврелий.

Теория естественного права.

Представители: Сократ, Демокрит, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Спиноза.

Суть: люди обладают от природы некоторым комплексом прав, которые возникают у каждого с рождения уже в силу того, что он – человек, и не зависит от того, закрепляет ли государство эти права в своих законах или нет.

Возникает это право от Бога или от природы.

Вольтер: «Естественное право самой природой вписано в сердце человека».

Гоббс: «Законы природы неизменны и вечны». По его мысли неизменными являются естественные права, которые являются таковыми и в силу природных законов, и в силу истинного разума, и в силу морали.

Позитивизм и нормативизм.

Представители: Ганс Кельзен, Шершеневич.

Право исходит от государства, оно создано государством. Право – структурированная логическая система, состоящая из норм различной юридической силы. Строится по принципу пирамиды, во главе которой находится главная норма (основной закон, конституция). Все нормы взаимосвязаны и изложены в законах, издаваемых государством, которое обеспечивает эти нормы.

Марксистская теория.

Представители: Маркс, Энгельс.

Право есть продукт классовых противоречий. Право возникает вместе с государством как система нормативного регулирования, обусловлена экономическими отношениями и возникновением частной собственности. Право предназначено для защиты интересов правящего класса.

Определение права: возведенная в закон воля правящего класса.

Социологическая теория.

Представители: Эрмих, Паунд, Муромцев.

Право – само общественное отношение, которое складывается эмпирически (опытным путем), практически, в ходе общественной жизни, человеческой жизнедеятельности.

Эти правила поведения вырабатывает само общество, люди в процессе своего развития.

Право – определенный общественный порядок.

Психологическая теория.

Представитель: Петражицкий.

Суть: право обусловлено психикой людей, их восприятием и переживанием окружающего мира, общества других людей.

Право обусловлено эмоциями, оно возникает в виде личных, интуитивных норм, т.е. правопсихическая реальность, правовые эмоции.

А позитивное право, т.е. право, изданное государством реально лишь на столько, на сколько отражено в сознании индивида, насколько им воспринимается, переживается.

II

Право-универсальная система регулирования общественных отношений, обусловленная природой общества, обладающая нормативностью, формальной определенностью и обеспеченностью государственным принуждением.

Признаки права:

1. Право есть система норм. Нормативность. Норма - правило поведения; мера чего-либо, т.е. определенность. С помощью права определяется возможность или обязанность. Нормативность обозначает главное назначение права – быть регулятором, организатором общественных отношений.

Нормативность предполагает также общий характер права его общеобязательность, т.е. нормы права регулируют общественные отношения в целом, применимы к однотипным отношениям, возникающим в разное время и между разными субъектами.

2. Интеллектуально-волевой характер. Право-следствие и проявление воли и сознания людей. Право формируется как осознанный механизм регулирования, как продукт не только экономических и других закономерностей развития общества, но и как продукт разума.

Право имеет волевой характер:

-в основе права – лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов.

-право устанавливается волевыми действиями народа и государства.

-право функционирует (исполняется) через волевую деятельность конкретных людей, государственных органов и др. субъектов права.

3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право-единственная социальная норма, обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права следует наказание.

4. Формальная определенность права. Этот признак означает:

- нормы права закреплены в письменных актах, они четко и определенно сформулированы.

- нормы права закреплены в официальных документах, имеющих необходимые реквизиты и формы, изданных государством и подлежащие единообразному толкованию, принятые в установленном законом порядке.

5. Системность. Право есть не только совокупность норм. Это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, институтов и отраслей. Форма системы права - система законодательства, состоящая из упорядоченной и иерархичной совокупности нормативно-правовых актов.

Право организует, упорядочивает, само организованно в определенную логическую систему.

III

Сущность права заключается в его организующей роли, в том, что право регулирует и упорядочивает общественные отношения.

Философы изначально давали определение права как меры свободы, поскольку возможность действовать определенным образом реальна только тогда, когда она определена, зафиксирована, очерчена. (Немецкий философ Фихте: попытался на уровне голой абстракции вывести право. Существует «Я», которое изначально обладает двумя стремлениями: желанием познать, желанием иметь, захватить. «Я» начинает реализовывать свои желания, сталкивается с тем, что он не один, есть много других «Я», у каждого такие же желания. Одно «Я» уничтожает другое «Я» в процессе борьбы, познать что-то вообще невозможно: начинаем придумывать признаки - ограничиваем любое явление. Суть в том, что, чтобы определить себя, «Я» должен признавать и других. «Я», определяют взаимную свободу друг для друга).

Свобода одного человека начинается там, где заканчивается свобода другого человека.

Право есть мера свободы.

 

Следующая сущностная сторона права.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных