Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Количественные показатели структуры рынка

В настоящее время структуру рынка описывают показатели рыночной концентрации, к которым относятся:

1. Коэффициент рыночной концентрации CR – рассчитывается как процентное соотношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на определенном рынке. Наибольшее распространение получил коэффициент концентрации для 3 наиболее крупных участников рынка: CR3=

Di – доля на рынке одного из 3 наиболее крупных участников.

Данный показатель имеет существенные недостатки. Например, он имеет одно и то же значение 75% для 2 существенно различных рыночных структур:

А. Олигополистического рынка с 4 участниками и равными объемами продаж CR3= 25%+25%+25%+25%=75%

Б. Для монополизированного рынка с доминирующим предприятием, имеющим долю 73% и 27 предприятиями с долями по 1 проценту. CR3=73%+1%+1%... =75%

Очевидно, что во втором случае условия для монополистической деятельности имеются в гораздо большей степени, так как рынок находится под полным контролем доминирующего предприятия.

Вследствие отмеченных недостатков в последнее время коэффициент CR не применяется как основной для характеристики структуры рынка.

2. Герфиндаля-Гиршмана: HHI=

В настоящее время данный показатель используется как основной для характеристики структуры рынка. 10000 – максимум

В зависимости от значений CR3 и HHI все рынки делятся на:

А. Высококонцентрированный 70% < CR3 ≤ 100%, 2000< HHI ≤ 10000,

Б. В рынке умеренной концентрации 45% < CR3 ≤ 70%, 1000 < HHI ≤ 2000,

В. Низко концентрированные рынки CR3≤45%, HHI ≤ 1000.

Понятие потенциальной конкуренции

Потенциальная конкуренция – вероятное вступление новых предприятий на рынок, обусловленное возможностью получения высокой экономической прибыли. Реальный выход на рынок, а также угроза потенциального выхода на рынок новых предприятий являются важнейшими движущими силами конкуренции, способными в значительной степени ограничить любое монополистическое поведение.

Потенциальными конкурентами считаются:

1. ХС, которые имеют оборудование, кадры, технологии для изготовления товара, но не могут реализовать эти возможности по каким-либо причинам;

2. Предприятия, производящие продукцию для собственных нужд;

3. Участники вертикально интегрированных цепочек (отношениями собственности заняты одни и те же предприятия, т.е. производство электроэнергии и добыча угля) самостоятельные юр. лица, которые связаны договором или связями;

4. ХС, которые на определенный момент времени поставляют товар на другой географический рынок.

 

Лекция 13.04.13 Понятие потенциальной конкуренции

Интенсивность потенциальной конкуренции характеризуется барьерами входа на рынок.

Барьерами называются любые обстоятельства, финансового, экономического экологического, правового и прочего характера, которые мешают новичкам войти на рынок и на равных конкурировать с действующими участниками рынка.

Барьеры бывают:

A. Барьеры чистого преимущества. «Чистое преимущество» - термин для обозначения тех факторов, которые дают действующим на рынке ХС конкурентные преимущества перед новичками, не обусловленные высоким уровнем эффективности или качества товара.

B. Стратегические барьеры – барьеры, создаваемые действующими участниками рынка.

Барьеры «чистого преимущества»

К ним относятся:

1. Административные правила (лицензирование, стандарты здравоохранения и безопасности и прочее);

2. Административное регулирование цен – обычно направлено на снижение цен по сравнению с рыночным уровнем, что снижает прибыльность и предсказуемость деятельности на рынке и снижает привлекательность рынка для предпринимателей;

3. Таможенные пошлины и квоты – квоты напрямую ограничивают конкуренцию, таможенные пошлины создают преимущества для национальных производителей, что ослабляет конкуренцию и ухудшает положение потребителей.

Стратегические барьеры входа на рынок

К ним относятся:

1. Преимущество первого шага и большие невосполнимые затраты (затраты не возвращаются, например, затраты на рекламу), большой объем невосполнимых затрат (например, затраты на рекламу) являются прямым убытком новичку в случае его неудачи и заставляют его быть очень осторожным при входе на рынок. То, кто первым вышел на рынок, ему легче, он своим выходом на рынок создал уже барьер, второму сложнее;

2. Экономия на масштабе – если данный эффект в отрасли проявляется существенно, то новичкам для входа на рынок нужно это сделать в большом масштабе, чтобы их издержки были сопоставимы с издержками действующих участников рынка, что не всегда возможно (чем больше масштаб деятельности, тем меньше издержек для предприятия, отрасли массового производства, например, легкой промышленности);

3. Наличие излишних мощностей действующих участников рынка – в случае необходимости они могут увеличить объемы поставок, чем усилят конкурентное давление на новичков (наводнение рынка своими товарами);

4. Использование монопольно низкого ценообразования и чередование его с монопольно высоким. Монопольно низкой считается цена доминирующего предприятия на уровне себестоимости;

5. Антиконкурентное поведение участников рынка в виде:

а. наличия доминирующего положения;

б. наличие антиконкурентных соглашений;

в. использование в большом масштабе долгосрочных эксклюзивных договоров.

 

Структурные преобразование рынка с целью развития конкуренции

На тех рынках, по отношению к которым выполняются следующие условия:

А). рынок социально значимого товара;

Б). на рынке высокие цены и низкое качество товара;

В). количественные показатели структуры рынка имеют высокие значения и тенденцию к росту (CR3 высокое);

Г). на рынке имеются существенные барьеры входа на рынок;

Д). на рынке большое количество нарушения антимонопольного законодательства

Тогда на таком рынке проводится целенаправленная государственная политика, направленная на изменение его структуры в целях развития конкуренции в рамках следующих направлений:

1. снижение барьеров входа на рынок;

2. целенаправленное создание новых ХС на рынке (в том числе, государственных предприятий);

3. запрет слияний и поглощений на рынке;

4. принудительное разделение доминирующего на рынке предприятия на несколько предприятий (применятся во всю в США, у нас и в Европе такие случае не известны).

Согласно действующему законодательству доминирующее предприятие может быть принудительно разделено на несколько предприятий, если оно нарушило антимонопольное законодательство 2 и более раз.

Понятие «группа лиц»

Группа лиц – совокупность физических и юридических лиц. управляемых из одного центра. К одной группе относятся лица, если между ними существуют следующие отношения:

1. Признаки образования группы лиц – лицо владеет более чем 50% акций (долей в уставном капитале) юр. лица;

2. Одно и то же физ. лицо является директором нескольких юр. лиц;

3. Между юр. лицами действует договор, согласно которому управление одним из них осуществляется другим юр. лицом (договора управления);

4. Физ. лица являются супругами, братьями, сестрами, родителями, детьми (близкие родственники).

Если какое-либо лицо по какому-нибудь признаку объединено в одну группу лиц с другим лицом, то оно находится в отношениях принадлежности к одной группе лиц, которой принадлежит первое юр. лицо.

Государственный контроль за экономической концентрацией

(Если три хлебокомбината и один хлебокомбинат захочет купить другой комбинат (доминирующее положение или близко к нему). Если сделка очень крупная (на рынке 67%), то такую сделку проверяет обязательно антимонопольный орган (его обязаны информировать предприятия перед сделкой (приобретение акций, заключение договоров управления, слияние, поглощение).

Данный вид контроля является эффективным средством профилактики возникновения и усиления доминирующего положения за счет контроля за осуществление сделок с крупными участниками экономики, в том числе, за счет образования группы лиц.

Согласно действующего законодательства крупные участники экономики обязаны информировать антимонопольные органы о совершении следующих сделок:

1. Проведение слияний и присоединений коммерческих организаций;

2. Приобретение пактов акций и долей в уставном капитале предприятия (от 20% и далее при каждом последующем приобретении, когда в совокупности доля в уставном капитале будет превышать уровень, кратный 5%). По началу было 26 % предприятии, при приобретении, при котором превышаете уровень 30, 35%. Если меньше 5 % при одном приобретении, то сообщать не нужно. При отказе сообщать, штраф;

3. При заключении договоров управления коммерческой деятельностью;

4. При приобретении основных производственных средств.

Если при слиянии образуется предприятие с доминирующим положением, то антимонопольный орган обязан запретить сделку.

Основанием для такой обязанности участников экономики является величина их активов по бухгалтерскому балансу (всех участников сделки – и покупателя, и продавца) с учетом их групп лиц. Если эта сумма активов будет больше 400 млн. рублей, то приобретатель в сделке обязан информировать антимонопольный орган в течение 45 дней после совершения сделки. Если величина активов больше 10 млрд., то приобретателю необходимо получить разрешение до сделки.

Если в результате совершения сделки хотя бы на одном рынке, на котором действуют участники групп лиц покупатели и продавца возникает либо усиливается доминирующее положение, то такие сделки запрещаются антимонопольным органом, в противном случае разрешаются.

Если указанные сделки совершаются без согласия антимонопольного органа, то приобретатель подвергается штрафу (500 тыс. рублей). Если при этом будет обнаружено возникновение или усиление доминирующего положения, то помимо наложения штрафа сделки расторгаются в судебном порядке.

 

Лекция 27.04.13

Государственное регулирование естественных монополий

Естественные монополии – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства. (теплоснабжение, электроснабжение)

Выделяются основные особенности ЕМ:

1. Существенная экономия на масштабах производства (чем больше предприятие, тем издержки на единицу продукции меньше);

2. Высокие барьеры входа на рынок. поскольку издержки связанные со строительством таких сооружений, используемых предприятиями ЕМ, как дороги, мосты, линии связи, столь высоки, что строительство аналогичных сооружений, выполняющих те же функции, не может быть рентабельным;

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию субъектов ЕМ в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку их невозможно заменить другими товарами (данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения и предприятий) (изменение цены практически не влияет на спрос, например, электроэнергия);

4. Использование коммуникаций для поставки продукции потребителям (трубопроводы, железнодорожное полотно, линии электропередач и прочее).

Достоинства ЕМ (в основном возможности, их мало кто использует)

1. Возможность максимального использования эффекта масштаба производства, что приводит к снижению издержек на единицу продукции (в основном ЕМ раздувает свои издержки);

2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов по низким процентным ставкам;

3. Возможность использования достижения научно-технического прогресса;

4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию;

5. Возможность замены рыночной организации производства внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволяет сократить потери предприятий, связанные с риском и неопределенностью.

Недостатки ЕМ

1. Возможность диктовать уровень цены потребителю;

2. Перекладывание издержек на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратное влияние на производителя;

3. Возможность блокирования НТР;

4. Возможность экономии за счет снижения качества производимой продукции;

5. Возможность осуществления монополистического диктата в отношении потребителя.

В виду ограниченности выбора потребителя на рынках предприятий ЕМ в отношении их продукции введено государственное регулирование цен.

Причины такого регулирования:

1. Практика раздувания издержек предприятиями ЕМ и монополистического диктата;

2. Социальная значимость продукции ЕМ;

3. Важность обоснованного уровня цен на и продукцию для всей экономики;

4. Возможность использования механизмов дифференциации цена продукцию ЕМ для поддержки отдельных потребителей.

Основные принципы ценового регулирования деятельности ЕМ:

1. Обеспечение баланса интересов потребителей в виде доступности цен для них и регулируемых предприятий в виде обеспечения их нормального финансового состояния;

2. Определение структуры тарифов на основе справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных потребителей;

3. Стимулирование предприятий ЕМ к сокращению издержек и излишней занятости. улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и прочее;

4. Использование возможности ценовых механизмов регулирования для проведение стабилизирующей макроэкономической политики.

 

Правовое регулирование недобросовестной конкуренции

Недобросовестной конкуренцией называются любые действия ХС, которые противоречат:

а) положениям действующего законодательства;

б) обычаям делового оборота;

в) требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

г) могут причинить или причинили убытки других ХС конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации (чушь, разные понятия справедливости и т. д.).

Для конкретизации приведенного определения разработаны формы недобросовестной конкуренции:

1. Распространение ложный, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому ХС или нанести ущерб ее деловой репутации (нельзя врать про конкурента);

2. Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товаров;

3. Некорректное сравнение товаров, производимых или реализуемых ХС с товарами других ХС;

4. Получение и использование разглашения научно-технической. производственной или торговой информации, в т. ч. коммерческой тайны, без согласия владельца (промышленный шпионаж, воровать секреты нельзя);

5. Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица или индивидуализации продукции. (пять озер, используют репутацию, мтс и птицефабрика:).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антиинфляционная политика | British Universities


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных