ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологический аспект речи
В современном мире с его могучими техническими средствами информации роль устного слова - публичной речи весьма значительна. Наряду со средствами массовой информации устная публичная речь выступает как действенное орудие просвещения, воспитания и управления в современном обществе. В этом параграфе пойдет речь о психологических основах мастерства устного выступления, т.е. о том, что нужно знать о характерных чертах и закономерностях процесса публичной речи, о качествах личности говорящего и особенностях аудитории, объективно влияющих на эффективность выступления, о взаимодействии оратора и слушателей, - словом, обо всем, что может помочь ритору понимать внимающих ему и окружающих его, научить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душах тех, к кому оно обращено. Прежде всего, попытаемся установить, в чем же заключается удивительная сила и привлекательность живого слова? Как удалось публичной речи выдержать соревнование с современными техническими средствами массовой информации и не только сохранить, но и приумножить силу своего воздействия на людей?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего, обратим внимание на известный приоритет живого слова в любом человеческом обществе. Известно, что человеческая речь возникла как звуковая, изустная речь, когда людям в процессе труда понадобилось что-то сказать)друг другу. Прошли тысячелетия, прежде чем человек, овладев звуковой речью, научился писать. Однако и сегодня мы неизменно сохраняем приверженность к устной речи, как родовому человеческому признаку. По подсчетам психологов, среди всех видов общения, в которые регулярно вовлечен современный человек, до двух третей времени приходится на его устные виды. И это не случайно звуковой язык - универсальное средство общения, непосредственно связанное с сознанием, и облекающее в материальную оболочку мысли человека. С его помощью можно выразить и передать любое конкретное содержание, любую мысль. Он способен связать всех людей, говорящих на данном языке, что не всегда под силу языку письменному. Все другие средства общения являются надстройкой над звуковым языком и функционируют так или иначе через их «перевод» на звуковой язык. Сила устной речи, прежде всего, заключается в ее эмоциональной напряженности, проникновенности, в способности передать тончайшие оттенки мысли и чувства, что, как правило, не под силу печатному слову. Интонация живой речи - это дополнительный «паралингвистический код» в системе общения, который имеет в своем распоряжении говорящий для воздействия на аудиторию. Поэтому любому выступающему перед людьми, надо раз и навсегда глубоко осознать, что главным каналом его связи с аудиторией является звуковой канал. Слушателям практически безразлично, записана ли речь выступающего на бумаге, или перед ним только краткие тезисы, или вообще нет никаких записей. Его мысли, эмоции, чувства аудитория воспринимает только в их звуковом воплощении, только через звучащую речь.
Еще одним, дополнительным каналом связи говорящего с аудиторией является визуальный канал, или «кинесический код», т.е. совокупность мимики, жестов, движений. В человеческом общении мимика и жесты не менее естественны, чем речь и интонация. Они являются постоянным спутником реагирований человека, сообщающим средством. Жесты используются при описании, помогая, например, изобразить форму и размеры предмета. Жесты выражают чувства человека - радость, горе, изумление. Бывают жесты приветственные, указательные, подчеркивающие, усиливающие высказывание. В то же время жест - явление сугубо индивидуальное, его интенсивность зависит от темперамента человека и во многом определяет специфику индивидуального стиля оратора. В целом же любое публичное выступление - это подвижный и многокрасочный сплав языковых, интонационных, жестовых, мимических и иных средств выражения при высоком познавательном уровне содержания. Эти средства, дублируя и дополняя друг друга, делают речь избыточной, облегчают ее понимание и усиливают воздействие на аудиторию.
Но особенности и отличия устной речи от других видов общения этим далеко не исчерпываются, она имеет ряд своих, только ей присущих черт. Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, когда между говорящим и аудиторией нет преград. Постоянно наблюдая аудиторию, оратор имеет возможность в любой момент оценить реальное состояние слушателей по их внешнему виду, вниманию, репликам или иным элементам поведения (обратная связь) и при необходимости скорректировать свое выступление или предпринять какие то усилия для достижения поставленной цели. Легко представить, что выступающий по радио или телевидению лишен такой возможности. Немаловажное достоинство непосредственного общения - его сравнительно точный адрес, когда выступающий заранее имеет более или менее ясное представление о составе будущей аудитории. Слово быстрее находит путь к сердцам людей, ибо он отлично знает интересы и настроения слушателей, обстановку, чувствует, какое слово и как нужно сегодня сказать.
В отличие от средств массовой информации живое общение имеет относительно интимный характер, давая возможность вести откровенный разговор с аудиторией о недостатках, трудностях, пережитках прошлого и путях их преодоления.
Хороший ритор отношения с аудиторией строит как живое взаимодействие, не по принципу «я» и «они», а по принципу «мы». В результате возникает состояние эмоциональной индукции или «экспрессии чувств», когда не только содержание речи, но и чувства, эмоции, убежденность выступающего передаются слушателям. Это личное воздействие на аудиторию составляет еще одно важное отличительное свойство процесса живого общения.
Психологические исследования показывают, что непосредственный контакт с людьми, возможность наблюдать аудиторию, следить за ее активной реакцией, слышать звуки собственного голоса - все это положительно влияет на оратора. И как часто лектору, выступающему по радио или телевидению, недостает как раз этого тепла человеческого общения!
Наконец, живое общение отличается большой оперативностью и простотой в своей реализации. Оно не требует каких-либо технических устройств (за исключением микрофона в большом зале) или сложного оборудования.
Совершенно ясно, что знание перечисленных особенностей публичной речи, умелый их учет в любом разговоре с аудиторией помогут ритору добиться желаемого результата. До сих пор мы говорили об отличии устной речи от средств массовой информации. Но, конечно, они ни в коей степени не являются конкурентами, а, напротив, дополняют друг друга. Задача формирования и укрепления определенного мировоззрения у людей требует привести в действие все каналы связи с массами, все формы речевого влияния, планомерности и целеустремленности в их координированном использовании. Соответственно любое публичное выступление необходимо рассматривать как звено в общей цепи таких средств, и успех ритора во многом зависит от того, насколько полно он опирается на результаты воздействия других источников информации. Задача первого сообщения о том или ином событии является, как правило, функцией радио, телевидения, газеты.
Устная речь наряду с информированием людей обладают своей спецификой, своим преимуществом - возможностью непосредственного контакта с аудиторией, воздействия на всех и на каждого слушателя в отдельности, возможностью комментирования, разъяснения и уточнения сведений, поступивших по каналам массовой информации. Готовясь к выступлению, опытные риторы учитывают, что новости могут претерпеть определенные изменения в процессе межличностных контактов будущих слушателей. Действительно, прочитав газету, прослушав радио, посмотрев телепередачу, человек, как правило, стремится поделиться своими впечатлениями с друзьями, знакомыми, близкими, сопоставить свое мнение с их мнением. В результате межличностных контактов собственные оценки могут измениться. Средства массовой информации способны значительно расширить сферу публичной речи, ее аудиторию.
В ходе дальнейшего анализа отношение «ритор - аудитория» полезно представить в виде системы управления. Управление человеком или коллективом принципиально, качественно отличается от управления технической системой или производственным процессом хотя бы потому, что каждый человек обладает волей и сознанием, специфическими интересами и потребностями и его действия не являются пассивной реакцией на управляющее воздействие. Тем не менее, такое управление реально и необходимо, будучи одним из способов взаимодействия человека и общества. В процессе своего выступления ритор стремится изменить состояние аудитории в соответствии с поставленной целью (проинформировать, убедить, оказать воспитательное воздействие и т.д.). Как уже отмечалось, по каналам обратной связи, т.е. по внешнему виду (внесловесный канал) или по репликам (словесный канал), оратор постоянно получает информацию о состоянии аудитории и соответствующим образом строит последующий разговор. Таким образом, в данной системе управления управляющим звеном является оратор, а управляемым - аудитория. При этом каждый слушатель так или иначе участвует в управлении, способствуя или препятствуя реализации замысла выступающего. Вообще, публичная речь или беседа - это субъектно-субъектные отношения, предполагающие двустороннюю активность, в отличие от процессов труда и познания как субъектно-объектных отношений.
Контрольные вопросы для закрепления материала 1. Что в переводе с греческого обозначает «риторика»? 2. Поясните термин «элоквенция». 3. Дайте определения риторики. Чем они отличаются друг от друга? 4. Что понимается под ораторством? 5. Какие признаки науки объединяет в себе риторика? 6. Что собой представляет риторика как учебный предмет? 7. Что обозначает термин «речевая деятельность»? 8. Какое отношение речь имеет к общению? 9. Какова структура общения? 10. В чем заключается коммуникативный аспект речи? 11. Что понимается под коммуникацией? 12. Какие основные компоненты содержатся в процессе коммуникации? 13. Какие структурные элементы содержатся в модели коммуникации? 14. Что понимается под целью коммуникации? 15. Что понимается под мотивированностью коммуникативного аспекта речи? 17. Что собой представляют функции коммуникации? 18. Назовите типы отношений между участниками коммуникативного процесса. 19. Какие виды информационных выступлений являются наиболее распространенными? 20. Расскажите о каждом моменте психологического аспекта речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|