Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место социологии в структуре современного знания




 

Социология относится к группе гуманитарных, а точнее, общественных наук, хотя имеет связь не только с науками этой группы, но и с естественными (например, с биологией). Ф. Гиддингс утверждает, что “социология является посредницей между органическими науками, с одной стороны, и политическими и историческими науками, - с другой”.

Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом. Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающую процесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. “Иерархия” основных наук такова: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения на последующие.

В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии с другими науками.

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования - общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология - in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога – “схватить”, зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

Социология и политология. Политология изучает политические процессы, политические отношения, политические ценности, политическую систему, политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизни общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело с гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развития человеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новую позицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и в осознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством и с политической системой в целом - это есть та грань, по которой проходит взаимодействие социологии и политологии.

Социология и психолого-педагогические науки. Вся история становления социологии свидетельствует о тесной органической связи проблем собственно социальных и психолого-педагогических. Нет практически ни одной работы, претендующей на целостное освещение социальных явлений, в которых не затрагивались бы вопросы воспитания, образования, психологии.

Социология и экономика. Что же является общим для экономики и социологии? Их диалектику объединяет анализ механизма взаимосвязей между экономикой и обществом, изучение форм экономического поведения человека в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг. Этим определяется близость ключевых понятий данных дисциплин (общественное разделение труда, социальное развитие, экономическая и социальная сфера, лидерство и руководство, мотивация поведения в сфере экономики, трудовой конфликт).

Главная задача экономиста-менеджера – знать основные черты хозяйственной организации, типы экономического поведения людей и его проявления, причины и основные пути разрешения трудовых конфликтов, уметь применять основные способы мотивации сотрудников.

Решить эту задачу экономист-менеджер не может, если не знает закономерностей функционирования социума, не понимает истоков, причин конфликтных или кризисных ситуаций, не пытается определить свое место в общественном развитии. И в этом смысле социология наряду с философией является базой для методологии экономических наук. Социология - своего рода инструмент экономиста. Знание закономерностей развития социальной и экономической сферы общественной жизни, взаимодействия общества и личности в сфере экономических отношений – теоретическая основа целенаправленной управленческой деятельности.

Социология, соответствующая современному социальному запросу, призвана раскрыть перед человеком стратегию его жизни в контексте развития социума и Мира в целом, помочь обществу и личности избрать тактику, найти способы, механизмы социокультурных преобразований.

Можно назвать еще ряд наук, с которыми у социологии тесные связи: право и правоведение, этнология и этнография, антропология и география, статистика и демография.

Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанных процесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, метода исследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция (установление межпредметных связей). В XIX-начале XX века эта наука только создавалась и обособлялась, и в этот период важно было, прежде всего, обосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитию теоретического знания, появлению учебных курсов социологии, кафедр и др. Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета, специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук. Ведь общество – это целостная система, и исследование его только тогда может быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас в пограничных науках: экономической социологии, социальной экологии, социальной психологии, политической социологии и др.

Изучение курса социологии является важной стороной общегуманитарной подготовки будущего специалиста. Гуманизация образования и гуманитаризация учебного процесса, ориентация его на развитие интеллекта, способности к творческой инновационной деятельности, на проблемы личности являются потребностью современной цивилизации.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какое место среди наук об обществе занимает социология?

2. Что дает нам право называть социологию наукой?

3. Когда и почему возникает наука “Социология”? Кого из ученых называют отцом социологии? Почему?

4. В чем отличие объекта социологии как науки от предмета социологии?

5. Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?

6. Какова структура социологии? Что такое теоретическая и эмпирическая социология? Чем они отличаются?

7. Почему говорят, что жизнь людей протекает в рамках социальных законов? Какие основные признаки социальных законов Вы знаете? Как они проявляются в реальной жизни? В чем состоит специфика их действия?

8. Какими методами пользуется социология при познании мира?

9. Ваши ожидания от курса социологии. Как, на Ваш взгляд, можно использовать знания по социологии в будущей профессиональной деятельности?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных