ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подбор материала по выбранному вопросу
Прежде всего, при подготовке публичного выступления необходимо ответить на вопрос: «Что сказать?» (инвенция).
1.6.2.2.2 Синтаксическое развертывание и офор мление материала
При описании этого этапа риторического канона разрабатывались вопросы синтаксического развертывания иоформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос: «Где сказать?» (диспозиция). Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи: 1) введение, 2) рассказ или изложение, 3) повествование или способ убеждения, 4) заключение.
Интересны и поучительны мысли М.М. Сперанского об этапе расположения материала: «Два главные правила расположения мыслей: 1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл другой. 2. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без
Главная причина, по которой этап диспозиции является необходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обусловлена двумя фундаментальными свойствами речи - ее линейностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концентрацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам. Поэтому важнейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям речевых высказываний стандартные, типовые рекомендации о составе и порядке следования композиционных частей ораторской речи. Разрабатывались подобные теории применительно к речи вообще или к ее отдельным жанровым разновидностям. Возможно, современному журналисту покажутся неинтересными «модели» построения текста, но именно знание общих закономерностей создает возможности для интерпретации текста и для проявления индивидуальности при его создании. И человек, профессионально владеющий типовыми моделями, всегда в состоянии сделать нечто свое, особенное, отталкиваясь от известных образцов. Тем более это свойственно журналисту, для которого профессионально значимо знание структуры публицистических жанров (а это своего рода стандартные модели). Творческий же потенциал, талант публициста позволят сделать яркий, своеобразный текст, в котором будет легко просматриваться структура жанра. Письменные тексты также делятся на три основные части - зачин, основная часть, заключение. Все названные требования переложимы и на письменные тексты.
Примечание: Об элокуции – этапе украшения текста словами, использования аргументации см. подробнее в 1.7 «Риторические средства выражения», в 1.9 «Убеждающее выступление и его основные особенности».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|