ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Слово о пользе химии(Фрагмент речи, произнесенной М.В. Ломоносовым 6 сентября 1751 года в публичном собрании Императорской академии наук) Натуральные вещи рассматривая, двоякого рода свойства в них находим. Одни ясно и подробно понимаем, другие хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем. Первого рода суть величина, вид, движение и положение целой вещи, второго – цвет, вкус, запах, лекарственные силы и прочие. Первый чрез геометрию точно размерить и чрез механику определить можно; при других такой подробности просто употребить нельзя, для того что первые в телах видимых и осязаемых, другие в тончайших и от чувств наших удаленных частицах свое основание имеют. И хотя в нынешние веки изобретенные микроскопы силу зрения нашего увеличили, а тех частиц, из которых состоят смешанные материи, особливо зрению представить не могут. И посему знание оных только чрез химию доходить должно. Здесь, вижу я, скажете, что химия показывает только материи, из которых состоят смешанные тела, а не каждую частицу особливо. На сие отвечаю, что подлинно по сие время острое исследователей око толь далече во внутренности тел не могло проникнуть. Но ежели когда-нибудь сие таинство откроется, то подлинно химия тому первая предводительница будет. Здесь, уповаю, еще вопросить желаете, чего ради по сие время исследователи естественных вещей в сём деле столько не успели? На сие ответствую, что к сему требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке. Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся. Бесполезны тому очи, кто желает видеть внутренности вещи, лишаясь рук и отверстию оной. Бесполезны тому руки, кто к рассмотрению открытых вещей очей не имеет. Химия руками, математика очами физическими по справедливости назваться может. Долго исчислять и подробну толковать будет, что чрез химию в натуре открылось и впредь открыто быть должно... Она, не употребляя обыкновенных способов, в холодных телах внезапно огонь и в теплых великий холод производит. Известно химикам, что крепкие водки, растворяя в себе металлы, без прикосновения внешнего огня согреваются, кипят и опаляющий пар испускают, что чрез слитие сильной селитряной кислости с некоторыми жирными материями не токмо страшное кипение, дым и шум, но и ярый пламень в мгновение ока воспаляется, и, напротив того, теплая селитра, в теплой же воде разведенная, дает толь сильную стужу, что она в пристойном сосуде середи лета замерзает… Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие, слушатели. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания.
1. Определите тему публичного выступления. 2. Опишите ситуацию речи. При каких обстоятельствах протекает общение? К кому обращается выступающий? 3. Определите основной тезис выступающего, проследите, как развивается мысль оратора? 4. Определите, к какому роду и жанру относится выступление. 5. Определите функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Аргументируйте свой ответ. 6. Выпишите из текста ключевые слова – знаки, несущие основную информацию текста. 7. Какие примеры использует выступающий в ходе аргументации? 8. Выпишите из текста выражения, которые помогают автору образно и выразительно высказать свою мысль. 9. Какие выражения использует автор для привлечения внимания слушателей, как он обращается к аудитории? Попробуйте определить, какой образ аудитории выстраивается в сознании выступающего? 10. Проанализируйте, насколько соответствует последовательность изложения поставленной цели. 11. Отступает ли говорящий от центральной темы? Если вы обнаружили такую непоследовательность, попробуйте понять и объяснить, какими намерениями автора это вызвано. 12. Какова, по вашему мнению, эффективность представленной речи? 13. Попробуйте «оживить» запечатленное в письменной форме публичное выступление. Выделите интонацией значимые компоненты речи. -1- А. А. Блок О назначении поэта (Речь талантливого русского поэта А.А. Блока (1880-1921), произнесенная 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в петербургском Доме литераторов, посвященном 84-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина) Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога. Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт. Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет. … Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина. Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние… Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир.. … Мы знаем, что он (Пушкин) требовал «иной», «тайной» свободы. По-нашему, она «личная»; но для поэта это не только личная свобода: … Никому Отчета не давать; себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья – Безмолвно утопать в восторгах умиленья – Вот счастье! Вот права»… Это сказано перед смертью. В юности Пушкин говорил о том же: Любовь и тайная свобода Внушили сердцу гимн простой. … Все перечисленное в стихах Пушкина есть необходимое условие для освобождения гармонии. … Пушкин умер... И Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. Это – предсмертные вздохи Пушкина, и также – вздохи культуры пушкинской поры. На свете счастья нет, а есть покой и воля. Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий… И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл. -2- Д.С. Лихачев Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|