Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4




(4 ч.)

Риторика: законы и правила построения речевых произведений

(из истории риторики; риторический канон; создание замысла и построение аргументации речи; композиция речи).

Риторика применительно к потребностям современной речи

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator ← orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому – это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму – это искусство речи.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Жители классического города-государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них – Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (например, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (Горгий, Исократ), философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии: ритор – учитель красноречия, логограф – составитель речей.

Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу теории церковного красноречия.

В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. К этому времени относятся первые работы епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему – сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича.

Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова – автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах.

Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах).

Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году), или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро – концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики – определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

 

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, – и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного).

В «Риторике» Аристотеля названы следующие этапы классического риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио и акцио. Рассмотрим эти этапы подробнее.

1) Инве́нция, изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

Первоочередной задачей построения речи (текста) является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы. Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от того или другого настроения слушателя, третьи – от самой речи» (Аристотель. Риторика. Античные риторики. – М., 1978. С. 25.). Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традиционно именуемых: 1) нравы; 2) страсти, 3) аргументы. Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.

2) Диспози́ция, расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи: 1) введение, 2) рассказ или изложение, 3) повествование или способ убеждения, 4) заключение. Сегодня композиция текста традиционно трехчастна.

Предисловие, или введение, может служить для того, «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой (произносится) речь.

В основной части необходимо четкое знание предмета, о котором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений. Именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.

Последняя часть – заключение, в котором оратору нужно: 1) постараться расположить слушателей к себе и дурно – к противнику; 2) применить преувеличение и умаление; 3) разжечь страсти слушателей; 4) напомнить, для чего произнесена речь.

3) Элоку́ция, речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы. Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний, семантический, стилистический, частеречный, даже звуковой. Основное содержание данного этапа выражается двумя основными направлениями: перевод мыслей в слова и использование тропов и риторических фигур.

4) Мемо́рио, запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

5) Акцио, произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями (речь не только произносится, но и разыгрывается с использованием жестов, мимики, голосовых данных).

Возникший для подготовки устного ораторского выступления риторический канон легко переложим на письменный текст, так как требования, предъявляемые к устному и письменному тексту, едины. Разной является лишь форма изложения.

 

Существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций.

а) К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя малейшая возможность для подготовки.

б) Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления. Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.

в) Определите цель выступления. (Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?) Четкое представление о цели выступления облегчает дальнейшую работу над речью, поскольку в таком случае будущий оратор будет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

г) Выступающему необходимо уделять особое внимание поиску материала, составляющего информационное и иллюстративное обеспечение выступления. При поиске материала следует учитывать, что содержание речи – это информация, вводимая в нее: факты, доводы, рассуждения, объяснения, элементы рассказа о чем-либо, элементы описания. Количество составных элементов содержания речи должно быть достаточным для раскрытия темы. Следует соблюдать и определенное количественное соотношение этих элементов. Так, из обилия фактов нужно выбирать самые интересные, важные и доходчивые. То же можно сказать и об использовании доводов (аргументов) и других элементов содержания речи.

 

Любая речь должна содержать аргументы, т. е. приемы убеждения. Строгие научные, многословные, сложные по содержанию доказательства в ораторской речи не применяются и даже противопоказаны ей, поскольку большинство людей не могут воспринимать сложные доказательства. Учитывая это, целесообразно использовать не сложные логические доказательства, а краткие логико-психологические приемы убеждения.

а) Аргументы к делу основаны на подлинных обстоятельствах дела, подтверждены фактами и практикой – например, такой-то человек не совершил такое-то преступление, потому что находился в это время в другом месте (алиби); или такой-то человек совершил преступление, потому что он, как некоторые слышали, договари­вался с сообщником о его совершении. Это не строгие, но для большинства людей весьма убедительные доказательства.

б) Аргументы к человеку не имеют прямого отношения к объективному рассмотрению дела, установлению истины, но призваны воздействовать на чувства слушателей, а следовательно, и на их дальнейшие действия, их отношение к происходящему. Оратор может воздействовать на чувство жалости, самолюбие слушателей и др., в резуль­тате чего они могут изменить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Например, адвокат, будучи не в состоянии доказать невиновность подзащитного, стремится убедить судей в том, что ему нельзя выносить обвинительный приговор, поскольку современная российская тюрьма способствует лишь дальнейшей деградации личности, или ссылаясь на предынфарктное состояние матери подсудимого и т. д. Это произведет определенный эффект, т. е. об­виняемый может получить условное наказание.

в) Аргументы к пользе побуждают людей отклониться от сути дела в целях защиты своих интересов, своей выгоды. Например, на собрании коллектива предприятия обсуждаются нерентабельность работы цеха и необходимость закупить новое оборудование, что в 5 раз повысит объем выпускаемой продукции; однако кто-то пояс­няет, что это повлечет за собой сокращение половины работников цеха – в этом случае коллектив вряд ли примет положительное решение о закупке более совершенного оборудования.

г) Аргументы – ссылки на признанные авторитеты для многих очень убедительны и вполне заменяют доказательства. Услышав, что такого-то мнения придерживается известный ученый-экономист, многие слушатели, не разбирающиеся в рассматриваемом экономическом вопросе, поддержат его точку зрения; чтобы реклама какого-то вида косметики была успешной, достаточно сказать, что им пользуется знаменитая артистка и т. п.

д) Аргументы – ссылки на здравый смысл рассчитаны на обычный житейский опыт и не более того: Вы утверждаете, что А. избил Б. но этого не может быть, потому что А. гораздо слабее физически; или: Вы говорите, что он много ворует и богат. А посмотрите, как он скромно живет, как бедно одевается! Разве богатый так живет?

 

Готовя выступление, следует также учитывать основные логические законы.

а) Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

б) Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с дру­гом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

в) Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложны­ми, одно из них необходимо истинно, другое — необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде вы­сказывания, а затем — его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое — ложным.

г) Закон достаточного основания. Всякая мысль при­знается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснова­ние этой истинности.

 

Любая ораторская речь должна состоять из трех композиционных частей: вступления, рассуждения (средняя часть) и заключения.

Во вступлении (приступе)нужно постараться привлечь внима­ние слушателей, расположить их к себе, подготовить к слушанию основной части, восприятию излагаемого вопроса. При этом следует высказать уважение к аудитории, не проявляя самоуверенности, чванства, надменности (подобные качества вообще не должны быть присущи оратору). Не менее существенный момент – краткость вступления: оно должно длиться не более минуты. В начале выступления надо сразу сформулировать основную мысль выступления (тезис). Затягивание изложения сути дела, ведет к раздражению аудитории.

В средней части происходит развертывание речи,излагается суть дела – информация, которую оратор считает нужным сообщить, ее толкование, интерпрета­ция и оценка.

Начинать изложение содержания следует с самых главных, основополагающих тезисов; на конец оставляются второстепенные, дополнительные компоненты. В таком случае, если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях выступления.

Заключение по объему может быть больше вступления, но должно занимать не более 1,5-2 мин. В этой части обычно подчеркивают основную мысль всей речи или кратко повторяют все существенные мысли, соображения, соблюдая поря­док их более подробного рассмотрения в средней части.

В целом ораторское выступление должно быть логично и убедительно построено. Автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. В ораторской речи приветствуется использование выразительных средств, которые украшают речь, усиливают ее воздействие на слушателей, помогают более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

Задание 1. Прочитайте изречения, имеющие отношение к красноречию, риторике, общению, культуре речи. Распределите их по следующим тематическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи; 3) фактор адресата, направленность на слушающего. Есть ли здесь изречения, с авторами которых вы хотели бы поспорить?

1. Конечная цель красноречия – убеждать людей. (Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, ХVIII в)

2. Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, с достоинством при исполнении. (Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, 1 в. до н.э.)

3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. (Ломоносов Михаил Васильевич, русский ученый-универсал, ХVIII в.)

4. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно. (Андроников Ираклий Луарсабович, русский литературовед, писатель, импрови­затор).

5. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. (Сперанский Михаил Михайлович, русский государственный деятель, XVIII-XIX в.в.)

6. Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и ясных слов напрасно не ищите;

Но если замысел у вас в уме готов,

Вам нужные слова идут на первый зов.

(Буало Никола. французский теоретик литературы, поэт, ХVII в.)

7. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце. (Ключевский Василий Осипович, русский историк, XIX в.)

8. Только разработка предмета делает речь восхитительной... Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и, наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением. (Цицерон)

9. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения. (Карнеги Дейл, философ, психолог, ритор, США, ХХ в.)

10. Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи. (Гюго Виктор, французский писатель, XIX в.)

11. Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия. (Вольтер Мари Франсуа Аруэ, французский писатель, философ, просветитель, ХVIII в.)

12. Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех народов и веков, снабдите их подробной биографией каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями – и вы окажете этой книгой великую услугу ораторам и неораторам. (Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик, XIX в.)

13. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому. (Платон, древнегреческий мыслитель, философ, ритор, V-IV вв. до н.э.)

14. Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. (Кони Анатолий Федорович, русский юрист, общественный деятель, XIX­-ХХ вв.)

15. Сила мысли – творческая сила. Во вселенной нет другой такой творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволюция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле... Чтобы хорошо жить, надо хорошо мыслить. (Рерих Николай Константинович, русский художник, археолог, мыслитель, XIX- XX в.в.)

16. Мысль изреченная есть ложь. (Тютчев Федор Иванович, русский поэт, XIX в.)

17. Свободным человек может быть только в мыслях. (Хайдеггер Мартин, немецкий философ, ХХ в.)

18. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ею. (Гегель Георг Вильгельм Фридрих, великий немецкий философ, XVIII-XIX в.в.)

19. Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего сильнее на земле печаль,

И долговечней царственное слово.

(Ахматова Анна Андреевна, поэт, ХХ в.)

20. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано иных средств, кроме образов и сравнений. (Шопенгауэр Артур, немецкий фило­соф, XIX в.)

21. Ложь – это наиболее современная и актуальная форма зла. (Бахтин Михаил Михайлович, русский философ, ХХ в.)

22. Дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения. (Аристотель, древнегреческий мыслитель, универсальный ученый, IV в. до н. э.)

23. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, оформить собственные убеждения. (Карнеги Д.)

24. Высказывание формируется в сложном процессе, который начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи (или свернутой схемы предложения) и кодируется (реализуется) в развернутом речевом высказывании. Доходя до слушающего, это высказывание проделывает обратный путь, начинающийся с восприятия сообщения, продолжающийся в его декодировании - выделении его информативных узлов – и кончающийся общей смысловой схемой, переживаемой как понимание услышанного сообщения. (Лурия Александр Романович, русский психолог, ХХ в.)

25. Лошадь узнают в езде, человека – в его речах.

Глухой слушает, как немой речи говорит.

Лиса знает сто сказок, и все про курицу.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Слушать его можно, а верить нельзя.

(Даль В. И. Пословицы русского народа)

Задание 2. Проанализируйте текст выступления М.В. Ломоносова. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как классифицирует Ломоносов свойства предметов?

2. Какими качествами, по мнению ученого, должен обладать настоящий химик?

3. Как вы понимаете последние слова его речи «Широко распростирает химия…»?

4. Подумайте, к какому роду красноречия можно отнести речь ученого. Как вы думаете, к кому он обращался? Какова цель выступления?

5. К какому функционально-смысловому типу относится данное выступление? Аргументируйте свой ответ.

6. Как строится текст выступление? Расскажите о композиции речи.

7. Какие примеры использует Ломоносов в качестве доказательства своего тезиса?

8. К какими словами он обращается к аудитории, привлекая ее внимание?

М.В. Ломоносов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных