ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Невербальные средства общения.Язык мимики, жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они выступают результатом волнения, свидетельствуют о неуверенности говорящего в себе. В зависимости от назначения жесты подразделяются на: 1) ритмические жесты, связанные с ритмом речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи (интонацию); 2) эмоциональные, передающие различные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку эти жесты стали общезначимыми (бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, развести руками и т. д.); 3) указательные жесты, посредством которых говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, подчеркивает порядок следования. Указать можно головой, рукой, ногой, поворотом тела, пальцем; 5) условные (символические) жесты: а) жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки – это совершенно ясно, никогда не соглашусь, никто не знал); б) жест интенсивности (рука сжимается в кулак – он очень упорный, он страшно честолюбив, она упрямая); в) жест отрицания, отказа (отталкивающие движения рукой); г) жест разъединения (ладони раскрываются, расходятся в разные стороны); д) жест объединения (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони). Тем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое сказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. При всем многообразии жестов, их вариативности, они проявляют относительную устойчивость, хотя случаются и исключения.
Образ оратора Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор от личности самого оратора (любим или не любим предмет – зависит от учителя). Аудитория запоминает оратора, а потом, что он сказал. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других, хочет знать его отличительные черты, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Личность оратора составляют: 1. Лексикон (словарный запас) – должен превышать лексикон партнера или аудитории. Языковая личность ритора моделируется по следующим параметрам: • языковая биография – речевое развитие человека; • языковой паспорт (пол, возраст, национальность, профессия, образование, эмоциональное состояние в момент речи); • языковая эрудиция – знание языка и текстов на языке; • риторическая деятельность; • языковой поступок – речевое выступление говорящего, которое стратегически нацелено на изменение его биографии, карьеры, деятельности. 2. Прагматикон – система ценностных установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора и они должны иметь нравственную основу. 3. Картина мира – система категориальных понятий в сознании ритора, которая определяет взгляд на мир. 4. Знание прецедентных текстов – устойчивые единицы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы), отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте. 5. Этикетный портрет. Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи. Ритор должен быть человеком особого склада: – создать впечатление доброжелательности (ритор должен показать, что он не ущемит интересов партнера); – создать впечатление речевой эрудиции; – создать впечатление человека способного на речевой поступок; – ритор должен иметь свой имидж – система предпочтений, осознанных личностью (манера одеваться, улыбаться, выражение лица, манера говорить), главное в нем – цельность. Любая аудитория упрощенно воспринимает личность оратора, подводя ее под стереотипные схемы, роли; мечтатель, практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ, весельчак. Нужно заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным, отражал вашу индивидуальность, и вы были восприняты так, как хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, нужно ее демонстрировать, не нужно работать под кого-то. Индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории, все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Ритор должен обладать рядом профессиональных умений: – организационные; – творческие; – планирующие (умение спланировать речь, исполнить ее по плану и с нарушением его); – ориентационные (ориентация в содержании речи на тип адресата, его настроение, конкретную обстановку);
– психолого-педагогические – должен неочевидно воспитывать; – перцептивные – умение перерабатывать все видимое и воспринимаемое для речи; – социально-коммуникативные – уметь общаться; – собственно речевые – владеть языком.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|