ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Докажите, что риторика является искусством, наукой и учебным предметом. Обоснуйте свой ответ.
Упражнение 2
Поразмышляйте над рекомендациями, оставленными нам классической риторикой:
«Действие заключается здесь в голосе; [следует сказать], как нужно пользоваться голосом для каждой страсти, например, когда следует [говорить] громким голосом, когда тихим, когда средним, и как нужно пользоваться интонациями, например, пронзительной, глухой и средней, и какие ритмы [употреблять] для каждого данного случая».
Только ли эти моменты рассматриваются и изучаются в риторике? Докажите это.
Упражнение 3
Прокомментируйте данное высказывание Д.Н. Александрова:
«Если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум, на один «балл»
- Почему автор так считает? - Согласны ли вы с его точкой зрения? - Если да, то предложите свои варианты улучшения в области культуры речи.
Упражнение 4
Проанализируйте, почему речевая деятельность приравнивается исследователями к понятию деятельности в целом? Докажите эту связь.
Упражнение 5
Поясните механизм осуществления коммуникации в следующих взаимодействующих категориях: - человек и человек (Ч – Ч); - человек и машина (Ч – М); - машина и машина (М – М).
Имеют ли место данные категории коммуникации в вашей будущей профессиональной деятельности? Приведите примеры, подтверждающие каждую категорию.
Упражнение 6
Приведите примеры процесса осуществления цели коммуникации в вашей будущей профессиональной деятельности.
Упражнение 7
Проанализируйте действия коммуникативных функций в следующих профессиональных ситуациях: - «руководитель – подчиненный»; - «коллеги по работе».
Упражнение 8
Прочитайте статью «Причины коммуникативных неудач» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 4) и отрывок из статьи «Психологические трудности общения и пути их преодоления» А.А. Бодалева (см. Приложение 5), проанализируйте те причины неудачного общения, которые необходимо учесть журналисту в его профессиональной деятельности, и ответьте на следующие вопросы: - В чем заключается «коммуникативная неудача»? - Какие внешние обстоятельства приводят к коммуникативному провалу? - Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком?
Упражнение 9
Охарактеризуйте действие каждого компонента в модели массовой коммуникации.
Упражнение 10
Поясните, какие виды информационных выступлений являются наиболее распространенными в вашей профессиональной деятельности? Приведите примеры.
Упражнение 11
Предложите ситуацию вашего публичного выступления перед аудиторией. На какие психологические аспекты вы будете обращать внимание в первую очередь и почему? Важны ли будут для вас другие аспекты? Почему вы их считаете не на столько значимыми?
Упражнение 12
Прочитайте статью И.А. Зимней «Уровневая структура общения» (см. Приложение 1) с целью получения дополнительной информации по структуре общения. Ответьте на следующие вопросы:
- Какие уровни общения выделяет автор? - Какие особенности каждого уровня отмечены в статье? - Отличается ли классификация функций общения у И.А. Зимней и Г.М. Андреевой? - Какие коммуникативные задачи выделяются автором? - Назовите особенности коммуникативных задач.
Упражнение 13
Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 2) и ответьте на следующие вопросы:
- На какие разряды делится общение по коммуникативной установке? - Для чего журналисту необходимо знание речевых стратегий? Что они обозначают? И где их следует использовать в журналистской деятельности? - Какие речевые тактики характерны для: а) кооперативной стратегии? б) некооперативной стратегии? в) установления коммуникативного лидерства? - Какие способы выражения называются тривиальными и нетривиальными? - Какие риторические приемы характерны для разговорной речи?
Упражнение 14
Прочитайте статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» (см. Приложении 3) и ответьте на следующие вопросы: - Что включает в себя понятие «доверительные отношения между людьми»? - Что понимается под доверием? - Какую информацию можно считать доверительной, почему? - Что значит поверить в искренность и честность человека? - Что необходимо делать журналисту для того, чтобы установить доверительные отношения в общении?
Упражнение 15
Прокомментируйте слова А. Шилдса: «Весь секрет в том, что люди открываются перед тобой в тот момент, когда они поймут, что ты на их стороне».
1.1.5 Словарь по теме Риторика – это теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае. Риторика понимается и как наука об искусстве публичного выступления(т.евыступления оратора (в основном - монолог) непосредственно перед присутствующими).
Ораторство - искусство устной речи.
Ритор - ораторв Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с IIIв. до н. э. - еще и учитель практического красноречия вораторской школе. В широком смысле - преподаватель, квалификация которого позволяет ему успешно обучать ораторскомуискусству, искусству красноречия.
«Речевая деятельность» - это совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой.
Интерактивная сторона общения, или интеракция, заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения, или перцепция, означает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Коммуникация (в широком смысле)означает любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать, т.е. коммуникация предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях: - человек и человек (Ч – Ч); - человек и машина (Ч – М); - машина и машина (М – М). Коммуникация в узком смысле – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому посредством знаков.
Коммуникативное сообщение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.
Фасцинация – это совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющие действия фильтров «доверия» и «недоверия».
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.
Активизация - это побуждение к действию в заданном направлении.
Интердикация - это побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности.
Дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому.
Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел». Стратегия - этореализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий. Тактика – этореализация подчиненных задач. «Доверие» - это убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо.
Коммуникативные неудачи – это не достижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения Коммуникативное самоубийство - это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение заведомо неэффективным. Функции коммуникации заключаются в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности. Информация - это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.
Объявление - это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.
Аннотация - это краткое изложение содержания книги или фильма. Лекция - это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему.
Сообщение - это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.
Устный ответ - это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя.
Автобиография - это сообщение человека об основных этапах его жизненного пути.
Прямая коммуникация – это, когда между говорящим и аудиторией нет преград.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|