Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника подготовки публичного выступления




Клаус Хармс был известным проповедником. На воп­рос - сколько времени ему потребовалось для подготов­ки знаменитой проповеди - он ответил: «Ровно сорок лет». Возможно, это преувеличение, однако несомненно, что очень многие речи и доклады готовятся слишком поспешно. Вновь и вновь мы убеждаемся, что способные ораторы недостаточно готовятся к выступлению. Они ком­петентны, «подкованы» и опытны в обращении как со словами, так и со слушателями, но не дают себе труда тщательно подготовиться, предполагая, что хорошую речь творит только чудо.

Такие ораторы редко совершают прыжок, позволяющий стать выдающимсяоратором. Их талант не развивается, а сами они остаются обычной посредственностью.

 

Учитывая это, следует знать ряд правил, благодаря которым подготовка речи будет успешной:

 

Правило номер один для подготовки речи: Выдели время.

Хотя в истории были случаи, когда речи, произнесен­ные экспромтом или подготовленные за очень короткое время, получались удачными и достигали цели, однако это не общее правило. Всего лишь две минуты длилась речь американского президента Авраама Линкольна, произне­сенная 19 ноября 1863 г. в день освящения кладбища пав­ших в гражданской войне, однако американцы помнят ее до сих пор. (Эта нация, подчиняясь Богу, возродится к но­вой свободе. Цель: власть народа, с помощью народа и для народа.)

Линкольн поспешно записал несколько фраз на двух листках бумаги и был совершенно недоволен, так как не имел времени на обработку формулировок.

 

Правило номер два для подготовки речи: Работай систематически.

Бесконечно много времени теряется впустую, если ра­бота не ведется систематически.

Гете в мае 1798 г. писал Шиллеру: «Чрезвычайное оби­лие материалов, которыми я располагаю, привело бы меня в отчаяние, если бы не большой порядок, в котором я содержу бумаги, это позволяет мне ежечасно повсюду принимать решительные меры, каждый час использовать соответственно обстоятельствам и двигать вперед одно за другим».

Выдающиеся ораторы интенсивно рабо­тали над каждой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодо­лении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быстро испра­вил формулировки.

Конечно, не все политики готовят речи самостоя­тельно. Будучи риторически одаренным, президент Кен­неди поручал составлять большие речи своему советнику (Т. Соренсену). Английская королева готовит свои речи также с помощью секретаря, в то время как ее супруг герцог Эдинбургский речи, которые он произносит, со­ставляет сам.

Подготовка речи является творческой работой, которая доставляет и радость, и творческие муки.

Аналогично обстоит дело и при подготовке речи. К си­стематической работе относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

 

Гамильтон думал лаконично и связно, оставив пять заповедей искусства речи:

- Понять, что следует сказать.

- Упорядочить: что по делу, а что шутки ради.

- Облечь в слова и украсить слогом.

- Запечатлеть в памяти.

- Приятно и достойно изложить.

 

Тщательная подготовка речи включает следующие десять рабочих шагов (этапов):

- Сбор материала.

- Отбор материала и его организация.

- Обдумывание материала (медитация, связка деталей, ком­ментирование материала).

- Первая редакция ключевых слов (предварительная ре­дакция).

- Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении).

- Формулирование вступления и заключения.

- Общий контроль.

- Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция).

- Мысленное освоение.

- Риторическое освоение (проба речи).

 

Рабочие этапы 1-6, а также 9 и 10 частично пересе­каются по времени.

 

Ступени подготовки материала:

 

1. Сбор материала на перспективу.

Многие ораторы и докладчики грешат тем, что выделяют слишком мало времени для подготовки к выступлению. Одного государственного деятеля спросили, сколько времени ему потребуется для подготовки речи. Он ответил: «Если для произнесения речи мне отведено 10 минут, то нужна неделя. Если в моем распоряжении один час, то потребуется два дня. Если же я располагаю неограниченным временем, то могу говорить сейчас же».

Чтобы иметь представление о предмете, нужно не только собирать материал для конкретной речи, но и постоянно расширять свои знания с помощью всесто­ронне разветвляющегося сбора данных.

Для каждой области знания издаются универсальные справочники, специальные книги и журналы. Каталоги биб­лиотек информируют об имеющихся в книгах сведениях. Работа облегчается, если под рукой есть специализиро­ванные словари по философии, экономике, политике, эн­циклопедические словари, толковые словари, словари ино­странных слов и т.д.

Имеется бесконечное множество источников материала. Например, газетные статьи по требуемой тематике. Очень жаль, что высококачественные газетные статьи не пережи­вают день своего появления в печати. Хорошие газеты - настоящие сокровищницы актуальных специальных и аналитических материалов. Их нужно использовать в гораздо большей мере, чем обычно. При сборе «сырых» материалов следует строго разграничивать чужие и собственные. Опыт показал, что собственные мысли удобно помечать особым образом, например в квадратных скобках. Иначе теряется контроль над тем, что исходит из других источников. Цитаты надо брать в кавычки и не забыть указать источник (автор, заглавие, место и год издания, страница, напри­мер: «..,» (цитата), затем в скобках: Мельхиор Шульце. Об истории развития лиственной тли. Гонолулу, 1956. С. 789). Оказываем предпочтение первичным источникам перед вторичными (в последних первоисточники более или менее переработаны).

Говоря о сборе материалов, следует помнить: «Для оратора блокнот - то же самое, что для рыбака сеть» (Кассон). Карло Шмид сообщает об умершем в 1952 г. Курте Шумахере: «Он неустанно делал записи - при чте­нии, разговаривая с другими и даже с самим собой (!); эти записи как сырье он перерабатывал для своих речей и из этого сырого материала формировал рукопись».

 

2. Отбор материала и его организация

Отбор материала и его организация тесно связаны меж­ду собой. Когда из накопленного материала отбирается важнейший для речи, уже тогда продумывается способ его наилучшей организации. Мы должны просмат­ривать свои заметки вновь и вновь. Делать это следует,

- во-первых, с радостью охотника за бабочками, влюблен­ного в красоту своей коллекции;

- во-вторых, чтобы выбрать нужное;

- в-третьих, чтобы удалить устаревшее (ос­вободиться от балласта).

Уже упоминалось, что самое трудное в собирательстве - это выбрасывание. Каждый просмотр материала ведет к дальнейшему его уяснению и соединению деталей. Ум берется за дело. Конечно, «ора­тору нужно гораздо больше строительного материала, чем впоследствии он употребит» (Киллиан). Но при строгом отборе мы берем лучшее, отделяя существенное от мало­существенного. Слишком большое количество материала не пойдет впрок любой речи. «С духовной пищей полу­чается так же, как с едой: мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усваиваем» (Вальтер Винклер).

Вопрос при отборе материала должен звучать так: В чем моя главная цель? Чего я хочу достичь; к чему я стремлюсь?

Строгий отбор должен быть ориентирован точно на тему речи.

3. Обдумывание материала

За сбором и отбором следуют обдумывание материала, установление связей, комментирование. В целом это можно назвать «инкубационным периодом». К нему относятся:

- про­верка фактов и уточнение мыслей;

- их упорядочивание (мон­таж, архитектура);

- их варьирование.

Этот процесс - основа важнейшей стадии - медитаци и, являющейся одной из пяти стадий: экзегезы (толкование текстов), медита­ции, рассуждения, усвоения, исполнения.

Несколько указаний для работы над публицистической речи:

- Мы концентрируемся в данный момент по возможности
только на одной мысли; мы отключаемся от посторон­них мыслей. (Вильям Джеймс установил, что человек в среднем раскрывает только 1/10 своих мыслительных
способностей, что в значительной мере обусловлено не­достаточной концентрацией и несовершенной техникой работы.)

- Мы снова и снова представляем себе наших слушателей. Что мы хотим им сказать? К чему их направляем?

- Не спеша, проясняем главную мысль, позволяем ей «по­крутиться» в головах слушателей.

Медитация содействует осознанию. Мы достигаем ее лишь тогда, когда освобождаемся от суеты окружающего нас мира. Каждая речь должна медленно «прорастать» внутри нас. Нужно определенное время, чтобы «жить этой речью». Когда мы интенсивно занимаемся единственным делом, то не забываем о творческих паузах. Закон чере­дования напряжения и разгрузки действителен и для умственной работы.

По теме медитации и умственной работы уясним еще кое-что. Ведь мы хотим не только накопить знания и впе­чатления, но и составить обоснованное мнение. Постоянно ошибаясь, мы вновь и вновь взвешиваем и проверяем. Ора­тор действует как владелец дома: он все время что-то ре­монтирует.

Предпосылкой плодотворной подготовки является выде­ление наилучшего времени для работы, которое у каждого зачастую совершенно различно.

Очень часто успех зависит от мелочей, например от климатических условий во время работы. Нельзя недооце­нивать влияния окружающей среды. Шиллеру, например, работалось лучше всего, если он ощущал запах гнилых яблок (!). Не каждый разделит с Шиллером выбор стиму­лирующего запаха и с помощью гнилых яблок получит вдохновляющий импульс к возвышенным мыслям. К од­ним мысли приходят со стаканом вина, к другим - во время прогулки. Так глупо это звучит: «амбулаторное» сти­мулирование мышления эффективно для предрасположен­ных к движению.

В книге Хорста Бинекса «Беседы о мастерской писателя» (1962) лирик Вильгельм Леман подтверждает: «Стихотво­рения возникают у меня чаще всего в процессе движения, особенно во время прогулок. Я тип шагающий». Хейнц Кюн: «Хотя я не согласен с Монтенем, который полагал, что его мысли спят, когда он сидит, и ум неподвижен, если его не толкают ноги, но я ценю прогулки в одиноче­стве, Когда продумываю основную концепцию речи, кото­рую намерен произнести. Затем за письменным столом готовлю конспект ключевых слов и потом начинаю, уяснив слова, брать с боем проблему «как сделать», моделируя до некото­рой степени пластический образ речи. При этом я также путешествую вдоль книжных полок и архивных ящиков...»

 

Внутренними предпосылками плодотворной подготови­тельной работы являются:

- Самоопрос. (В чем причина, каково действие факта? Ка­кова суть, главная мысль, которую я должен сообщить? И так далее.) Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, существует ответ. «Подумай над детским вопросом: что делает ветер, когда он не дует?» (Эрих Кестнер).

- Чередование состояний - размышление вслух и прослушива­ние «внутреннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», затем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний потрясающе часто ведет к уяснению мысли.

- Терпеливая, систематическая работа над текстом - со единение частей, рациональная организация материала и эффективная разработка формулировок. Регулярная работа ведет к большему успеху.

Гамильтон рекомендовал: «Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстаются тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более».

Речь должна медленно прорастать в человеке. Мышление - не объект поточного производства. Хорошие идеи требуют времени.

Бывает, что мысли подолгу вызревают в нас. И когда мысли окончательно уясняются, не всегда сразу находятся нужные слова. Шиллер пишет: «Может пройти час, пока я отыщу наилучшее завершение фразы».

Полезно упражняться вновь и вновь, чтобы главные мысли и основные положения речи сформулировать в кратких выражениях («концентрация сути»). Мы не забываем о слушателе, который должен кое-что понять или опреде­ленным образом поступить.

Заранее следует обратить внимание на время, отведенное для произнесения речи (не более 90 минут). Многие ораторы не распределяют заранее свое время, в спешке заканчивают речь и лишаются положительного эффекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных