Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Голос и слух в акте коммуникаций. Профессионально значимые качества голоса учителя. Гигиена голоса учителя




Несмотря на то, что на сегодняшний день в педагогической работе всё шире используются технические средства обучения, живое слово педагога продолжает оставаться главным в учебном процессе, обеспечивая выполнение задач воспитания и обучения подрастающего поколения.

О том, что вся педагогическая деятельность связана с активным использованием голосового аппарата подтверждают и данные хронометрических исследований, утверждающие, что 50% своего рабочего времени педагог активно использует свой голосо-речевой аппарат. Основными функциями голоса учителя являются: координирующая, воздейственная и информационная. Именно своим голосом учитель организует и координирует предметную деятельность, сообщает необходимую информацию, воздействуя на рациональную, эмоциональную и волевую сферы учащихся. Рассмотрим подробней значение голоса в рамках каждой из перечисленных задач.

Первая функция голоса - передача знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между особенностями голоса учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Именно голос учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости качества голоса учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогического голоса: сохраняетсяэмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Педагогической задачей учителя при изложении нового материала является не только передача школьникам знаний, а и формирование у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогический голос должен, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операции: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, которую надо учитывать, продумывая не только содержание речи, а и её темп, ритм.

Следующая функция обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это ведущая функция, так как она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель ученик», «учитель ученики», в значительной мере определяет педагогический успех.

Дети должны «слышать», что сказал педагог: «требует он или просит, смеется или шутит, наказывает или предупреждает, советует или запрещает, восторгается или ободряет, радуется или огорчается, гневается или журит, возмущается или удивляется, страдает или стыдится, призывает или размышляет... Владея этим тончайшим инструментом – искусством звучащего слова, педагогу легче овладеть детским сознанием», – говорил Б. Лихачев [1, с.233].

Большой интерес представляет выделение качеств голоса необходимых для продуктивной педагогической деятельности, среди которых:

- высокий уровень громкости – голосовой «запас прочности», который позволяет учителя в любой ситуации быть услышанным;

- большой динамический диапазон – ряд градаций силы и громкости голоса, которые могут быть воспроизведены данным голосом;

- широкий высотный диапазон – повышения и понижения голоса, обеспечивающие разнообразную мелодику речи;

- широкий тембральный диапазон – это разнообразие тембров, звуковая палитра голоса, определённый набор специфически звучащих вариантов.

- благозвучность – чистота звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т.п.);

- полётность – способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего;

- помехоустойчивость – способность голоса противостоять внешним звуковым помехам;

- адаптивность – способность голоса точно подстраиваться к данным акустическим условиям: в зависимости от величины и формы помещения, где приходиться говорить педагогу, его гулкости или заглушенности, количественного состава и пространственного расположения слушателей – с помощью соответствующих вариаций тембра, высоты, громкости и других параметров обеспечивающих комфортное восприятие речи;

- суггестивность – способность голоса воздействовать на эмоции и поведение слушателей независимо от смысла произнесённые слов;

- гибкость, подвижность (манёвренность) голоса – способность голоса по воле говорящего быстро и непринуждённо переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой;

- устойчивость – потенциальна стабильность высоты, громкости и тембра, независимо от длительности произносимых звуков;

- выносливость (неутомляемость) – качество профессионального (педагогического) голоса, характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппарата, и позволяющее выдерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологических последствий с сохранением тембральных, динамических и высотных параметров [2].

Каждому учителю хотелось бы, чтоб их голос обладал перечисленными выше качествами. Однако, для их формирования необходима систематическая, целенаправленная работа под руководством опытного специалиста.

Поэтому, считаем необходимым введение в процесс подготовки будущих педагогов всех специальностей (без исключения) предмета «Голосовая культура». Овладение будущими педагогами голосовой культурой даст возможность не только сформировать у будущих педагогов профессиональные качества голоса, а и научит эффективно владеть своим голосом и заботиться о нём. Считаем, что овладение будущими учителями голосовой культурой позитивно скажется на качестве усвоения учебного материала учащимися, а также будет препятствовать возникновению нарушений голоса у педагогов, продлив тем самым профессиональное долголетие.

ГИГИЕНА ГОЛОСА.

 

Постановка голоса тесно связана с воспитанием правил гигиены голоса и их соблюдением. Необходимо постояннопомнитьо неблагоприятном влиянии на качество звучания голоса куренияспиртных напитков и остройраздражающейпищи.

 

Ø Соблюдение гигиенических норм голосовой нагрузки - не более трех часов без перерыва.

 

Ø Послетрех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной aктивности голосовых складок.

 

Ø Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут теле­фонного общения равнозначны часу голосовой нагрузки).

 

Ø Г'олосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели.

 

Ø Следует посещать врача ЛОР-фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой на­грузке и даже незначительных нару­шениях голоса.

 

Ø Отсутствие ориентации в выработ­ке навыков правильного фонационно­го дыхания может быть одной изпри­чин проявлений голосового диском­форта.

 

Ø Следует помнить, что только бе­режное отношение к своему голосо­вому аппарату, слуху,систематиче­ские занятия по выработке навыков правильного голосообразования, го­лосоведения, расширению динамиче­ского рабочего диапазона, позволяет сохранить комфортную звучность го­лоса.

 

Вопрос

11. Интона́ция

(ср.-лат. intonatio, от intono — громко произношу) — единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсив­но­сти, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Некоторые иссле­до­ва­те­ли включают в состав компонентов интонации паузы. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка (см. Просодия). Интонация является важным средством формиро­ва­ния высказывания и выявления его смысла.

Функции интонации в языке и речи разнообразны. Интонация служит для членения речевого потока, оформления высказывания в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы, оформления коммуникативных типов высказываний -побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание).

Интонация способна передать и более тонкие различия высказываний внутри даже одного коммуникативного типа: приказ, например, отличается от просьбы своей интонацией, притом, что один коммуникативный тип высказывания – побуждение.

Интонация способна быть индикатором эмоционального состояния человека.

Интонация относится к паралингвистическим средст­вам общения. Паралингвистическими называются неязы­ковые (невербальные) средства, входящие в речевое со­общение и передающие вместе с языковыми (вербаль­ными) средствами смысловую информацию. По своему составу они подразделяются на три вида: 1) фонацион­ные (особенности произнесения звуков, слов, высказы­ваний; звуковые заполнители пауз); 2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения); 3) графические (осо­бенности почерка, заменители букв и слов). Фонацион­ные средства включают в себя и интонацию.

Интонация включает в себя следующие компоненты:

1. мелодика (изменение голоса в процессе речи по высоте и силе),

2. ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения);

3. темп (количество слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени),

4. логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),

5. пауза (временной остановки в речи),

6. тембр (эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.),

7. сила голоса (смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).

8. интенсивность речи, т. е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);

9. Диапазонная высота (полоса) – высота основного тона по отношению к диапазону голоса человека. Любой отрезок может быть произнесен в той или иной (средней, верхней, нижней) высоте, и это связано с волевым или эмоциональным содержанием речи.

10. Эмфатическая долгота (эмфаза) – это увеличенная длительность одного или нескольких звуков в слове. Эффект эмфатической долготы создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи. Эмфатическая долгота – одно из средств создания эмоциональности и экспрессии в речи. Оно обозначается значком длительности над звуком в слове.

Изучение интона­ции ведётся с конца 19 в. (Г. Суит, Д. Джоунз). В отече­ствен­ном языко­зна­нии основы изучения интонации заложены В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой. До середины 20 в. интерес иссле­до­ва­те­лей сосредоточивался в основном на выяв­ле­нии роли интонации в различении типов выска­зы­ва­ний (вопрос, побуждение и т. д.), в 40—50‑х гг. в центре внимания была проблема соотношения интонации и синтаксиса, в 60‑х гг. велся интенсивный поиск единиц интонации, в 70—80‑х гг. возрос интерес к иссле­до­ва­ни­ям в области фоностилистики и интонации текста.

 

Вопрос

Индивидуальный стиль – совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи учителя.

Речь учителя — это речь, приспособленная для решения специфических задач, которые возникают в пед. деятельности, общении.

Процесс восприятия и осознания речи учителя тесно связан с процессом слушания, на который приходится часть уч. времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися уч. материала завис.от совершенства речи уч-ля.Речь учителя может быть двух видов: монолог (школьная лекция, комментарий, пояснение) и диалог (беседы с учениками в форме вопрос-ответ).

Главным средством профессионально-педагогического общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, культурные и нравственные ценности, передавая их от поколения к поколению. Язык - это особое средство трансформации культуры. Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести", - говорится в известном стихотворении Рудольфа Шефнера. Интонационный стиль речи.

Разновидность интонационного оформления речевых высказываний, типическое применение И. с. языка.

И. с. р. учителя — разновидности интонационного оформления речевых высказываний учителя, связанные с определенным стилем и жанром устной речи.

Научный стиль, как правило, используется учителем при объяснении нового материала (будь то слово учителя или беседа), при объяснении способа выполнения того или иного задания и т. д.

Деловой стиль в речи учителя встречается редко.

Элементы художественного И. с. учитель часто использует на уроках литературы, реже на уроке русского языка, например когда рассказывает лингвистическую сказку.

В публицистическом И. с. учитель произносит текст публицистического характера на классном собрании, диспуте, на митинге и т. д.

Ситуации применения учителем разговорного стиля могут быть самые различные, например беседа с коллегами, доверительное общение с учеником и т. д

Невербальные способы общения. Эстетическая выразительность учителя сказывается в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте в осанке и в походке. Ему противопоказаныгримасничание, суетливость, неестественность жестов, вялость. Во всех движениях педагога, жестах, взглядах дети должны чувствовать уверенность в себе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных