Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды правонарушений.




Основным критерием разграничения правонарушений является социальный вред (общественная опасность), который наносится совершением правонарушения.

Речь идет о степени опасности деяния для общественных отношений и о его характере.

Различают:

а) Преступление – предусмотренное уголовным законом деяние, наносящие наибольший социальный вред, посягающее на общественный или государственный строй, экономические основы собственности, личные и политические права граждан и на иные основные социальные ценности.

Преступления предусмотрены в уголовном законе и аналогия не допустима.

В уголовном праве есть отраслевой принцип презумпция невиновности в ст.149 УК РФ закреплено: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

б) Административный проступок – это правонарушение в сфере государственного управления.

Оно наносит гораздо меньший социальный вред, чем преступление, однако нарушает нормальную распорядительную деятельность компетентных органов. И за некоторые административные проступки назначают серьезное наказание.

В административном праве недопустима аналогия.

Административные проступки: нарушение правил дорожного движения, санитарных и пожарных норм т.д.

в) Гражданско-правовые деликты – правонарушения в сфере имущественных и неимущественных отношений.

Они связанны, как правило, с невыполнением субъектами взятых на себя обязательств, либо с нарушением законных интересов других лиц.

Например: неисполнение договора, нарушение прав авторства и др.

г) Дисциплинарное правонарушение – это проступки в сфере трудовых правоотношений, как правило, это нарушение правил трудового распорядка.

IV

Злоупотребление правом – это вид правового поведения, при котором поведение субъекта формально не нарушает правовых норм, соответствующих правовым предписаниям, но, тем не менее, фактически наносит определенный социальный вред.

В данном случае субъект употребляет свои субъективные права во вред кому-либо (а в целом во вред общественным отношениям).

Такое использование свои прав явно противоречит цели их предоставления, социальному назначению этих прав.

Например, бюрократическая деятельность компетентных органов, когда должностное лицо исполняет свои полномочия не для решения конкретных дел, а, наоборот, для препятствия их разрешению.

Злоупотребление правом может выражать и в использовании правовых гарантий, предусмотренных субъектом права.

За такое действие, как злоупотребление правом, не может быть назначена юридическая ответственность.

Однако предусмотрены особые средства юридической защиты:

- субъективное право может быть ограниченно;

- субъект может быть принужден к определенным действиям.

Чиновник, который препятствует получению лицензии, может быть принужден вышестоящим органом.

В некоторых случаях правовые предписания построены таким образом, чтобы не допустить злоупотребления.

Например, право наследников на произведение автора сохраняется в течение 50 лет (70) после смерти автора. По истечении этого срока наследник уже не может воспрепятствовать пользованию произведения.

V

В целом принято считать, объективно-противоправное деяние совершение действий, нарушающих правовые нормы, но отсутствуют такие признаки правонарушения, как субъект или субъективная сторона.

Т.е. совершение деяния недееспособного лица не виновное причинение вреда.

Соответственно, за совершение объективно-противоправного деяния не установлена юридическая ответственность, однако применяются иные меры государственного принуждения:

- принудительное лечение;

- принудительные меры воспитательного характера.

VI

Юридическая ответственность – это одна из форм государственного принуждения, наступающая вследствие нарушения прав и заключающаяся в лишениях субъекта личного, организационного или имущественного характера, предусмотренных нормами права.

Признаки:

1. Форма государственного принуждения;

2. Назначается за нарушение права;

3. Назначается компетентными государственными органами;

4. Юридическая ответственность предусмотрена нормами права, а именно, в санкциях правовых норм;

5. налагается в особом процессуальном порядке, в ходе правоприменительной деятельности. Определена в индивидуальном правовом акте.

6. Предполагает наложение лишений личного, имущественного или организационного порядка.

Функции:

· Карательная функция – наказание обществом лица, совершившего правонарушение.

· Превентивная функция – предупреждение совершения правонарушения.

· Воспитательная функция.

· Компенсационная функция – восстановление нарушенных прав – целью юридической ответственности является не только наказание, но и возмещение ущерба, причиненного общественным интересам.

· Организующая функция – юридическая ответственность является элементом механизма правового регулирования, таким образом, способствует упорядочиванию общественных отношений в целом.

Принципы:

1. Законности.

2. Справедливости и целесообразности. Юридическая ответственность должна соответствовать тяжести деяния.

3. Индивидуализации. Конкретная юридическая ответственность назначается за конкретное правонарушение конкретного субъекта. Должны быть учтены все отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

4. Ответственности за вину. Только виновный несет юридическую ответственность, а вина доказывается в установленном законом порядке.

5. Неотвратимость наступления юридической ответственности. Если совершенно правонарушение, то субъект, его совершивший, должен быть наказан.

6. Недопустимость удвоения ответственности, за одно правонарушение человек не должен быть наказан дважды.

Основания юридической ответственности.

К ним относятся обстоятельства, наличие которых необходимо и достаточно для наступления юридической ответственности.

2 основания:

- норма права содержит состав правонарушения и определяет пределы юридической ответственности,

- правоприменительный акт содержит описание совершенного деяния, его квалификацию и определяет конкретный вид, основания юридической ответственности.

Отдельным основанием называют отсутствие обстоятельств для освобождения субъекта от юридической ответственности (в ряде случаев нормы права). Например, амнистия, помилование и др.

Виды юридической ответственности:

1. По отраслевому признаку:

· уголовно- правовая;

· гражданско-правовая;

· административная;

· трудовая.

2. По содержанию:

· личная;

· материальная;

· дисциплинарная.

Личная – ограничения личного характера:

-лишение свободы

- обязательные работы и т.д.

Налагается, как правило, в отраслях уголовного и административного права.

К личной ответственности могут быть привлечены только физические лица.

Материальная – содержится в нормах всех без исключения отраслей права и связана с ограничениями материального характера.

Материальную ответственность несут физические и юридические лица:

-штраф;

-возмещение убытков.

Дисциплинарная – связана с ограничением полномочий, трудовых функций, должности, звания и т.д.

В основном применяется в трудовом праве, субъект дисциплинарной ответственности – физическое лицо:

-увольнение

-выговор и др.

Отдельным видом ответственности некоторые исследователи называют организационную ответственность ответственность физических и юридических лиц в случае нарушения ими правового порядка своей деятельностью.

Например:

Ответственность по антимонопольному законодательству.

VII

Государственное принуждение – необходимый элемент правового регулирования, без которого невозможна организация большей части общественных отношений.

Государственное принуждение – это есть мощный ресурс, который должен быть использован только во благо общества, поэтому оно должно применяться только на основании норм права в строгих процессуальных формах компетентными государственными органами в пределах соответствующих полномочий.

Помимо юридической ответственности выделяются следующие меры государственного принуждения:

1. меры защиты субъективных прав – изъятие имущества из чужого незаконного владения, взыскание алиментов, установление сервитута. Например, право пользования чужим имуществом.

2. меры пресечения – связаны с предупреждением наступления правонарушения.

3. принудительные меры воспитательного характера. Применяются, как правило, к несовершеннолетним, когда они не подлежат или освобождаются от юридической ответственности, в случае совершения противоправного деяния. Например: надзор государственных органов за несовершеннолетними.

4. Принудительные меры медицинского характера. Как правило, применяются к лицам, совершившим общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости.

5. Реквизиция – принудительное изъятие вещей для государственных и общественных нужд с последующим возмещением. Например, при наводнении у граждан изымают лодки.

 

ТЕМА 10.

I. Система права.

II. Система законодательства.

III. Публичное и частное право.

I

Система права – совокупность норм, институтов и отраслей права, объединенных и дифференцированных в единую целостность.

Система права предполагает согласованность и упорядоченность. Вообще, система – это есть целое, включающее в себя отдельные элементы, связанные между собой.

Система права – определенно информационная система, отражающая структуру идеального составляющего права.

Первичным и образующим элементом системы права является норма права.

Каждая норма устанавливает конкретные правила поведения, определяет права и обязанности сторон.

Общественные отношения сложны и многогранны по своей природе, а, кроме того, различные социальные связи меняются, пересекаются, перетекают из одной в другую, а, следовательно, чтобы право могло выполнять функцию универсального регулятора, чтобы правовое регулирование могло достичь поставленной цели, нормы права должны быть взаимосвязаны между собой, взаимодействовать, объединяться с тем, чтобы соответствовать реально складывающейся системе общественных отношений.

Многочисленные нормы интегрируются (объединяются) в систему, располагаются в ней по определенным критериям, образуя институты и отрасли.

Критериями деления права на институты и отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые нормами права.

Это самые разнообразные отношения: имущественные, личные неимущественные, управленческие и др.

Предмет отвечает на вопрос: «Что регулирует право?»

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения.

Метод отвечает на вопрос: «Как осуществляется регулирование?»

Право подразделяется на:

- отрасли;

- институты;

- нормы.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения общего характера, гарантированное государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Нормы права объединяются в институты и отрасли права.

Институт права – совокупность норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (например, институт права собственности в отрасли гражданского права).

Отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Отрасль может включать в себя несколько институтов.

Различаются материальные отрасли права (гражданское, трудовое, административное право) и процессуальные (гражданский - процесс, уголовный-процесс).

Необходимо помнить, что право – явление целостное, где все элементы находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

II

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, отражающая содержание и структуру права.

Система законодательства является внешним выражением системы права, система права реализуется в системе законодательства.

Система законодательства, как и система права, отражает систему и динамику реально складывающихся общественных отношений.

Система законодательства складывается в результате издания и систематизации нормативно-правовых актов, содержащих нормы права.

Система законодательства формируется компетентными органами государства, поэтому в зависимости от объема полномочий каждого конкретного органа, издающего нормативно-правовые акты, а также в зависимости от характера и специфики общественных отношений, которые регламентируют нормативно-правовые акты можно выделить несколько подходов к рассмотрению структуры системы законодательства:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- федеративная.

1. По предмету правового регулирования выделяют горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства соответствующие отраслям системы права: конституционное, гражданское, уголовное законодательство и т.д.

2. По юридической силе и полномочиям норма творческих органов выделяется вертикальное строение системы законодательства КРФ, ФКЗ, Законы РФ и т.д.

3. По структуре государственного устройства выделяется федеративное строение системы законодательства, три уровня нормативно-правовых актов в РФ:

- федеральные;

- субъектов;

- органов местного самоуправления.

В зависимости от сложности и специфики объекта правового регулирования можно выделить комплексное образование в системе законодательств.

Например, природоохранное законодательство.

III

Публичное и частное право рассматриваются как системообразующие элементы Романо-германской правовой системы.

В системе права можно выделить отрасли публичного права (уголовное, административное, финансовое и др.) и отрасли частного права (гражданское, трудовое).

Различия между публичным и частным правом проводятся исходя из специфики общественных отношений регулируемых той или иной отраслью публичного или частного права.

Выделяют три основных признака различия:

1. Чей интерес присутствует и защищается в данном общественном отношении. Если это интерес общества в целом, интерес государства, то речь идет о публичном праве. Если это интересы конкретных лиц, то сфера регулирования частного права.

2. Характеристика субъектов. В публичных правоотношения одним из субъектов выступает государство, однако государство может выступать и в частных правоотношения в качестве субъекта, но в этом случае оно выступает, как сторона по договору или в иной роли, но как равный субъект, т.е. государство не диктует свою волю, не управляет. В публичных правоотношениях государство выступает как властный субъект, реализует государственную власть, осуществляет государственные функции. Здесь нет равенства сторон.

3. Метод правового регулирования. В публичном праве применяется императивный метод правового регулирования, не предоставление участникам правоотношения свободы выбора вариантов поведения; в частном праве применяется диспозитивный метод, основанный на равенстве участников правоотношений.

В других правовых системах деление права на частное и публичное не выражено.

 

 

ТЕМА 11: «Правовая система».

I. Понятие,структура правовой системы. Критерии классификации.

II. Романо-германская правовая система.

III. Англо-саксонская правовая система.

IV. Религиозная правовая система. Мусульманское право.

V. Обычное (традиционное) право и социалистическая система.

I

Правовая система общества – система всех правовых явлений общества на том или ином этапе его развития; комплексная характеристика правовой жизни общества.

Правовая система есть комплекс правовых явлений.

Все элементы правовой системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и только вместе составляют сложный правовой феномен.

Правовая система (правовые семьи) формируется в процессе культурного и исторического развития народов.

Понятие «правовая система» включает в себя закономерности и особенности существования и развития следующих правовых явлений:

1. Субъекты права – государство в целом, физические лица, организации.

2. Правопонимание и правосознание (индивидуальное и общественное).

3. Нормы права как универсальные регуляторы общественных отношений, система права и система законодательства.

4. Юридические отношения, реализация права, правотворчество и правоприменительная деятельность.

5. результаты правового регулирования (правовой режим, законность, правопорядок, правовая культура).

Нужно помнить различие между понятиями система права (характеризует его внутренне строение, организацию правовых норм) и правовой системой (включает в себя систему права и другие правовые явления свойственные данному обществу).

Правовые системы могут определяться по временным характеристикам (средневековая правовая система) и по пространственным характеристикам (англо-саксонская правовая система).

В науке существует понятие «правовая семья», под которым следует понимать совокупность правовых систем разных государств, объединенных в одну группу по признакам правого сходства.

Такие признаки ложатся в основу классификации различных правовых систем (семей).

Критерии классификации:

1. Генезис (происхождение) правовых систем. Общность в происхождении и развитии.

2. Источники права, формы существования правовых норм.

3. Структура правовых систем. В первую очередь речь идет о строении права и законодательства.

4. Юридическая техника, терминология, изложение, систематизация, толкование норм права.

5. Правовая культура и правосознание. Принципы правового регулирования.

По указанным критериям можно выделить несколько правовых систем (семей). Основные из них:

- Романо-германская,

- англо-саксонская,

- религиозная,

- обычная.

II

Романо-германская правовая система

Возникновение

IX-XII века, связано с рецепцией (возрождением) римского права в странах континентальной Европы. Началом такого возрождения послужила работа глоссаторов и постглоссаторов (представителей германских школ токования римского права). Нормы римского права не просто воспроизводились, они перерабатывались в соответствии с действительностью средневекового общества.

Правовая норма.

В Романо-германском праве есть продукт правотворчества высших законодательных органов государства.

Нормы права ассоциируются, прежде всего, с понятием «закон», который принят государством путем издания соответствующего нормативно-правового акта.

Главный источник права –

Нормативно-правовой акт, закон. Закон принимается парламентом, обладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства.

Это письменный акт, который имеет над всеми другими источниками права верховенствующее значение.

Структура права

обусловлена делением права на частное и публичное.

В публичном праве регулируются отношения, в которых реализуются общественные или государственные интересы, одним из субъектов выступает государство в лице своих структур, главный метод правового регулирования – императивный.

Частным правом регулируются отношения, в которых преимущественно регулируются частные интересы. Государство либо не участвует в правовом отношении, либо выступает как равноправный субъект. Диспозитивный метод правового регулирования.

Отрасли права в Романо-германской правовой системе выстроены в соответствии с принципом деления права на частное и публичное.

Особенностью юридической техники в Романо-германской семье выступает высокий уровень кодификации.

Страны: Германия, Франция, Россия, Турция и др.

III

Англо-саксонская правовая система.

Возникновение

Связано с захватом Вильгельмом Завоевателем Англии в 11 веке. Начинает формироваться судебная система, связанная с королевскими разъездными судами. При разрешении дел королевские судьи руководствуются немногочисленными указами короля, местными обычаями и собственным представлением о справедливости.

Практиковалось использование присяжных, которые, в свою очередь, решая дело, руководствуются обычаями и представлениями о справедливости (велениями совести).

Вырабатываемые решения брались за основу другими судами при рассмотрении аналогичных дел.

Постепенно сложилась система прецедентов, которая получила название «общее право».

В XV веке сложился особый порядок эпиляций к монарху «рассмотреть дело по совести».

Рассматривало такие дела должностное лицо при короле. Постепенно он становился самостоятельным судьей с соответствующим аппаратом, который руководствовался в своей деятельности каноническим правом, актами короля, соображениями совести, собственными решениями, вынесенными ранее по аналогичным делам (так складывалось право справедливости).

К XIX веку различие между общим правом и правом справедливости становится незначительным.

Нормы права

Делятся на два вида:

- законодательные (немногочисленные, закреплены в актах Парламента),

- прецедентные (наиболее распространенные, представляющие собой определенные части судебных решений по конкретным делам).

Прецедентной нормой является часть судебного решения, содержащая юридическое заключение по делу и мотивировку решения.

Основной источник права – судебный прецедент.

Прецеденты принимаются в Англии только высшими судебными инстанциями: палатой лордов, судебным комитетом тайного совета, апелляционным судом и Высшим судом.

Другой источник – статут, принимаемый парламентом.

Структура права

Представляет собой разделение на общее право и право справедливости. Четких критериев различия между этими элементами нет.

Исторически сложилось, что в сферу действия права справедливости попали споры о недвижимости, банкротстве, наследовании.

К предмету общего права отнесли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности.

Страны: Англия, США, Канада, Австралия и др.

IV

Мусульманская правовая система.

Семья мусульманского права – совокупность систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия – Иран, Саудовская Аравия, Ирак, Пакистан.

Отличительные черты:

· Один из главных источников права – религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман (Коран).

· Дуализм правовой системы – сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

Помимо вышеуказанного особенностями являются:

1. признание божественного происхождения права, а, следовательно, его обязательность и нерушимость.

2. переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаем.

3. вторичное значение нормативно-правовых актов.

4. незначительная роль судебной практики.

5. большой авторитет доктрин.

6. непосредственность применения права.

7. приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей соблюдения запретов.

Религиозной называется такая правовая система, в основе которой лежат религиозные нормы, т.е. правила поведения, обусловленные верой в высшее, могущественное и совершенное существо – Бога.

Основной постулат: «Бог всемогущ и все знает».

Религиозные нормы – нормы, направленные, прежде всего на поддержание самой веры, на установление особого религиозного порядка в обществе. Они исходят, по мнению верующих от Бога и содержатся в письменных источниках, которым приписывается божественное происхождение.

Религиозной правовая система является тогда, когда эти религиозные нормы определяют содержание правовых предписаний и, соответственно, правоотношений.

Наиболее ярким примером религиозной правовой системы является мусульманская правовая система.

Возникновение

Связанно с распространением мусульманской религии и непосредственно правил шариата (совокупность предписаний верующим в Аллаха).

В VIII – IX в. существенное влияние на мусульманское право оказали исламские правоведы и судьи (КАДИ), которые толковали Коран и формулировали новые правовые нормы.

В XIX в. во многих государствах мусульманское право начинает вытесняться европейским правом, в Турции – Романо-германским правом, в Иране, Пакистане, Ливии, Судане мусульманское право остается основным регулятором общественных отношений.

Норма права

в мусульманском праве – правила, адресованные Аллахом народу.

Источники:

- Коран (речи и проповеди Мухаммеда)

- Сунна (предания о жизни и поступках Мухаммеда).

- Иджма (общие решения исламских правоведов).

V

Обычное традиционное право.

Семья традиционного права – наиболее архаичная из существующих правовых систем.

Главная особенность – основной источник права – обычай, традиции.

Подобная правовая система сохранилась в ряде государств Африки, на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Африки, Индонезия, на островах Океании.

Особенности:

1. неписанный характер права.

2. основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, мифология.

3. Сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» и традиционной правовых систем. Признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи.

4. регулирование обычаями поведения коллектива, а не отдельного индивидуума.

5. коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом.

6. осуществление правосудия непосредственно потерпевшим, либо мудрецами, вождями (кровная месть).

7. архаичность многих обычаев.

8. уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях.

9. месть при тяжком преступлении.

Обычное (традиционное) право, социалистическая правовая система.

Правовая система обычного (традиционного) права строится на признании государством обычаев, т.е. правил, сложившихся естественным путем, в результате многократного повторения, вошедшие в привычку.

Обычай – наиболее древний источник права и сохранился в странах, в которых государство не в состоянии выработать для населения систему норм права и поэтому придает государственную обеспеченность обычаям.

Существование социалистической правовой системы является спорным. Многие исследователи считают, что социалистические страны входят в семью Романо-германского права и не имеют столь значимых особенностей, чтобы их отнести в самостоятельную систему.

Отличительными особенностями социалистической правовой системы считаются содержание и реализация правовых норм. Это направленность на централизованное, командно-административное управление экономикой, попытка урегулирования государством многих сфер жизни, доминирование публично-правовых институтов и сужение частноправовых институтов, преобладание императивного метода правового регулирования.

Например, Китай, Вьетнам, Куба.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных