Основные способы развертывания материала в основной части
Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.
Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к
обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях,
когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда
оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются
от слабого к сильному по возрастающей.
Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в
начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных
примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях
пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При
этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по
возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.
Метод аналогии — сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно
параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему
пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает
эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы,
поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального
вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим.
Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод — изложение материала в хронологической
последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином
лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же
выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной,
нестандартной.
Заключение и его задачи
Задачи:
1) дать возможность слушателям припомнить, о чем и что оратор говорил. Здесь надо еще раз сказать главную мысль, причем с усилением.
2) усилить впечатление, произведенное выступлением, и закрепить его главные аспекты
3) поставить перед слушателем конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения
4) закруглить речь, связав ее с началом, активизировать аудиторию
Никаких дополнительных сведений звучать не должно. Заключение должно завершиться бодро, оптимистично. Оно должно быть подготовлено всем предыдущим изложением, в его частях не должно быть противоречий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|