Пояснительная записка. Департамент образования Москвы
Департамент образования Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Педагогический колледж № 4
Учебное пособие
Практические занятия
По учебной дисциплине
"Психология"
Для студентов педагогического колледжа
Специальностей
Дошкольное образование
Преподавание в начальных классах
Специальное дошкольное образование
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Автор - составитель: Кудрявцева С.В.
Учебное пособие включает систему практических занятий, представленных в форме технологических карт и направленных на формирование общих и профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии ФГОС СПО
Москва, 2012
Пояснительная записка.
Достижение нового качества профессионального образования, заложенного в основу ФГОС СПО, происходит через изменение содержания обучения и формирование ключевых компетенций, то есть реализации деятельностной модели подготовки специалиста.
Компетентность – способность выполнять деятельность в единстве знаний, умений и практического опыта, следовательно, определяется задача формирования таких видов деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Разработанные практические занятия учебной дисциплины «Психология» по своему содержанию и структуре отвечают требованиям деятельностного подхода, так как студенты вовлекаются в поиск решения психолого – педагогических ситуаций, в отработку практических умений, а следовательно, решают задачу формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
В рамках овладения студентами содержанием учебной дисциплины «Психология» формируются следующие общие и профессиональные компетенции:
· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач.
· ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимый для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития ОК5. Использовать информационно-коммуникативные технологии по совершенствованию профессиональной деятельности
· ОК 6. Работать в коллективе и команде взаимодействовать с руководством, коллегами и партнерами.
· ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, принимать ответственность за качество образовательного процесса.
· ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.
· ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результат деятельности обучающихся.
· ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеурочной деятельности и отдельных занятий.
· ПК3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
· П.К 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа деятельности других педагогов.
Формирование перечисленных компетенций требует определения и конкретизации образовательных, развивающих и воспитательных задач, направленных на реализацию стандарта:
· Формирование умения в определении потребности к профессиональному становлению и педагогической направленности.
· Формировать умение оптимально осуществлять выбор методов решения педагогических ситуаций, моделировать и прогнозировать способы взаимодействия.
· Формирование интереса к научно-исследовательскому поиску, развитие способности переносить теоретические знания на анализ психолого-педагогических ситуаций.
· Формировать умение владеть информационными технологиями в передаче и сборе психолого-педагогической информации.
| · Формировать умение анализировать и прогнозировать деятельность обучающихся, с учетом возраста, интересов, индивидуальных способностей.
· Формировать умение анализировать собственную деятельность, определять перспективы личностного и профессионального развития, развитие способностей к рефлексии.
· Составление рекомендаций и определение перспектив работы с детьми с учетом индивидуальных особенностей и уровней личностного развития.
· Формировать умение проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать результаты.
· Выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Проводить психолого-педагогический анализ и оценивать процесс и результат личностного развития обучающихся.
· Эти задачи определяют и содержательную сторону практических занятий.
· Самодиагностика уровней профессиональной направленности, составление программ саморазвития.
· Анализ психолого-педагогических ситуаций, решение и анализ психологических задач.
· Составление блок-схем, аннотирование статей, публикаций, оформление таблиц.
· Презентация проектов, видеоматериалов по заданной теме.
· Обсуждение результатов наблюдений на практике, просмотр видеоматериалов, психологический анализ фильмов педагогической направленности.
· Самодиагностика психических процессов и свойств личности, составление программы саморазвития.
· Знакомство с методиками выявления индивидуальных психических явлений, прогнозирование ситуаций педагогического взаимодействия.
Практические занятия представлены в виде технологической карты, включающей следующие этапы проведения:
1. Постановка цели и задач практического занятия.
2. Проведение установочной беседы со студентами.
3. Этап самодиагностики, анализ и интерпретация результатов.
4. Решение и анализ психологических задач.
5.Тестовый контроль для проверки знаний
6.Подведение итогов занятия.
Содержание практических занятий соответствует тематическому плану учебной дисциплины «Психология». В рабочей программе предусмотрено 38 часов на их проведение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|