Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы воспроизведения




- узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта,
- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
- реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
- эйдетизм - образная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания специальные приемы для облегчения запоминания. 1 Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д,) и т.п.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы). Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. "Короткие" цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память. Согласно гипотезе о физической структуре памяти в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими. Все это говорит о реальной возможности управления памятью с помощью "мобильных средств". Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Культура чтения

!Специфика чтения как вида речевой деятельности. Чтение – особый вид речевой деятельности. Оно позволяет, например, вступать в беседу с художником слова, почившим задолго до вашего рождения. Текст можно неоднократно перечитывать и открывать в нем все новые смыслы. Мысленный диалог с героями книги, сопоставление авторского взгляда на вещи с собственным опытом может быть отнесено во времени на неопределенный срок.

Функции чтения. Чтение – одна из форм культуры цивилизованного общества. Функции чтения весьма многообразны: обучающая в школе, эстетическая – открывает прекрасное в человеке, обществе и природе, познавательная – побуждает к размышлению над тайнами бытия, образовательная – сообщает, хранит и передает полезную научную и социальную информацию, чтение (например, писем и посланий) расширяет сферу общения. Кроме этого, чтение является мощным стимулом и инструментом самопознания человека.

? От чего зависит наше понимание прочитанного? Какой текст, на ваш взгляд, запоминается лучше (безукоризненно правильный или с нарушениями нормы) и почему?

Упражнение 5. Что необходимо для полноценного чтения?

Петрушка… характера… был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, – он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

! Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.).Читать можно по-разному: вслух и про себя. Работа с текстом (на бумажных носителях и в электронном варианте) имеет свою специфику, которая сводится к различиям функций языка и речи.

При профессиональной работе с текстом можно прочитывать более 200 страниц в день. Традиционное чтение(построчное) достаточно медленно. В последние годы все более популярной становится техника быстрого чтения. Это требует специального обучения.

«Традиционный текст можно самостоятельно научиться читать быстрее, читая его как оркестровую партитуру (она читается одновременно и синхронически: сверху вниз, то есть колонками, столбцами и диахронически: слева направо, колонка за колонкой.) Дело в том, что все нотные знаки, расположенные на одной вертикальной линии, составляют в партитуре большую конститутивную единицу, или пучок оркестровых отношений, и воспринимаются как единое целое» (Косарев А.Ф.). Аналогичным образом можно прочитывать текст, обнаруживая при этом ключевые слова и смысловые центры. Каждый вид чтения имеет своих приверженцев. Медленное чтение обеспечивает глубину постижения смысла прочитанного. Скоростное чтение (не значит поверхностное) предпочтительно на этапе ознакомления с материалом и его классификации.

Механизмы чтения (механизм антиципации (предвосхищения), эквивалентных замен, памяти).Что происходит в сознании каждого человека в момент чтения – загадка. Мы читаем не буквы, даже не слова, даже не просто предложения. Мы читаем мысли. Слова – инструмент их выражения. Нас интересует прежде всего, что нового сказал автор по данному вопросу. Как бы человек ни читал (вслух или про себя), он прежде всего заинтересован в том, чтобы понять прочитанное. Интерес к теме питает внимание к тексту. Интерес, внимание, понимание, запоминание – таков основной вектор чтения любого текста. Механизм чтения каждого человека достаточно индивидуален: что-то читается бегло, что-то неспешно, что-то вслух, что-то с репликой восхищения, изумления, возражения, недоумения (заголовок, оглавление, просмотр всей книги или статьи, поиск новой информации в тексте, внимательное и вдумчивое чтение отдельных страниц, закладки, выписки и пр.)

Упражнение 6. Попробуйте с ходу прочитать данный текст. Затем подготовьте его должным образом для прочтения вслух (при необходимости перепишите с учетом орфографических и пунктуационных норм). Прочтите еще раз. Прокомментируйте произошедшее.

Украстьнетруднонаместоположитьвотвчемштукаимеявкарманебраунингвкобуреяприехалкмоемудругусердцемоеёкнулокогдаещесквозьдверьяуслыхалегокрикимаммашааещектоглухослышалсяголосстарушкиегоматериводопроводчикчтослучилосьспросиляснимаяпальтодругоглянулсяишепнулревольверсперлисегоднявотгадыайяйяйсказалягдевыегодержитеспрашиваляучастливовкабинетедруготкрыллевыйящикипоказалпустоеместонепонимаюсказаляпожимаяплечамидействительнозагадочнаяисториядаясночтоукралимойдругокончательнорасстроилсяавсетакиядумаючтоегонеукралисказалячерезнекотороевремяведьеслиникогонебылоктожеможетукрастьдругчтотопростоналяеговсегдакладуводноитожеместонервничаявоскликнулмойприятельивдоказательствооткрылсреднийящикстолапотомлевыйидажерукувнегозасунулазатемужеспроклятиемоткрылправыйвотштукахрипелонглядянаменявотштукамамашанашелся.

(М.А. Булгаков)

!Этапы работы с текстом в процессе осмысления читаемого. Содержание работы над текстом определяется заданием к упражнению. Осмысление текста, путь к собственному читательскому смыслу осуществляется путем адекватного восприятия темы прочитанного текста (о чем этот текст?), его проблематики (какие вопросы актуальны для автора?), понимания авторской позиции в решении обнаруженных проблем (основной мысли, главной идеи), выработкой собственной позиции в данной проблеме.

Упражнение 7. Прочитайте текст. Определите тему и проблему текста. Сформулируйте основную идею автора текста. Каково Ваше мнение по этой проблеме?

И теперь и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху – хотя впоследствии возможно и это, – и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда – и книги стихов. Словари, однако, имеют первостепенную важность. Их много вокруг; к некоторым прилагается лупа. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них (снабженные лупой) стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру. Если вы все же соберетесь посетить психиатра, обращайтесь с симптомами словарного алкоголизма.

(Иосиф Бродский)

!Роль иллюстративных компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения и т.п.)в процессе осмысления текста.

Иллюстративные материалы рассчитаны, в первую очередь, на запоминание, на механическую, зрительную память, а не на логику, не на понимание (например, вопросы и порядок падежей в русском языке). Их роль в тексте двоякая: они могут выступать средством аргументации, наглядным примером, пояснением, а могут быть и отправной точкой в процессе рождения новой мысли. Это символы проверенного опытом знания, исключающего возможность какого бы то ни было сомнения в их истинности (например, дорожные знаки, государственный флаг, формула закона Ома и пр.). Это один из способов превращения текста в гипертекст. Подобное сжатие информации в памяти можно уподобить процессу архивирования текста компьютером. При таком построении текста следует указывать источник, который позволяет восполнить недостающее звено в логике изложения и является необходимым условием понимания прочитанного текста.

Основные приемы совершенствования умения читать. Все прочитать невозможно. Уметь читать не значит только читать быстро. Уметь читать – значит уметь выбирать книги для чтения, уметь находить нужную литературу по электронным каталогам и в привычных библиографических отделах публичных библиотек, прайс-листам в книжных магазинах и на соответствующих сайтах в Интернете.

Работая с текстом, следует делать закладки, выписки (предпочтительно сразу со сносками), в собственных книгах можно делать пометки текст-маркером (со временем такие пометки исчезают и книга не портится).

18 вопрос

ЧТЕ­НИЕ — вид ре­че­вой де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ный на смыс­ло­вое вос­п­ри­я­тие гра­фи­че­ски за­фик­си­ро­ван­но­го тек­ста. Целью чтения яв­ля­ет­ся по­лу­чение и пе­ре­ра­бот­ка пись­мен­ной ин­фор­ма­ции. С этой точ­ки зре­ния чтения (как и слу­ша­ние) от­но­сит­ся к ре­цеп­тив­ным ви­дам ре­че­вой де­я­тель­но­сти.

Вопрос об учителе как читателе и пропагандисте книги имеет государственное значение. Любящий чтение и свою профессию учитель может даже в условиях кризиса чтения не только привить ученикам любовь к слову, желание читать и обсуждать со сверстниками и взрослыми серьезные тексты книг, интерес к познанию, умение работать с текстом, но и способность к рефлексии и другие необходимые личные качества, а также воспитывать в них литературно-творческие способности.

Учебно-речевая ситуация 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально-ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого — воссоздать типичную для деятельности учителя ситуацию общения, чтобы включить обучаемых в эту деятельность. В описании

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Правильность - одно из необходимых качеств громкого чтения. Она предполагает:

- чтение без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания;

- правильную постановку ударения;

- соблюдение основных правил литературного произношения.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Вопрос

Вопрос

Вопрос






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных