Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.




Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Докажите, что риторика является искусством, наукой и учебным предметом. Обоснуйте свой ответ.

 

Упражнение 2

 

Поразмышляйте над рекомендациями, остав­ленными нам классической риторикой:

 

«Действие заключа­ется здесь в голосе; [следует сказать], как нужно пользова­ться голосом для каждой страсти, например, когда следует [говорить] громким голосом, когда тихим, когда средним, и как нужно пользоваться интонациями, например, прон­зительной, глухой и средней, и какие ритмы [употреблять] для каждого данного случая».

 

Только ли эти моменты рассматриваются и изучаются в риторике? Докажите это.

 

Упражнение 3

 

Прокомментируйте данное высказывание Д.Н. Александрова:

 

«Если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисцип­линой, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как ми­нимум, на один «балл»

 

- Почему автор так считает?

- Согласны ли вы с его точкой зрения?

- Если да, то предложите свои варианты улучшения в области культуры речи.

 

Упражнение 4

 

Проанализируйте, почему речевая деятельность приравнивается исследователями к понятию деятельности в целом? Докажите эту связь.

 

Упражнение 5

 

Поясните механизм осуществления коммуникации в следующих взаимодействующих категориях:

- человек и человек (Ч – Ч);

- человек и машина (Ч – М);

- машина и машина (М – М).

 

Имеют ли место данные категории коммуникации в вашей будущей профессиональной деятельности?

Приведите примеры, подтверждающие каждую категорию.

 

Упражнение 6

 

Приведите примеры процесса осуществления цели коммуникации в вашей будущей профессиональной деятельности.

 

Упражнение 7

 

Проанализируйте действия коммуникативных функций в следующих профессиональных ситуациях:

- «руководитель – подчиненный»;

- «коллеги по работе».

 

Упражнение 8

 

Прочитайте статью «Причины коммуникативных неудач» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 4) и отрывок из статьи «Психологические трудности общения и пути их преодоления» А.А. Бодалева (см. Приложение 5), проанализируйте те причины неудачного общения, которые необходимо учесть журналисту в его профессиональной деятельности, и ответьте на следующие вопросы:

- В чем заключается «коммуникативная неудача»?

- Какие внешние обстоятельства приводят к коммуникативному провалу?

- Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком?

 

Упражнение 9

 

Охарактеризуйте действие каждого компонента в модели массовой коммуникации.

 

 

Упражнение 10

 

Поясните, какие виды информационных вы­ступлений являются наиболее распространенными в вашей профессиональной деятельности?

Приведите примеры.

 

Упражнение 11

 

Предложите ситуацию вашего публичного выступления перед аудиторией.

На какие психологические аспекты вы будете обращать внимание в первую очередь и почему?

Важны ли будут для вас другие аспекты?

Почему вы их считаете не на столько значимыми?

 

Упражнение 12

 

Прочитайте статью И.А. Зимней «Уровневая структура общения» (см. Приложение 1) с целью получения дополнительной информации по структуре общения.

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Какие уровни общения выделяет автор?

- Какие особенности каждого уровня отмечены в статье?

- Отличается ли классификация функций общения у И.А. Зимней и Г.М. Андреевой?

- Какие коммуникативные задачи выделяются автором?

- Назовите особенности коммуникативных задач.

 

Упражнение 13

 

Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 2) и ответьте на следующие вопросы:

 

- На какие разряды делится общение по коммуникативной установке?

- Для чего журналисту необходимо знание речевых стратегий? Что они обозначают? И где их следует использовать в журналистской деятельности?

- Какие речевые тактики характерны для: а) кооперативной стратегии? б) некооперативной стратегии? в) установления коммуникативного лидерства?

- Какие способы выражения называются тривиальными и нетривиальными?

- Какие риторические приемы характерны для разговорной речи?

 

Упражнение 14

 

Прочитайте статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» (см. Приложении 3) и ответьте на следующие вопросы:

- Что включает в себя понятие «доверительные отношения между людьми»?

- Что понимается под доверием?

- Какую информацию можно считать доверительной, почему?

- Что значит поверить в искренность и честность человека?

- Что необходимо делать журналисту для того, чтобы установить доверительные отношения в общении?

 

Упражнение 15

 

Прокомментируйте слова А. Шилдса: «Весь секрет в том, что люди открываются перед тобой в тот момент, когда они поймут, что ты на их стороне».

 

 

1.1.5 Словарь по теме

Риторика это теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае.

Риторика понимается и как наука об искусстве публичного выступления(т.евыступления оратора (в основ­ном - монолог) непосредственно перед присутствующими).

 

Ораторство - искусство устной речи.

 

Ритор - ораторв Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с IIIв. до н. э. - еще и учитель практического красноречия вораторской школе. В широком смысле - преподаватель, квалификация которого позволяет ему успешно обучать ораторскомуискусству, искусству красноречия.

 

«Речевая деятельность» - это совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой.

 

Интерактивная сторона общения, или интеракция, заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения, или перцепция, означает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

 

Коммуникация (в широком смысле)означает любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать, т.е. коммуникация предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях:

- человек и человек (Ч – Ч);

- человек и машина (Ч – М);

- машина и машина (М – М).

Коммуникация в узком смысле – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому посредством знаков.

 

Коммуникативное сообщение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

 

Фасцинация – это совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющие действия фильтров «доверия» и «недоверия».

 

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

 

Активизация - это побуждение к действию в заданном направлении.

 

Интердикация - это побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности.

 

Дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому.

 

Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел».

Стратегия - этореализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий.

Тактика этореализация подчиненных задач.

«Доверие» - это убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо.

 

Коммуникативные неудачи – это не достижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения

Коммуникативное самоубийство - это грубая ошибка, допущен­ная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение за­ведомо неэффективным.

Функции коммуникации заключаются в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности.

Информация - это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.

 

Объявление - это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.

 

Аннотация - это краткое изложение содержания книги или фильма.

Лекция - это учебное, научное или научно-популярное вы­ступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

 

Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает важ­ную научную или общественно-политическую проблему.

 

Сообщение - это маленький доклад по какому-либо от­дельному, частному вопросу.

 

Устный ответ - это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя.

 

Автобио­графия - это сообщение человека об основных этапах его жиз­ненного пути.

 

Прямая коммуникация – это, когда между говоря­щим и аудиторией нет преград.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных