Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Риторика как научная и учебная дисциплина




О.В. Врублевская, И.В. Крюкова

Основыриторики: Учебно-методическое пособие для студ. фак-та иностр. яз. – Волгоград: Перемена, 2007. – с.

 

В соответствии с планом лабораторно-практических занятий даются задания для приобретения и отработки риторических навыков с вариантами для разного уровня подготовки и интересов студентов. Особое снимание уделяется выработке тех риторических навыков, которые окажутся наиболее актуальными в будущей профессиональной деятельности студентов. Адресовано студентам факультета иностранных языков и историко-экономического факультета.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть I Введение в риторику

 

Часть II Изобретение содержания

2. 1 Замысел речи

2.1 1 Образ автора – образ аудитории

2.1.2 Тема, цель, задача речи

2.1.3 Тезис речи

2.2 Аргументация

 

Часть III Расположение, выражение, произнесение

3.1 Композиция риторического произведения

3.2 Языковое выражение

3.3 Поведение оратора в аудитории

 

Приложение Тексты для риторического анализа

 

 


ЧАСТЬ I

ВВЕДЕНИЕ В РИТОРИКУ

 

История риторических идей

Риторика как научная и учебная дисциплина

Древняя Греция – родина красноречия. Софисты и их отношение к слову. Философские взгляды Платона и их отражение в теории красноречия. Аристотель и его “Риторика”. Цицерон и его трактаты об ораторском искусстве. Идеал совершенного оратора. “Риторические наставления” Квинтилиана.

Истоки русской риторической науки. Риторические взгляды М.В. Ломоносова. Риторики 19 века, их структура и научное направление.

Современные определения риторики: греческая, римская и средневековая традиции в современных определениях. Этос, логос, пафос – основа риторики. Античный риторический канон: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (выражение), мемория (запоминание), акция (произнесение). Общая и частная риторика. Задачи педагогической риторики.

 

Задания

Задание 1. Значение слова «риторика», зафиксированное разными словарями, отражает общественное отношение к этой реалии, что стоит за одним из значений. Познакомьтесь с определениями риторики, которые дают авторы толковых словарей (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1978; Словарь русского языка: В 4 т. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1982-1984). Чем объясняется многозначность данного термина? Почему некоторые употребляют слово «риторика» как оценку, в значении, близком таким понятиям, как «пустословие» и «ложь»? Как это обстоятельство связано с историей риторических идей?

Задание 2. Познакомьтесь со вступлением к одной из политических речей софиста Исократа. Опираясь на текст данного отрывка, сформулируйте этические и эстетические принципы оратора-софиста.

Я пришел сюда, чтобы призвать Элладу к единству и борьбе против варваров. Хотя многие, притязающие на звание ораторов, уже выступали на эту тему, я твердо намерен их превзойти, ибо лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам, которые и оратору дают себя показать, и слушателям приносят наибольшую пользу, а моя речь, надеюсь, именно такова.

Да и время еще не настолько упущено, чтобы призывать к действию было уже поздно. Только тогда может молчать оратор, когда дело сделано и обсуждать его нет смысла или когда вопрос исчерпан и к нему нечего больше добавить. Но если дело не сдвинулось с места, так как прежние выступления оказались неудачны, неужели не стоит потрудиться над речью, которая в случае своего успеха покончит с междоусобной войной и избавит нас от великих бедствий?

Если бы имелся только один способ высказаться по существу предмета, было бы излишне докучать слушателям, повторяя сказанное другим; Но так как в речи можно по-разному истолковать одно и то же - великое сделать ничтожным, малое – великим, по-новому взглянуть на события прошлого, а недавние пересмотреть в свете прежних, - значит, нужно не избегать предмета, а котором уже говорилось, а постараться выразить его еще лучше. Дела минувшие знакомы нам всем, но только разумному человеку дано извлечь из них урок, правильно понять и ясно выразить их подлинный смысл. Высокого совершенства достигнут искусства, и красноречие в их числе, если будет цениться не новизна, а мастерство и блеск исполнения, не своеобразие в выборе темы, а умение отличиться в ее разработке.

Тем не менее некоторые порицают тонко отделанные речи, трудные для неискушенного слушателя, но они заблуждаются, так как речи, исключительные по своим задачам и потому требующие особой пышности, не отличают от судебных, которые не принято украшать; думают, что они знают надлежащую меру, а тот, кто говорит изобильно и пышно, не способен выражаться просто и точно. Не стоит и доказывать, что это люди хвалят только таких ораторов, которые недалеко ушли от них самих. Меня их мнение не заботит: я обращаюсь к знатокам, взыскательным, требовательным и суровым, которые будут искать в моей речи достоинств, каких не найти у другого.

Задание 3. Познакомьтесь с отрывком из «Риторики» Аристотеля. Как автор определяет риторику?

Риторика есть искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою. Так как возможны оба эти пути, то очевидно можно возвести их в систему, поскольку мы можем рассматривать, вследствие чего достигают цели как те люди, которые руководствуются привычкой, так и те, которые действуют случайно, а что подобное исследование есть дело искусства, с этим, вероятно, согласится каждый. До сих пор те, которые строили системы риторики, выполнили лишь незначительную часть своей задачи, так как в этой области только доказательства обладают признаками, свойственными ораторскому искусству, а все остальное не что иное как аксессуары. <…>

Итак, определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области, как, например, врачебное искусство – относительно того, что способствует к здоровью или ведет к болезни, геометрия – относительно возможных между величинами изменений, арифметика – относительно чисел; точно также остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.

 

Задание 4. Познакомьтесь с суждениями и советами Цицерона по ораторскому искусству. Какие из них актуальны в наши дни, а какие устарели?

Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней. <…>

Никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Точно так же никто не хвалил человека за то, что слова его понятны присутствующим. Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами. А тот, кто так владеет речью, как требует важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно назвать уместностью и соответствием с предметом. <…>

Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев. Вот почему в роде человеческом ничто не попадается так редко, как совершенный оратор.

Что же еще... необходимо?

Конечно же, рвение и восторженная любовь к делу! Без этого в жизни нельзя дойти вообще ни до чего великого. Однако, разумеется, никакое рвение не поможет достичь цели, если при этом неизвестны пути и средства к ее достижению. <…>

Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать.

Найти и выбрать, что сказать - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здравого смыла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здравого смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. <…> Для доказательства оратор располагает средствами двоякого рода. Первое состоит не в том, что придумывает оратор, а в том, что он планомерно извлекает из самого дела: это документы, свидетельства, договоры, соглашения, показания, законы и все остальное, что не сам оратор измышляет, а что доставляет ему содержание дела и участники. Второе же средство всецело заключается в рассуждениях и доказательствах самого оратора. Соответственно в первом случае следует обдумать, как рассматривать доказательства, а во втором - как их подбирать.

А с какой заботой он расположит все, что найдет! - ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало и частью в конец, а между ними выдвинет слабые.

Когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.

Как сказать - это вопрос, относящийся и к произнесению и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений.

Красноречие ораторов всегда руководствовалось вкусом слушателей. Всякий, кто хочет иметь успех, следует за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам. Достичь этого может лишь тот, кто глубоко познал человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться.

Задание 5. С помощью примеров из истории риторики докажите следующее утверждение: Риторика развивается в тех странах и в те периоды, где и когда развивается демократия.

Литература

Обязательная

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. – С. 5-10, 12-14

Михальская А.К. Основы риторики. От мысли к слову. – М., 2001. – С.48-59.

Дополнительная

Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследство в культуре Возрождения. – М., 1984. – С. 150-152.

Аннушкин В.И. Опыт периодизации истории русской риторики // Риторика. – 1995. - № 2. – С. 131-135.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М. 1969. – С.374-403.

Михальская А.К. Русский Сократ. М., 1996. – С. 20-31

ЧАСТЬ II

ИЗОБРЕТЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (ИНВЕНЦИЯ)

Изобретение содержания делится на 2 фазы:

· Замысел (концепция):

- кто? – автор речи;

- кому? – аудитория;

- о чем? – тема речи;

- зачем? – цель, задача, сверхзадача;

- что? – тезис.

Эта фаза самая важная. Без нее мы впадем в софистику, или наша речь превратится в бессодержательную демагогию.

· Аргументация:

- логическая часть;

- риторическая часть.

Эта фаза самая сложная. На этом этапе мы заботимся о том, как нашу идею сделать привлекательной для слушателей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных