Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как построить доказательство




1. Выскажите тезис – основное положение, истинность которого вы хотите доказать. Он должен быть ясным и четким.

2. Выскажите аргументы – логические выводы, истинность которого проверена практикой. Наиболее сильный аргумент – факты, истинность которых не подлежит сомнению.

Индуктивное рассуждение – ход мысли от отдельных положений, фактов, примеров к общему выводу. Это могут быть статистически или социологически установленный факт, интересная статья в газете, шутка в тему, фрагмент книги, которые подводят слушателей к обобщенному выводу.

Приведем пример рассуждения русского философа В.С. Соловьева, сказанного на могиле Ф.М. Достоевского:

«Все мы сошлись здесь ради нашей общей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. <..> А любил Достоевский прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что все мы – род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением»

(Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991, с.226).

 

Сначала раскрываются причины, которые привели всех на могилу писателя, затем идет основная часть – создается образ писателя, и, следовательно, что побудило людей прийти с ним проститься.

 

В риторике речь-рассуждение получила название «хрия». Структура классической (строгой) хрии состоит из восьми последовательных частей:

1) приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии»;

2) парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение»;

3) причина, достаточная для доказательства тезиса (причин может указываться несколько);

4) противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то...);

5) подобие, которым изъясняется и подтверждается тема;

6) пример;

7) свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет;

8) заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

 

Примером почти строгой хрии (с пропуском примера и свидетельства) может служить речь Цицерона на тему «Не стоит бояться смерти (Сократ)».

Некогда Сократ, обвинённый в смертном преступлении, и от защитника отказался, и перед судьями не угодничал, а держался вольного упорства (порождённого высокостью души, а отнюдь не гордынею!)...Наконец, уже почти со смертоносной чашею в руке, разговаривал он так, словно ему угрожала не бездна смерти, а восхождение в небеса [1. Приступ].

Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел [2. Разъяснение темы].

Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие люди находят возвратный путь туда, откуда пришли [3. Причина-довод].

При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону, потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они, предчувствуя, что в смерти – благо, умирают с наслаждением и песнею, – так пристало умирать всем, кто добр и учён [4. Подобие].

В этом не приходится сомневаться – лишь бы не случилось с нами в наших рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость наблюдения [5. Противное].

Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов [8. Заключение].

Задание 4. Прочитайте статью крупнейшего русского мыслителя, литературоведа, исследователя культуры Древней Руси академика Дмитрия Сергеевича Лихачев из книги «Письма о добром и прекрасном», опубликованной в 1985 году. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

1. Какие цели достигает спорящий, если он внимательно слушает и переспрашивает противника?

2. Каких правил следует придерживаться в споре?

3. Согласны ли вы с мнением автора, что, в случае необходимости, следует признать правоту противника?

4. В каких случаях вы бы никогда не уступили в отстаивании своей позиции?

5. Как выглядит, по мнению Д.С. Лихачева, спор без аргументации?

Д.С. Лихачев






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных