Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровень жизни людей - роль и характеристики.




Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов, таких как:

- возможностью заниматься любимым делом;

- уровнем спокойствия;

- здоровьем;

- средой обитания;

- объемом потерянного времени;

- возможностью проводить время с близкими людьми, отдыхать и расслабляться.

Выделяют четыре уровня жизни населения:

1) достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

2) нормальный уровень – рациональное потребление. Обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

3) бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;

4) нищета – минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.


24. Государственная политика доходов: формы и методы.

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).


25. Социально-трудовая сфера – сущность, содержание и роль в общественной жизнедеятельности.

Социально-трудовая сфера (СТС) – это составная часть социальной рыночной экономики, ключевой объект и предмет социальной политики. На практике трудовые отношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем – редко существуют в чистом виде без социальной составляющей и, наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д.

СТС достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.

Основными блоками СТС являются прежде всего те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: отрасли социальной сферы, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в т.ч. безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: система социальной защиты населения; система социального партнерства; система социального страхования; пенсионная система; охрана труда и т.д.

Эти и некоторые др. блоки, отрасли и компоненты, различные по уровням, сущности и содержанию, месту и значению, функционируют в единой структуре СТС. Социальное государство отдает предпочтение СТС, обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, предоставляет возможность гражданам реализовать свой трудовой потенциал.

Социально-трудовая сфера играет определяющую роль в реформировании общественного уклада. повышении эффективности общественною производства, преодолении социально-экономических противоречий, создании экономической и социальной безопасности страны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных