![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5(4 ч.) Устные формы делового взаимодействия (принципы речевого поведения в деловом общении; деловая беседа; деловое совещание; деловая полемика; культура делового спора)
Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия и частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия. Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения. В зависимости от различных признаков деловое общение делится на: 1) устное – письменное (с точки зрения формы речи); 2) диалогическое – монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим); 3) межличностное – публичное (с точки зрения количества участников); 4) непосредственное – опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата); 5) контактное – дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве). Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи. В большей степени различаются устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь – различные формы гибридных стилевых образований. Значительны языковые различия между диалогической и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогическая – к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение – это по преимуществу межличностное общение, а публичная речь – это монологическая речь. Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации. Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения. Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения – контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п. Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах – устной и письменной. Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.
Термин " речевое поведение " обозначает всю совокупность речевых действий и их форм, рассматриваемых в социально-коммуникативном аспекте. В деловом общении это речевые действия, по необходимости совершаемые человеком в профессиональном деловом общении. Речевое поведение – это визитная карточка человека в обществе. Можно сказать, что с точки зрения общения слово является действием в определенных условиях по отношению к определенному адресату. В наибольшей степени действенность речи проявляется именно в деловом общении: в письменной форме оно представляет собой язык документов, которые руководят действиями людей, в устной – диалоги, в процессе которых сталкиваются мнения и интересы групп людей, вырабатываются общие принципы взаимодействия и конкретные планы сотрудничества, находятся выходы из конфликтных ситуаций. Каждая из социальных ролей требует особого типа речевого поведения. В современной России типы речевого поведения изменились. Еще десять лет назад было принято руководить только директивными методами (правда, и тогда подобный метод был малоэффективен). Сегодня это невозможно в принципе. Директивные речевые акты остались в деловом общении только в жанрах организационно-распорядительной документации: приказах, постановлениях, распоряжениях. В остальном деловое общение строится на принципах кооперации, учета взаимных интересов, паритета и равенства в иерархических отношениях. Не администрирование, а открытость для контакта и стимулирование подчиненных, не противопоставление интересов "покупателя" и "продавца", "клиента" и "заказчика", а стремление найти общие интересы и решение, которое устраивает обе стороны, – вот основа речевого поведения в современном деловом общении. Центральным принципом речевого поведения в деловом общении, таким образом, является принцип кооперации, реализующийся в семи максимах, или принципах поведения: - максима такта (следует соблюдать границы личной сферы собеседника); - максима великодушия (нужно избегать доминирования в ходе речевого акта); - максима релевантности высказывания (не следует отклоняться от темы); - максима полноты информации (высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется); - максима симпатии (собеседники должны быть благожелательны по отношению друг к другу); - максима согласия (вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, необходим поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение); - максима скромности (одно из условий успешности развертывания речевого акта – реалистическая самооценка, неприятие излишних похвал в собственный адрес). Не все эти максимы могут быть реализованы в одном речевом акте: не всегда необходимо соглашаться с собеседником, выказывать ему симпатию, но быть тактичным, корректным, уважать право собеседника на получение точной и полной информации и на выражение ее со своей стороны должен каждый человек. Основной принцип современного делового общения заключается в том, что изначально общение строится исходя из определения собеседника как партнера, равноправного участника диалога, вне зависимости от его социальной позиции и от его коммуникативной позиции. Не "Принесите мне документы", а "Будьте добры захватить папку с документами" – так скажет цивилизованный руководитель, обращаясь к подчиненному. Формулирование распоряжений и просьб в вопросительной форме предоставляет формально право выбора подчиненному и снимает акцент администрирования с иерархических отношений. Готовность признать свою ошибку, извиниться, оказать услугу, уладить незначительные недоразумения так же естественно для воспитанного человека в деловом общении, как и в обиходно-бытовом. Замена прямых речевых актов косвенными (не "Вам необходимо решить проблему с оплатой наших услуг до 13-го ноября", а "До 13-го ноября мы хотели бы получить от Вас сведения о погашении задолженности") является знаком высокой речевой культуры, признаком цивилизованного общения. Соблюдение основного принципа кооперации является важнейшим постулатом речевого поведения делового человека и обусловливает выбор речевых средств в зависимости от ситуации общения. В отличие от общения со знакомым или близким человеком, деловое общение начинается задолго до встречи с собеседником. Первым этапом речевого акта в деловой сфере общения является формирование замысла этого общения. Замысел формируется как ответ на ситуацию, которая побуждает инициатора общения принять решение начать общение. Вторым этапом речевого акта в деловом общении является подготовительный этап. Он включает анализ ситуации, выработку собственной позиции, стратегии, идеи и составление плана переговоров (для устного общения) или текста (для письменного общения). Третьим этапом речевого акта является само общение. Оно состоит из следующих компонентов. 1. Приветствия, обращения собеседников друг к другу. 2. Постановка вопроса, проблемы, просьбы, высказывание предложений одной стороной. 3. Активное слушание (чтение) и обмен информацией. 4. Выдвижение идей, версий, решение проблем. 5. Нахождение оптимального способа решения проблемы, вопроса. 6. Принятие решения. 7. Заключительные слова и прощание. Четвёртым этапом является анализ проведенных переговоров (или деловой переписки). Анализ включает не только ответ на вопросы: "что получилось?" и "что не получилось?" из задуманного, но и "почему не получилось?". Пятым, заключительным, этапом является выработка стратегии, перспективы сотрудничества. Как видно из проанализированной структуры речевого акта, деловая речь начинается задолго до самой ситуации общения и заканчивается уже после завершения общения. Речевая стратегия есть способ реализации замысла инициатора делового общения, она предполагает отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата. Речевая стратегия определяется особенностями речевой ситуации, личностными и индивидуальными особенностями коммуникантов, особенностями речевых традиций социальной группы, страны и т.д. Различные национальные характеры оказываются восприимчивыми к различным приемам и установкам речевого поведения. В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, получают как одну из её составных частей некий общий образец – идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представления о том, как должно выглядеть "хорошее" речевое произведение – устная речь или письменный текст. Этот идеальный образец речевого поведения и речевого произведения соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном – общеэстетическому и этическому (нравственному) идеалам, сложившимся исторически в данной культуре. Избирательность речевой стратегии по большей части связана с целевыми установками участников диалога: – заключить взаимовыгодную сделку; – урегулировать конфликтную ситуацию; – обсудить детали или ход выполнения соглашения, договора; – обсудить важные организационные или финансовые проблемы. Частные стратегии направлены на достижение цели, осознаваемой переговаривающимися сторонами в качестве основной. Стратегия взаимных уступок и разумных компромиссов используется для решения конфликтных вопросов. Такая стратегия успешнее всего реализуется в форме совместного анализа ситуации: - Давайте рассмотрим эту проблему с другой стороны... - Проанализируем график и отчет о выполненных работах... - Наши позиции во многом не совпадают, однако... Стратегия сближения позиций на почве объединения интересов используется при заключении какого-либо договора и при обсуждении хода его выполнения. При этом важно точно определить интересы, отделив их от позиций. Позиция чаще всего конкретна и ясна; интересы, стоящие за ней, могут быть плохо выражены, малоуловимы и, возможно, непоследовательны. Однако успешная стратегия – это всегда ориентация на сближение позиций или изменение позиций на почве объединения интересов. Вот фразы, которые делают более успешными любые переговоры: - В наших с Вами интересах... - Это существенно для Вас и для нас в равной степени. - Наши интересы совпадают в решении этой проблемы. - Надеюсь, мы с Вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти выход из этой конфликтной ситуации. Непредпочтительными являются стратегия " жесткогопрессинга ", которая предполагает нацеленность на победу любой ценой, и страте гиязатяжныхпереговоров и нечестныхигр, когда каждая из сторон стремится выиграть время, найти самое уязвимое место и не теряет надежду на ошибку своего партнера. Такие стратегии, как правило, заводят в тупик либо дают преимущество лишь одной из сторон, хотя оптимальной задачей любого переговорного процесса является удовлетворение запросов обеих сторон.
Это не так. – Это не совсем так. Я с вами не согласен. – Не могу с вами согласиться. Не разделяю ваших убеждений. – Вы часто бываете правы, но в данном случае я не разделяю ваших убеждений. Это невозможно. – На мой взгляд, ваше предложение осуществить будет очень трудно. Это абсурд. – Извините, но, мне кажется, вы не называете всех обстоятельств дела. Ваши условия принять нельзя. – Позвольте поразмышлять над вашими условиями. Не повторите ли вы ваше основное условие?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|