ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные трудности публичного выступления
Хорошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д. Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора: - нельзя прервать выступление, когда хочется; - нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас; - трудно понять отношение аудитории к себе; - слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми, кого видят по телевизору; - нельзя вести себя свободно, так, как хочется; - по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить.
70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один. В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказывают про известного критика В.В. Стасова, который <...> в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся да с тем и ушел, не сказав ни единого слова». Лучшим средством против страха является непрерывная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позволит оратору накопить некоторый опыт - знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и многого избежать. Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока - хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в большую и незнакомую аудиторию. Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).
Действительно, трудностей много, поэтому первые выступления людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анализировать и исправлять свои ошибки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|