Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды теле- и радиоречи.




Сравнительно молодые, но уже завоевавшие миллионные аудитории, - это виды красноречия, применяемые по радио и телевидению. Все виды устной речи - лекция, беседа, обозрение, - исполняемые по радио и особенно по телевидению, отличаются некоторыми особенностями. В частности, то живое общение, которое обычно достигается в аудитории, должно компенсироваться иными средствами, когда оратор выступает по радио и по телевидению. Заслуживает специального внимания искусство слова «круглого стола», организуемого как на различных симпозиумах, так и с помощью телевидения. Это очень трудный жанр, ибо в еще большей мере, чем на любых пресс-конференциях требует от его участников эрудиции, ораторской находчивости, отличного словом и искусством импровизаций.

Из всех родов и видов данной классификации нас будет ин­тересовать радио- и телевизионная речь. Выступление по теле­видению и радио (беседа, комментарий, обзор, обозрение, ин­тервью, круглый стол и т.п.) лишено живого общения, которое постигается в аудитории.

Обращаясь к собственно речевому поведению на радио и телевидении и принципам его организации, важно помнить следующее:

- Нельзя повторить дважды только что сказанное в эфире, следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как «вторичного» восприятия из эфира быть не может.

- Зрителями или слушателями вашего выступления будут люди: разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и интересов.

- Встреча с вами на экране или по радио для многих из них явится, скорее
всего, случайной.

Учет этих ключевых моментов предполагает, что теле- или радио речь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организована по типу неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального заявления). Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.

Вместе с тем такое сочетание не может не быть противоречивым, задавая внутреннюю конфликтность речи, в чем также нужно отдавать себе отчет. Противоречие возникает, с одной стороны, между реально существующим односторонним контактом выступающего в кадре или перед микрофоном со зрителями или слушателями и необходимостью при этом имитировать двусторонний контакт; а с другой - между заранее подготовленным письменным текстом и устной формой его воспроизведения: речевой поток, который должен восприниматься как спонтанный, на самом деле таким не является.

Помимо этого интонация речи, используемая в массовой коммуникации, отличается от интонации непринуждённого межличностного общения «нейтральностью» мелодии основного тона. Коммуникатор не повышает голос до крика и не понижает до шёпота, каждое слово произносится более или менее чётко - не проглатывается, как это имеет место в общении лицом к лицу. Редукция безударных гласных менее выражена, паузы между словами, речевыми тактами не выходят за рамки строго обусловленных границ. На телевидении существует стереотип неречевого поведения, который ограничивает мимическую деятельность и жестикуляцию выступающего.

Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью радиовещания и телевидения. Они же требуют соединения в речевом поведении человека, выступающего в эфире, устно-литературной нормы и нормы непринуждённой разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы этого достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи. Перечисленные принципы в равной степени относятся как к «сольному» выступлению, так и различного рода беседам в эфире, будь это интервью, беседа за круглым столом, дискуссия. Разумеется, сама форма беседы предполагает, что в речь собеседников вводится приёмы ее диалогического построения. Тем не менее, для человека, не имеющего большого опыта выступления по радио или телевидению, знание таких принципов может оказать существенную помощь при подготовке к выходу в эфир. Перечислим некоторые из них:

 

Принцип разговорности. Восприятие устной речи затрудняется при превышении определенных порогов лексического разнообразия. Если письменная речь подразумевает развернутость словесного выражения мысли, приведения логически строгой системы аргументов, то устная речь не требует этой развернутости. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство. Необходимо экономное использование лексики.

Четкая структурная организация выступления. Передачи разговорного жанра не терпят композиционной расплывчатости. Они должны развиваться динамично. Основная проблема здесь не столько в определении темы выступления, сколько в самоограничении; все понимают, что за несколько минут невозможно рассказать обо всем, однако многие выступающие пытаются это сделать, что, в конечном счете, приводит к легковесности. Специалисты указывают на важность конкретизации темы, выбор одного аспекта, наиболее важного из множества вопросов, фактов и поворотов темы.

Выступление должно быть информационно точным, в противном случае попытка слушателя или зрителя понять, о чем идет речь, отвлечет от последующей информации. Это относится к устному слову вообще. Однако в условиях одностороннего контакта данное требование приобретает исключительное значение.

Важно помнить:

- Информация достигает оптимального воздействия, когда в ней содержится новизна (новость). При этом можно выделить три типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам. Недостаток новизны стимулирует переключения внимания.

- Интерес вызывает доказательная информация, которая опирается на эмпирический опыт аудитории, статистику, фактологический материал.

- Начало и конец выступления имеют важную психологическую нагрузку. Если изложение интересное, то доказательность следует оставить на конец, чтобы не уменьшить значимость идеи.

Последнее замечание свидетельствует о важности выбора такой драматургии выступления, которая бы удерживала зрителя /слушателя у экрана / радиоприемника от начала до конца.

Композиция выступления по радио или телевидению, с одной стороны предусматривает те же структурные моменты, которые свойственны любому публичному выступлению: продуманные начало и конец, импровизацию основной части на основании продуманной линии изложения, логическую организацию материала, эмоциональную форму подачи.

 

Принцип диалогизации. Диалог представляет собой принцип взаимодействия между людьми, взаимоуправления друг другом. В речевой коммуникации диалог означает процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиции-суждении.

Актуальность принципа диалогизации речи по радио или телевидению определяется тем, что выступающий воспринимается публикой, прежде всего, как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.

Вместе с тем реализация принципа диалога в теле- и радиоперадаче требует использования особых драматургических и стилистических средств. Своеобразие радио- и телебеседы состоит в том, что собеседники присутствуют не в одном месте, а отделены друг от друга пространством, поэтому выступающий в кадре или перед микрофоном должен предугадать реакцию зрителя и слушателя и суметь ответить на нее. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участник двустороннего контакта. Вот почему здесь необходимо учитывать иные, отличные от тех, что выражает говорящий, мнения и позиции по обсуждаемым вопросам, предвидеть различные точки зрения на проблему, аргументируя собственную. Слушатель/зритель должен чувствовать ход мыслей оратора: вместе с выступающим он оказывается перед проблемой и вместе с ним приходит к определенным выводам. Этот процесс можно назвать сопереживанием, параллельным мышлением.

Таким образом, диалогизация теле- и радиопередачи заключается в том, что она композиционно построена как монолог со структурными элементами диалога, т.е. рассчитана на реакцию слушателей.

 

Принцип интимизации. Камерность обстановки, в которой воспринимается выступление по телевидению или радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого слушателя в отдельности. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология, лексические образные средства (тропы) и синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры). Для достижения большего контакта со зрителем/слушателем, большей доходчивости вполне допустимы использование неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорного синтаксиса, а также соответствующая лексика. Например: «Вы поймете меня, дорогие мои женщины, поймете, потому как, кому, как не нам, пусть даже тяжело нам, сейчас, думать о будущем нашем, о детях наших» и т.д. (из передачи Петербургского радио).

 

Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия. Помимо рассмотренных нами принципов важным условием организации речи является то, что радио- и телетекст должен быть удобен для звукового воспроизводства и слухового восприятия.

Полезными для практической деятельности как редактора, так и человека, выступающего по радио или телевидению, представляются следующие рекомендации С.И. Бернштейна, улучшающие восприятие высказываний:

- Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой) придаточных предложений, вводимых союзами потому что, причем, хотя, ибо, так как и т.п., а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов да, и, но и др.

- Замена громоздких цитат пересказом.

- Расчленение в необходимых случаях сложных предложений на ряд простых.

- Замена конструкции с причастными оборотами, с отглагольными существительными, страдательными оборотами, с «нанизыванием одинаковых падежей (чаще всего родительных) синонимичными синтаксическими конструкциями (обычно с личным глаголом действительного залога).

- Объяснение малоизвестных узкоспециальных терминов.

- Умеренное использование цифрового материала (в необходимых случаях употреблять вместо цифр слова - вдвое, больше, половины и т.д.).

- Замена сокращенных слов (типа и т.д., и т.п., и др., т.е.) полными.

- Обозначение апострофом места ударения в словах, вызывающих затруднения у готовящего текст.

Таким образом, краткость фраз (на 14-15-м слове может наступить «порог внимания») и даже слов (очень длинные слова трудно произносить), их удобочитаемость и удобопроизносимость, правильно поставленное ударение, расчленение фразы при помощи интонации - необходимые условия для полного усвоения информации в телерадиопередачах.

Одно из требований культуры звучащей речи - благозвучие. Для выступающих по телевидению и радио важно избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов. В речевом потоке звуки должны быть подобраны так, чтобы речь была легко произносимой и в то же время отчетливой. Поэтому стечение многих согласных или столкновение гласных создает неблагозвучную речь. Примером могут служить фразы типа сталкивались ли ей, пробовали ли вы, я знал ее и ее июльские планы и т.п.

Интонация - темп речи, паузы, тембр, гон речи, мелодика, логическое ударение и словоударение - воспринимается слушателем/зрителем как выражение внутреннего состояния, настроения и искренности (или неискренности) говорящего. Само звучание речи должно вызывать определенную реакцию у аудитории. Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не дает эмоционально-конкретного освещения смыслу, речь остается бездейственной. Таким образом, рассмотренные выше особенности радио- и телевизионной речи как устной звучащей речи, обращенной к многомиллионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать ее как особую форму ораторского искусства с присущими только ей принципами организации и стилистическими характеристиками.

 

Особенностями выступления являются:

1. По радио, когда слушатель лишен возможности зрительского восприятия, требует повышенной четкости и ясно сти изложения, строгой логической выстроенности материала, учета быстро наступающего «порога внимания», ограниченного хронометража, небольшого (запоминаемого) количества говорящих.

В отличие от пе­чатной прессы, на радио не любят длинных фраз и стремятся излагать только факты, заинтриговав первым же абзацем.Радио как канал коммуникации имеет множество плюсов. Слушая радио, мы одновре­менно занимаемся массой других дел. Заметим, что радиоаудитория не является целевой. Но случайный разброс здесь настолько велик, что ра­дио заслуживает самого пристального внимания. В России сельское население всегда предпочитало ра­дио, к тому же сегодня резко уменьшились тиражи га­зет как альтернативного источника новостей. Наконец радио - это живой голос, способный передавать раз­личные интонации.

Радио имеет следующие преимущества:

Дешевизна. Затраты на приобретение приемника и слушание передач невелики, что делает радио до­ступным практически каждому, а изготовление и пе­редача в эфир радиопрограмм намного дешевле телевизионных.

Охват и воздействие. Радиосообщения могут достигать людей, не пользующихся другими массовой информации или находящимися в пути поезде, идущими пешком.

Голос и музыка. Хотя возможности в создании эффектов, оказывающих воздейст­вие на аудиторию, ограничены по сравнению с телеви­дением, однако они намного превосходят возможности печатных носителей информации (газеты, журналы).

Заменитель общения. Радио часто включают, что­бы не чувствовать себя в одиночестве.

Интерактивность. Современное радио делает воз­можным открытый диалог в эфире между слушателя­ми, ведущим и гостями студии. Позвонив по телефону или отправив сообщение на пейджер, каждый может задать вопрос, высказать мнение и т.д.

Существует целая теория радиообращений. Так, до­статочно эффективными считаются объявления в 10, 20 и 30 секунд, особенно если они наполнены не только словами. Запомнившаяся радиослушателю мелодия - это ключ к сознанию слушателя, примером чему может служить фирменная мелодия сети стоматологических клиник «Мастердент», постоянно звучащая в роликах компании на радио «Эхо Москвы».

 

2. На телевидении существенную роль играют внешние данные человека, ибо крупный план позволяет близко рассмотреть черты лица говорящего, мимику, жесты, оценить естественность пове­дения человека на экране, эмоциональность его выступления. Ведь аудитория лишена предварительной установки восприятия в отличие от тех, кто специально пришел слушать доклад, лекцию, юбилейную речь.

Любому выступающему на телевидении нужно уметь легко перестраиваться, сво­бодно конструировать интересные для данной аудито­рии тексты, пользоваться мимикой и жестами, вообще иметь приятные для телезрителя манеры. Еще один важный момент - оставаться внутренне спокойным. Постарайтесь успокоиться, научитесь ру­ководить своим нервным напряжением, без этого у вас не получится успешного выступления. Зачастую выступление касается не одного вопро­са, поэтому в процессе дискуссии постарайтесь как-то разделить сферы влияния. Не очень хорошо смот­рится ситуация, когда горячие споры настолько ув­лекают, что люди принимаются перебивать друг друга, не давая друг другу договорить до конца. И самое главное - помнить о времени. К примеру, 90% людей, находясь в состоянии нервного возбужде­ния, стремятся говорить бесконечно долго, у них сме­щаются границы времени, им кажется, что они гово­рят не более двух минут, хотя прошло уже целых де­сять. Но не стоит постоянно смотреть на часы - это раздражает зрителя.

Специфика речи на телевидении и радио во многом определя­ется жанром и формой передачи, а также выполняемыми функциями. Вместе с тем, есть и общие моменты, характерные для эфирного выступления.

1. Выступающий по телевидению или радио должен с первой минуты «захватить» аудиторию и удерживать ее внимание на всем протяжении передачи. Поэтому передачи разговорного жанра не терпят композиционной расплывчатости. Они должны развиваться динамично, а проблему следует ставить четко и остро.

2. Необходимо так выстроить теле- или радиовыступление, чтобы заинтересовать зрителя (слушателя), воздействовать на его чувства, сделать его соучастником размышления, которое происходит в кадре и у микрофона.

3. Лексический отбор материала должен способствовать достижению коммуникативного и убеждающего эффекта.

4. (Контакт человека на экране или у микрофона со зрителем или слушателем - односторонний. Это должно компенсироваться другими средствами).

5. Следует учитывать массовость аудитории, разнообразной по социальному составу, возрасту, полу, образованию, культуре.

6. Существует однотипность речевого общения: прямая, хотя и опосредованная обращенность к слушателю.

7. Камерность обстановки, в которой воспринимается выступление по телевидению и радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого слушателя в отдельности.

8. Выступление должно быть информационно точным, в противном случае попытка слушателя понять о чем идет речь, отвлечет его от последующей информации.

 

Задание:

 

Прочитайте материал Сенкевича «Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства» раздел «Диалог на радио и телевидении» (см. Приложение…) и обратите внимание на особенности выступления на радио и телевидении.

 

Видовое многообразие современного ораторского искусства не поддается строгому, а тем более исчерпывающему разделению. Но мы попытались выделить основные роды и виды ораторского искусства современности.

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Почему исследования монолога как вида речевой дея­тельности занимают подчиненное положение в лингвистике?

2. Что называется монологом?

3. Какие особенности монолога выделяет В.В. Виноградов?

4. Докажите, что монолог представляет собой текст.

5. Какие отличительные признаки текста относятся к монологу? Поясните каждую особенность.

6. На какие микромонологи делятся тексты?

7. Приведите примеры описания, повествования, рассуждения.

8. Каковы особенности современного публичного монолога? Ответ постройте на характеристике различных родов и видов красноречия:

- социально-политического;

- академического;

- судебного;

- социально-бытового;

- теле – и радиоречи.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных