Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика индивидуальности.




Жизненный путь личности — это путь становления се индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции — «личность как субъект деятельности». Говоря о превращении личности на определенном этапе ее развития из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности класса, социальной группы, культуры, т. е. функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъект социальной группы и класса, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Чем более зрелой становится личность, чем разветвленнее становится система ее связей, реализуемых деятельностью в обществе, чем чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами, тем менее действенной становится привычная для психолога формула о личности как продукте прошлого опыта, тем утопичнее выглядят попытки вывести все поступки и действия человека, апеллируя исключительно к его биографии. Дело заключается в том, что вследствие изменения механизма формирования личности при превращении ее из объекта общественного развития в субъект этого процесса прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него «как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности — сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии»


Изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. При анализе личности как субъекта деятельности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как проблемы воли, характера, способностей и одаренности, или, иными словами, проблемы анализа индивидуальности личности, которые, несмотря на обилие попыток их изучения в истории психологии, до сих пор остаются terra incognita и одновременно «синей птицей» для психологов самых разных школ и направлений. Эпизодические всплески интереса ко всем этим проблемам сменяются долгими периодами разочарования, проявляющимися в признании отсутствия общих теоретических подходов и методических схем к их исследованию, а порой и в форме прямого отказа от их изучения методами объективной научной психологии. Одним из главных препятствий, затрудняющих продвижение в области исследования указанного круга проблем, является то, что большинство из них ставились изолированно, выхватывались из контекста не только той или иной теории личности, но и, прежде всего, из общепсихологической теории в целом. Вследствие этого часть принималась за целое, характер растворялся в личности, способности отрывались от воли, воля коррелировалась с типом телосложения, а затем из всего этого без заранее выбранного фасона как бы «скраивалась» индивидуальность личности. При рассмотрении же проявления индивидуальности личности в особой проекции — проекции личности как субъекта деятельности — открывается возможность корректно поставить некоторые вопросы изучения индивидуальности и наметить в ряде случаев методические пути их решения. Следует отметить, что в отечественной психологии предпринимались попытки воплотить при анализе личности, сформулированной С. Л. Рубинштейном, принцип субъекта деятельности. Однако эти попытки осуществлялись преимущественно на уровне философской методологии науки, а не на уровнях конкретно-научной методологии психологии и ее теории.
Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности
При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.
Под продуктивными проявлениями личности прежде всего имеются в виду те процессы активности личности, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций. К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности также относятся те преобразования, те «личностные вклады» (В. А. Петровский), которые личность своими действиями вносит в смысловую сферу других людей и культуру. Если продуктом первого обозначенного круга проявлений личности как субъекта деятельности является прежде всего преобразование себя, то продуктом второго круга проявлений — преобразование других. Нет нужды специально оговаривать условность последнего разграничения, критерием которого является исключительно позиция исследователя, в зависимости от которой объектом анализа становятся либо те, либо другие продуктивные проявления личности. В реальности же оба этих аспекта нерасторжимы, и личность, как правило, изменяет себя через преобразования предметной действительности.
К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни личности, то характер определяет тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов.
Что же касается способностей, то они определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.
В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

20.Понятие самосознания.

Эпицентром сознанияявляется сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно.

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.

По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.

В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.

На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

21. Изучение «Я» в психологии личности.

Понятие Я – концепия родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) псих, представители кот (А. Маслоу, К Роджерс.) стремились к рассмотрению целостного человеч-го Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Первые разработки в области Я-конц бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я - сознательное и Я - как объект.

Из отечественных психологов проблемой Я-концепции занимались такие представители ученого мира как Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин.Я-концепция как личностное образование обеспечивает устойчивость психич реальности чел, кот значима с т зр др людей и кот задает предел изменениям; обеспечивает интегрированность личности и позволяет различать Я и не- Я.

Если единство и целостность Я разрушается, то наблюдается болезненное функционирование личности: нарушаются способности прогнозировать, управлять своим поведением, предвидеть оценки окружающих, точно оценивать себя, корректировать неадекватное представление о себе. Расстройство Я приводит к деперсонализации. И наоборот, психическая деперсонализация приводит к измененному переживанию своего Я, своей личности, взаимоотношений с окружающими людьми.Я-концепция - личностное ядро, особая функция личности, заключает механизм интеграции - дезинтеграции, персонификации - деперсонификации. Как особое образование Я-концепция - это, во-первых, структура, обладающая механизмами, «встроенными» в личностную систему, во - вторых - это свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности.

Концепция Я представляет интегрированный центр личности. В структуре личности Я - концепция осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно- деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категориально - ценностный духовный статус самой Я-концепции (С.Л. Рубинштейн).

Я-концепция является высшим продуктом и образованием сознания, самосознания и бессознательного. Самосознание как функциональный механизм Я-концепции охватывает различные уровни сознания и выражает систему отношений к себе, к людям, к миру.

Я - концепция определяет ориентацию человека в меняющихся жизнен. обстоятельствах - активную в одних случаях, пассивную, связанную с разочарованиями, массовыми стереотипами сознания и поведения, требующих психологической поддержки и помощи.

Исследования Я-концепции подводятся под общую схему эмпирических исследований и основными методами могут служить метод наблюдения (самонаблюдения), эксперимент, психодиагностич методы, метод психологического тестирования. При всем многообразии методов исследования наибольшей популярностью пользуются методы психологического тестирования и эксперимент, методы психодиагностики и методы исследования личности. Исследования Я-концепции в большей степени сводятся к изучению ее отдельных компонентов - когнитивного (представление человека о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости), эмоционального (оценка субъекта самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов), волевого (психическая регуляция деятельности личности) и поведенческого, воплощающего в действие когнитивного, эмоционального и волевого начала в процессе принятия решений. Среди методов психодиагностики личности выделяют 16- факторный тест Р. Кеттела, который представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделенных на 16 групп - подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая - либо отдельная черта личности.Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком была создана методика диагностики межличностных отношений, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное Я», «реальное Я», «Мои партнеры» и т.д. Данная методика получила широкое распространение и особенно в исследовании Я-концепции личности. Для изучения самопонимания, влияющего на развитие ответственного отношения к деятельности, был предложен метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Метод включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют об его отношении к прошлому, будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями, друзьями, собственные жизненные цели. Более детализировано рассмотреть Я - концепцию позволяет беседа - интервью (Кайгородов Б.В.), вопросы в которой выстраиваются по следующим основным категориям: профессия, семья, независимость, отдых, познание мира, учеба, самоценность, обладание чем- либо, аспекты личности (цели, направленные на изменение некоторых аспектов личности: быть умнее, предупредительнее), реализация себя (сюда входят цели, подразумевающие самореализацию в достижениях, карьере; реализацию в чем- либо; найти место в жизни. Для изучения самооценки личности используется множество психологических методик, среди которых выделяют «Методику изучения самооценки Дембо- Рубинштейна» и методика Липкиной Т.А. «Три оценки» Необходимо отметить, что для исследования Я-концепции личности могут пригодится любые методики, позволяющие оценить следующие особенности личности человека: самочувствие, расхождение между реальным и идеальным Я, объективность, независимость, уровень субъективного контроля, выход из сложных ситуаций, аффилиация, потребность в достижении успехов. Я-концепция является результатом личностного развития человека. Это система самовосприятия, понимания, определения себя субъектом, складывающаяся на основе интеракций с окружающей средой. Это относительно устойчивая система выражения множественных Я, система установок, направленных на самого себя, включает на разных уровнях своего проявления такие механизмы, как когнитивный, эмоциональный, волевой, поведенческий. Основные функции Я-концепции: регуляции, адаптации, защиты, репрезентации, притязаний - осуществляют личностно целенаправленное мотивирование и регулирование деятельности, познания, общения, поведения, поиск гармонии между отношениями личности к себе и внешнему миру; обеспечивают устойчивость соотношения между реальным и идеальным Я; создают готовность к предстоящей деятельности; способствуют приобретению, хранению и воспроизводству знаний о себе; представляют свое отношение к себе и к другим; выстраивают стратегию и тактику самоопределения в различных ситуациях

22. Исследование «я- концепции» в различных психологических теориях

Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам.

  1. Основополагающие подходы Джемса.
  2. Символический интеракционизм в работах Кули и Мила.
  3. Представления об идентичности, развитые Эриксоном.
  4. Феноменалистическая психология в работах Роджерса.

Я-концепция обсуждалась и в других теоретических работах. Однако система понятий, разработанная в рамках перечисленных выше концептуальных подходов, является пока наиболее продуктивной.

Создание основ теории Я. Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь Яд подобное различение но так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслим? Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект.

Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я.

По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

"постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудача. Наверное, всем людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего Я, однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляют каждого подходить реалистически - выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Коль скоро такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку но удается их реализовать.

Как бы то ни было, Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я; многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной и эмоциональной категориальности Я, предвосхитили развитые впоследствии представления о Я-концепции.

Символический интеракционизм. В первые десятилетия нашего века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в облает?, социологии. Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения являются продуктом социального взаимодействия. И наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группам характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид. В соответствии с концепцией "зеркального Я" Кули Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть "обобщенным (генерализованным) другим", иными словами, то, как выглядит в глазах других "Я-как-объект".

Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).

I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Me направляет его в определенные рамки.

Мид объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у ребенка игрой, причем такой, когда ребенок сначала играет один, непосредственно имитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая роли участников воображаемого взаимодействия. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (или по крайней мере приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемом у других его действиями. Отсутствие такого репертуара присущих всем установок, чувств и действий может сильно ограничивать общение ребенка с другими людьми. Проигрывание ребенком роли "значимых других" остается именно проигрыванием роли, а не игрой в полном смысле этого слова (предполагающей партнеров) до тех пор, пока он не усвоит правил, которые и делают ее таковой, то есть пока он не научится управлять своим поведением, видя себя со стороны "генерализованного другого". В такой игре происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия. Эти постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию.

Так у индивида развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя, и отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Остается сделать вывод, к которому уже пришел в своей теории Кули: индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему Другие.

Человек для Мида - не изолированное существо, не "одинокий остров", и психология дает многочисленные подтверждения тому, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных