ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды речевой деятельности.Говорение как вид речевой деятельности. Говорение, как, впрочем, и любой другой вид речевой деятельности имеет свою собственную, важную нишу в нашей жизни. Именно умение высказать свою мысль, убедить собеседника в своей правоте, внушить свою идею играет огромную роль, как в личной жизни, так и в карьере. Недаром ораторство выделено в отдельную науку, которою сейчас изучают все, начиная от политиков и заканчивая соискателями должности. Слушание как вид речевой деятельности. Раз уж затронули умение слушать, то тогда самое время разобраться со слушанием, как отдельным видом речевой деятельности. Будучи родителями, многие замечали, что их дети часто слушают, но не слышат. То есть, они не воспринимают ту информацию, которую вы хотите донести. Ребенок чаще занят тем, что волнует его, а не тем, о чем говорите вы. В определенный возрастной период каждому родителю приходится прибегать к разным ухищрениям, будь то наказание, либо поощрение, чтобы ребенок, наконец, услышал то, что ему говорят. Однако и во «взрослой» жизни часто оказывается так, что, преследуя свои цели, человек не слышит других. Это неправильно - не слыша своего собеседника, достойных доводов не найдешь. Письмо как вид речевой деятельности. Письмо, начавшись еще с первобытных времен в виде наскальных рисунков, в современном мире имеет первостепенное значение. Большую часть своего времени человек проводит за работой, а «живое» общение сейчас заменило общение в социальных сетях, где принята письменная форма общения. Чтение как вид речевой деятельности Такой вид речевой деятельности, как чтение не менее актуален, чем письмо. Чтение как вид речевой деятельности И, придется повториться, неразрывно с ним связано. То же социальное общение требует как написания сообщений, так и чтения ответов. В свое время все мы, будучи студентами, девяносто процентов своего времени проводим, записывая и читая. Именно на этих двух видах речевой деятельности и построено в основном система обучения. Самое интересное, что психологами замечено, что люди по восприятию речевой деятельности делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Именно восприятие информации, будь то чтение, либо слушание относятся к пассивным или рецептивным видам речевой деятельности. Оставшиеся – говорение и письмо – относятся к продуктивным видам речевой деятельности. Коммуникативные и речевые ситуации связанные с созданием устных и письменных высказываний. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Коммуникативная ситуация – это ситуация речевого общения двух и более людей. Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также паралингвистические средства – жесты, мимика); 7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный); 8) место общения. Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения. Адресант - отправитель. В процессах социальной коммуникации адресант при помощи передачи сообщения стремится вызвать определенное поведение у партнера по коммуникации (адресата). Адресат - лицо, которому предназначено сообщение, или коммуникант, получающий информацию. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний: 1) проверка домашнего задания (беседа, педагогический диалог; оценочные высказывания; подведение итогов, обобщение); 2) объяснение нового материала (эвристическая, дидактическая беседа; объяснительный монолог); 3) формирование умений и навыков (комментарий, инструктаж, письменный отзыв о самостоятельной работе); 4) общение с коллегами, родителями (доклад, лекция, отчет, отзыв, рецензия, реферат, деловое письмо); 5) организационная учебно-методическая деятельность (аннотация, статья, характеристика и др.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|