Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речевая деятельность учителя – деятельность в условиях профессионального общения.




Она выступает в пед. процессе, как многообразное и многофункциональное явление. Является источником знаний, на ней основан целый ряд методов и приемов обучения. Она обеспечивает общение и взаимодействие, реализует дидактические цели урока. Активизирует деятельность учащихся, регулирует последовательность действий школьников.

Речевая деятельность учителя – один из важнейших компонентов пед. культуры. Это характеристика пед. мастерства и профессионализма учителя. Кроме того, речь учителя служит образцом для учащегося. Успешное овладение пед. профессией невозможно без владения культурой речи и общения.

Коммуникативная культура учащегося, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования и меру ее воздействия на развитие личности ученика.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать личностные качества, как профессионально значимые, необходимые обязательные.

В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной. Несмотря на это, речевая деятельность является малоизучаемой педагогической проблемой. Речь учителя на уроках гуманитарного цикла является условием перевода знания монологического в диалогическое, условием возникновения ценностного отношения к познаваемому. Именно этим обстоятельством обусловленна актуальность изучения речевой деятельности учителя на уроках гуманитарного цикла.

Специфические функции:

1. если учитель осознанно стремится своими речевыми высказываниями установитьконтакт и взаимодействие с классом.

2. Если сообщение учителя облечены в речевую форму, соответствующую цели урока, особенностям содержания учебного материала, возрасту учащегося и уровню развития класса.

3. Если учитель в речи выражает эмоционально-ценностное отношение к знаниям, к способностям, деятельности учащимся

4. Если в обучении учитель реализует принцип диалогизма, отвечающий природе гуманитарного знания и способам гуманитарного сознания.

Основные виды речевой деятельности учителя:

1. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора. Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения (письма).

Существуют 2 способа профессионального педагогического слушания:

нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное- это слушание без анализа, дающее ребёнку высказаться. Оно состоит в умении педагога внимательно молчать. Здесь важны оба слова: молчать- т.к. ребёнку хочется, чтобы его услышали и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно- иначе он обидится и общение прервётся или превратится в конфликт.

Рефлексивное слушание- это искусство слушать, задавая вопросы.

Суть рефлексивного слушания заключается в активном вмешательстве в речь говорящего. Это помогает обеспечить правильное и точное понимание собеседниками друг друга.

Высший уровень развития умения слушать – эмпатическое слушание. Эмпатия- это сопереживание другому человеку. Более точным переводом слова будет вчувствование – способность чувствовать то же, что и ребёнок, понимать его не умом, а сердцем.

Эмпатическое слушание- скорее не самостоятельный приём, а цель, к которой нужно стремиться, закономерный венец понимающего слушания. Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение читать мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

2. Говорение и письмо. Основное сходство говорения и письма состоит в том, что оба вида речевой деятельности служат для передачи информации. Говорение осуществляется в звуках и обеспечивается действием речедвигательного и слухового анализаторов, в говорении реализуются лингвистические знаки разных уровней – от звуков до ритмомелодических моделей предложений. Письмо реализуется в графических знаках при участии зрительного и рукодвигательного анализаторов как основных, речедвигательного и слухового как вспомогательных. Говорение и письмо по-разному ориентированы на реципиентов. Говорение предназначено главным образом для непосредственной передачи информации (контактная речь), письмо – для опосредованной передачи информации на расстояние с временным интервалом (дистантная речь

). Говорение реализуется в форме диалогической и монологической речи, письмо обычно – в форме монологической речи.

25 Точность речи

Точность речи – это, во-первых, использование каждого слова в соответствии с его значением, а во-вторых, соблюдение фактов.

Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности, но о точности высказывания должен заботиться говорящий, а ясность оценивает слушатель.

Точность речи – это одно из основных требований, которое предъявляется прежде всего к письменному тексту. Не случайно, существует пословица: «что написано пером – не вырубишь топором». Если в устной речи нам помогают жесты, мимика, сама ситуация общения, то письменная речь лишена таких важных «помощников». В устной речи тоже важно требование точности, также необходим тщательный отбор языковых средств. Ведь «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных