Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приемы работы с текстом разнообразны.




Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязях. При выборе приема следует учитывать объем текста и знания детей по данному вопросу. Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи, как правило, разделены на логически законченные части.

Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок.

Метод объяснительного чтения – подробный анализ прочитанных частей с ответом на вопросы.

Целесообразно использовать и такие приемы работы с текстом, как нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкретной иллюстрации, составление плана статьи, выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий.

Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся. На следующем уроке учитель спрашивает об прочитанном. Дети увлеченно рассказывают о том новом, что узнали. Это вызывает интерес у остальных и побуждает их не только читать тексты учебника, но дополнительно и детские книги о природе.

В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закреплении их.

 

Чтение: механизмы, этапы, виды чтения. Недостатки и признаки зрелого чтения. Чтение в профессиональной деятельности учителя

ЧТЕ­НИЕ — вид ре­че­вой де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ный на смыс­ло­вое вос­п­ри­я­тие гра­фи­че­ски за­фик­си­ро­ван­но­го тек­ста. Целью чтения яв­ля­ет­ся по­лу­чение и пе­ре­ра­бот­ка пись­мен­ной ин­фор­ма­ции. С этой точ­ки зре­ния чтения (как и слу­ша­ние) от­но­сит­ся к ре­цеп­тив­ным ви­дам ре­че­вой де­я­тель­но­сти.

Как и все ви­ды ре­че­вой де­я­тель­но­сти, чтение име­ет сле­ду­ю­щую струк­ту­ру:

  1. На эта­пе пред­ва­ри­тель­ной ори­ен­ти­ров­ки фор­ми­ру­ет­ся или уточ­ня­ет­ся це­ле­вая ус­та­нов­ка, т. е. ре­шают­ся воп­ро­сы, для че­го, за­чем чи­тать. Чи­тать текст мож­но с са­мы­ми раз­лич­ны­ми це­ля­ми, на­при­мер: что­бы оз­на­ко­мить­ся с кни­гой, га­зе­той, жур­на­лом, уз­нать, о чем в них го­во­рит­ся; из­влечь из тек­ста ос­нов­ную ин­фор­ма­цию; кри­ти­че­ски ос­мыс­лить, оце­нить из­ло­жен­ную в тек­сте ин­фор­ма­цию и т. п. В про­цес­се чтение це­ле­вая ус­та­нов­ка мо­жет ме­нять­ся, на­при­мер, на­ме­ре­ва­ясь толь­ко про­смот­реть жур­нал, чи­та­тель за­ин­те­ре­со­вы­ва­ет­ся ка­кой-то статьей, и у не­го воз­ни­ка­ет же­ла­ние изу­чить ее под­роб­но.
  2. Этап пла­ни­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти за­ви­сит не толь­ко от це­ле­вой ус­та­нов­ки, но и от объ­е­ма тек­ста, вре­ме­ни, от­ве­ден­но­го на ра­бо­ту с тек­стом, и т. д. При не­об­хо­ди­мо­сти под­роб­но­го изу­че­ния тек­ста пла­ни­ру­ет­ся не­од­но­крат­ное его про­чте­ние. При чтении с целью со­став­ле­ния ре­фе­ра­та де­ла­ют­ся не­об­хо­ди­мые за­пи­си и т. д.
  3. На эта­пе осу­ще­ст­в­ле­ния (ис­пол­не­ния) де­я­тель­но­сти ре­а­ли­зу­ет­ся про­цесс смыс­ло­во­го вос­п­ри­я­тия тек­ста. Про­цесс по­ни­ма­ния тек­ста скла­ды­ва­ет­ся из по­сле­до­ва­тель­но­го на­ра­щи­ва­ния смыс­лов всех мик­ро­кон­тек­стов: ос­мыс­лив пер­вый мик­ро­кон­текст, чи­та­тель при­бав­ля­ет к не­му смысл вто­ро­го, они вза­и­мо­дей­ст­ву­ют, из­ме­няя и до­пол­няя друг дру­га. По­ни­ма­ние тек­ста за­ви­сит от мно­гих об­сто­я­тельств: от слож­но­сти его со­дер­жа­ния, струк­ту­ры, сти­ля, гра­фи­че­ской под­ачи и т. д. Так, для по­ни­ма­ния на­уч­но­го тек­ста не­об­хо­ди­ма оп­ре­де­лен­ная ба­за зна­ний, вла­де­ние со­от­вет­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­цией, на­ли­чие опы­та изу­че­ния на­уч­ных тек­стов.
  4. На эта­пе кон­т­ро­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ана­лиз ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти в за­ви­си­мо­сти от це­ле­вой ус­та­нов­ки, от тех за­дач, ко­то­рые ста­ви­лись пе­ред чтением тек­ста. В си­с­те­ме ме­ха­низ­мов Ч. мож­но вы­де­лить: ме­ха­низм внут­рен­не­го про­го­ва­ри­ва­ния (при чтении че­ло­век не толь­ко ви­дит текст, но и про­го­ва­ри­ва­ет его про се­бя и од­но­вре­мен­но как бы слы­шит се­бя со сто­ро­ны, в ре­зуль­та­те че­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся вза­и­мо­дей­ст­вие ор­га­нов зре­ния и слу­ха: на­ло­же­ние гра­фи­че­ско­го об­ра­за на слу­хо­вой вы­зы­ва­ет ас­со­ци­а­тив­ное вос­п­ри­я­тие зна­че­ния); ве­ро­ят­но­ст­ное про­гно­зи­ро­ва­ние, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся на смыс­ло­вом и вер­баль­ном (сло­вес­ном) уров­нях; смыс­ло­вое про­гно­зи­ро­ва­ние — уме­ние пред­уга­дать, пред­вос­хи­тить опи­сы­ва­е­мые в тек­сте со­бы­тия по на­зва­нию тек­ста, по пер­вым его пред­ло­же­ни­ям до­га­дать­ся о даль­ней­шем раз­вер­ты­ва­нии со­бы­тий; вер­баль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние — уме­ние по на­чаль­ным бук­вам уга­ды­вать сло­во, по пер­вым сло­вам уга­ды­вать син­так­си­че­ское по­стро­е­ние пред­ло­же­ния, по пер­во­му пред­ло­же­нию (или пред­ло­же­ни­ям) — даль­ней­шее по­стро­е­ние аб­за­ца.

Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные под­хо­ды к вы­де­ле­нию ви­дов чтения, они оп­ре­де­ля­ют­ся в за­ви­си­мо­сти:

  1. от вла­де­ния ско­ро­стны­ми при­ема­ми — ско­ро­стное и не ско­ро­стное Ч.;
  2. от тех­ни­ки — Ч. вслух и Ч. про се­бя;
  3. от под­го­тов­ки — под­го­тов­лен­ное и не­под­го­тов­лен­ное Ч.;
  4. от ме­с­та — клас­с­ное и до­маш­нее Ч.;
  5. от це­ли Ч. — про­смот­ро­вое, оз­на­ко­ми­тель­ное, изу­ча­ю­щее.

Цель про­смот­ро­во­го Ч. — по­лу­че­ние са­мо­го об­ще­го пред­став­ле­ния о со­дер­жа­нии статьи (кни­ги), о ее те­ме. На ос­но­ве та­ко­го Ч. чи­та­ю­щий ре­ша­ет, ну­жен ли ему дан­ный текст для бо­лее под­роб­но­го изу­че­ния. Для это­го ему бы­ва­ет до­ста­точ­но про­честь за­го­лов­ки, под­за­го­лов­ки, вы­бо­роч­но от­дель­ные ку­с­ки тек­ста. При оз­на­ко­ми­тель­ном Ч. текст чи­та­ет­ся це­ли­ком, но в бы­с­т­ром тем­пе. Целью та­ко­го Ч. яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние об­ще­го пред­став­ле­ния о кру­ге воп­ро­сов, за­тра­ги­ва­е­мых в дан­ном тек­сте, и пу­тях их ре­ше­ний. Чи­та­ю­щий не стре­мит­ся за­пом­нить про­чи­тан­ное, так как не пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­вать в даль­ней­шем по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию. Ус­та­нов­ка на вос­п­ри­я­тие лишь ос­нов­ной ин­фор­ма­ции по­зво­ля­ет пре­неб­речь де­та­ля­ми со­об­ще­ния. При изу­ча­ю­щем Ч. чи­та­ю­щий стре­мит­ся мак­си­маль­но по­лно и точ­но по­нять со­дер­жа­щу­ю­ся в тек­сте ин­фор­ма­цию. Текст чи­та­ет­ся це­ли­ком, Ч. про­ис­хо­дит в до­воль­но мед­лен­ном тем­пе, со­про­вож­да­ет­ся пе­ре­чи­ты­ва­ни­ем от­дель­ных мест. При этом ви­де Ч. дей­ст­ву­ет ус­та­нов­ка на дли­тель­ное за­по­ми­на­ние ин­фор­ма­ции тек­ста, на даль­ней­шее ее ис­поль­зо­ва­ние.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных