Речь как сфера общения
Понятие риторики
План темы
1. Риторика как наука и учебный предмет.
2. Речь как сфера общения:
- коммуникативный аспект речи;
- информативный аспект речи;
- психологический аспект речи.
Содержание темы
Риторика как наука и учебный предмет
Речь как сфера общения
Процесс общения между людьми непосредственно связан с понятием «речь» или «речевая деятельность».
Термин «речевая деятельность» обозначает совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой (например, перед журналистом стоит цель – взять интервью, но при этом интервью – это лишь часть общей цели, заключающейся в узнавании чего-то нового и интересного).
Эта совокупность подобна организации акта деятельности в целом. Во всяком случае, речевое действие предполагает:
- постановку цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности);
- планирование и осуществление плана;
- сопоставление цели и результата.
В этом случае речевая деятельность подчиняется законам строения (имеет в своем составе потребности, мотивы, цели, условия достижения, действия и операции) и общим закономерностям развития деятельности.
Иными словами, коммуникация – как сторона общения:
- включает в себя передачу и обмен информацией с учетом характера человеческих взаимоотношений, установок, целей;
- применительно к человеку коммуникация означает не только тот или иной объем информации, но и интуицию, ощущения, эмоции;
- (в узком смысле) в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями;
- (в широком смысле) в процессе общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, т.е. осуществляется процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.
В этом смысле коммуникация непосредственно связана с речевой деятельностью, выступает как один из её аспектов.
Задание:
Прочитайте статью И.А. Зимней «Уровневая структура общения» (см. Приложение 1) с целью получения дополнительной информации по структуре общения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|