ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-исторический образ жизниПри характеристике социально-исторического образа жизни как типичного вида жизнедеятельности социальной группы и общества на определенном этапе их развития выделяются характерные черты категории «образ жизни», а также связанные в психологии с пониманием образа жизни проблемы изучения личности. 1. Категория «социально-исторический образ жизни» выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества. 2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему «заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия. Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности. Пространство выбора в социально-историческом образе жизни регламентируется прежде всего через возможность выбора той или иной деятельности. Проявление некоторых видов занятости людей характеризуется в «-социокультурном пространстве» как общепризнанная (через социальный контроль), стандартная (неуникальная) и нечеловечная (человек выступает не как субъект, а скорее как объект управления) деятельность». Вместе с тем, как бы жестко ни регламентировалась обществом свобода выбора вида деятельности, особенности социально-исторического образа жизни не автоматически сами по себе определяют развитие личности, а опосредствуются следующими моментами: а) отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности; б) оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью ее индивидных свойств (задатков, темперамента и т. п.); в) мотивами и целями, ради которых живет данный конкретный человек. 3. Социально-исторический образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества. Если бы не было опасности удвоения терминов, то можно было бы сказать, что каждый социально-исторический образ жизни имеет свой «образ ценностного будущего». Вопреки антропоцентрической парадигме мышления о человеке не натура сама по себе, не существующие только в виде равнодушных «значений» стереотипы ценностей и идеалов, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений в социальной группе — истинный конструктор индивидуальной мотивации личности. От мотивообразующего образа жизни группы во многом зависит, например, будет ли поведение личности носить общественный или антиобщественный характер. Идея о мотивообразующей функции социально-исторического образа жизни, будь то образ жизни всего общества или малой социальной группы, позволяет наметить путь к решению проблемы мотивации развития личности. Введение категории «социально-исторический образ жизни» приводит к постановке ряда проблем, разработка которых позволяет объемно увидеть закономерности развития личности. Первая из этих проблем касается изучения социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества, на оси «исторического времени». Уже сама постановка этой проблемы приводит исследователей к изучению возникновения феномена личности и его значения в истории развития общества; разработке представлений об историческом характере кажущихся порой вечными возрастных периодизаций — детства, юности и т. п.; исторической обусловленности ритма смены разных сфер жизнедеятельности (игры, труда, досуга) и т. п. Вторая проблема связана с изучением развития личности в разных культурах «социального пространства» данной эпохи, а также в разных больших и малых социальных группах данной культуры. Анализ этой проблемы дает возможность выявить конкретное содержание функционально-ролевых качеств личности, избежать смешения стереотипов культуры со свойствами индивидуальности и, главное, обнаружить закономерности развития личности в процессе развития тех или иных социальных групп. В решение этой проблемы наибольший вклад вносит социальная психология. Новые ракурсы видения проявлений жизни личности в разных культурах открываются в начинающих развиваться этнопсихологических исследованиях. Третья проблема связана с построением периодизации развития личности в социальных группах. В ходе этого направления исследований личности наибольшее внимание привлекают проблемы перехода от содействия в онтогенезе к самоконтролю поведения личности, о превращении «только знаемых» идеалов и ценностей образа жизни в смыслообразующие мотивы поведения личности. Эти вопросы удается решить на основе исследований механизмов интериоризации социальных норм в процессе совместной деятельности ребенка и со взрослыми, и со сверстниками. 14.Социализация индивида. Теории социализации: интериоризация социальных форм поведения Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений. 15. Социальные характеристики личности: социальный статус, социальная роль, система ценностей Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусов: 1) генеральный (всеобщий, основной ) – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), статусная позиция личности. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формируются наши цели, и проходит наше обучение. 2) предписанные (аскриптивные ) – статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения. 3) приобретенные (достигнутые) – статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п. Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) и неформализованные (лидер компании близких друзей), что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция. Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области. Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы. Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе. Этот способ поведения соответствует определенным принятым нормам. Часть процесса социализации личности. Парсонс выделил основные характеристики социальных ролей: По масштабу: строго – ограниченная или размытая По способу получения: предписанные или завоеванные По степени формализации: роли, которые предполагают деятельность в строго определенных рамках или роли в соответствии с производимой деятельностью По видам мотивации: роли для выполнения которых в качестве мотивации выступает личная прибыль или в качестве мотивов выступает общественная прибыль, долг. Ценности— это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека, это система созданных, принятых и установленных в обществе или группе высших достижений человека, притягательных для людей социальных эталонов мысли, чувств, поведения, деятельности. Ценность имеет положительное, верховное значение. Она является условием полноценного бытия объекта. В ценностях материализуются наиболее дефицитное богатство, блага. Поэтому ценности представляют собой цель, к которой стремятся люди, поскольку они связаны с удовлетворением потребностей людей. Если потребность есть побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вне человека. Тем самым ценности становятся мощными побудительными мотивами деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|