Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Слово о пользе химии




(Фрагмент речи, произнесенной М.В. Ломоносовым 6 сентября 1751 года в публичном собрании Императорской академии наук)

Натуральные вещи рассматривая, двоякого рода свойства в них находим. Одни ясно и подробно понимаем, другие хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем. Первого рода суть величина, вид, движение и положение целой вещи, второго – цвет, вкус, запах, лекарственные силы и прочие. Первый чрез геометрию точно размерить и чрез механику определить можно; при других такой подробности просто употребить нельзя, для того что первые в телах видимых и осязаемых, другие в тончайших и от чувств наших удаленных частицах свое основание имеют. И хотя в нынешние веки изобретенные микроскопы силу зрения нашего увеличили, а тех частиц, из которых состоят смешанные материи, особливо зрению представить не могут. И посему знание оных только чрез химию доходить должно. Здесь, вижу я, скажете, что химия показывает только материи, из которых состоят смешанные тела, а не каждую частицу особливо. На сие отвечаю, что подлинно по сие время острое исследователей око толь далече во внутренности тел не могло проникнуть. Но ежели когда-нибудь сие таинство откроется, то подлинно химия тому первая предводительница будет.

Здесь, уповаю, еще вопросить желаете, чего ради по сие время исследователи естественных вещей в сём деле столько не успели? На сие ответствую, что к сему требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке. Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся.

Бесполезны тому очи, кто желает видеть внутренности вещи, лишаясь рук и отверстию оной. Бесполезны тому руки, кто к рассмотрению открытых вещей очей не имеет. Химия руками, математика очами физическими по справедливости назваться может.

Долго исчислять и подробну толковать будет, что чрез химию в натуре открылось и впредь открыто быть должно... Она, не употребляя обыкновенных способов, в холодных телах внезапно огонь и в теплых великий холод производит. Известно химикам, что крепкие водки, растворяя в себе металлы, без прикосновения внешнего огня согреваются, кипят и опаляющий пар испускают, что чрез слитие сильной селитряной кислости с некоторыми жирными материями не токмо страшное кипение, дым и шум, но и ярый пламень в мгновение ока воспаляется, и, напротив того, теплая селитра, в теплой же воде разведенная, дает толь сильную стужу, что она в пристойном сосуде середи лета замерзает…

Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие, слушатели. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания.

 

Задание 3. Проведите смысловой, композиционный, стилистический анализ двух из представленных речей в следующей последовательности:

1. Определите тему публичного выступления.

2. Опишите ситуацию речи. При каких обстоятельствах протекает общение? К кому обращается выступающий?

3. Определите основной тезис выступающего, проследите, как развивается мысль оратора?

4. Определите, к какому роду и жанру относится выступление.

5. Определите функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Аргументируйте свой ответ.

6. Выпишите из текста ключевые слова – знаки, несущие основную информацию текста.

7. Какие примеры использует выступающий в ходе аргументации?

8. Выпишите из текста выражения, которые помогают автору образно и выразительно высказать свою мысль.

9. Какие выражения использует автор для привлечения внимания слушателей, как он обращается к аудитории? Попробуйте определить, какой образ аудитории выстраивается в сознании выступающего?

10. Проанализируйте, насколько соответствует последовательность изложения поставленной цели.

11. Отступает ли говорящий от центральной темы? Если вы обнаружили такую непоследовательность, попробуйте понять и объяснить, какими намерениями автора это вызвано.

12. Какова, по вашему мнению, эффективность представленной речи?

13. Попробуйте «оживить» запечатленное в письменной форме публичное выступление. Выделите интонацией значимые компоненты речи.

-1-

А. А. Блок

О назначении поэта

(Речь талантливого русского поэта А.А. Блока (1880-1921), произнесенная 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в петербургском Доме литераторов, посвященном 84-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина)

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.

Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.

… Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние…

Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир..

… Мы знаем, что он (Пушкин) требовал «иной», «тайной» свободы. По-нашему, она «личная»; но для поэта это не только личная свобода:

… Никому

Отчета не давать; себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья –

Безмолвно утопать в восторгах умиленья –

Вот счастье! Вот права»…

Это сказано перед смертью. В юности Пушкин говорил о том же:

Любовь и тайная свобода

Внушили сердцу гимн простой.

… Все перечисленное в стихах Пушкина есть необходимое условие для освобождения гармонии.

… Пушкин умер... И Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура.

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.

Это – предсмертные вздохи Пушкина, и также – вздохи культуры пушкинской поры.

На свете счастья нет, а есть покой и воля.

Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий… И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл.

-2-

Д.С. Лихачев






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных