Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепции психологической защиты личности




Ведущую роль в чел поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По З.Фрейду, таких инстинктов 2: секс-ый ("эрос" или либидо) и агрессия, страсть к разрушению ("танатос"). В содержание бессознател входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности. Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффектив (удается ли чел сладить с энергией бессознат без патологич симптомов).Причина невротич нарушений, неадекватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознат влечениями и культурно-нормативн требованиями, что случается при неэффективных защитных механизмах.Основанный З.Фрейдом психоанализ исходит из предпосылки, что все трудности, возникающие в жизни чел, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутрен конфликте, гнездящемся в его подсознании.Задача психоаналитич терапии - чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротич симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома.Стратегия, способ, кот пользуются психоаналитики - интерпретация проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия. З.Фрейд ставит проблему защиты двояко: ищет истории так называемой "первичной защиты" в "опыте страдания" и стремится отличать патологич форму защиты от норм.Последователи З.Фрейда, а в дальнейшем и представители др (не психоанал) школ, стали разрабатывать понятие психологич защиты, детализируя и дополняя его перечнем новых защитных механизмов. Широкое распространение в соврем зарубеж и отечествен исследованиях получила т зр, согласно кот существует большое число защитных механизмов, обеспечивающих индивиду избавление от тревоги за счет искажения или отказа от реальности.

А.Фрейд отказалась от попыток создать стройную классификацию защитных механизмов, перейдя на их описание, и упоминает 10 способов защиты: вытеснение, регрессия, реактивное образование (формирование реакций), изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По её мнению, все упомянутые механизмы, за исключением сублимации, играют негат роль для психич здорового чел, т.к. использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и велика вероятность появления болезни. Она описывает ряд защитных техник, используемых детьми (отрицание реальности, идентификация), кот позднее были отнесены к числу самостоятельных защитных механизмов.А.Фрейд показала, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. Это доказывается - при определенных патологич состояниях используются соответствующие защитные техники (при истерии хар-но частое обращение к вытеснению, при навязчивых состояниях происходит массированное использование изоляций и подавления).

Отеч исследователи - психологич защита есть система регуляторных механизмов, кот направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутрен конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Наиболее известные определения психологич защиты отечествен "классиками" (философами, психологами, психотерапевтами, психиатрами). Психологич защита - это:частные случаи отношения личности больного к травматич ситуации или поразившей его болезни);механизм компенсации психич недостаточности);психич деятел-ть, направленная на спонтанное изживание последствий психич травмы;динамика системы установок личности в случае конфликта установок;способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию;пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации;механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом;механизмы, поддерживающие целостность сознания;способы репрезентации искаженного смысла.В этих определениях психологич защита является частью каких-либо др псих феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации. Причем специфика этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции защиты, т.е. извне. Психол защита не выделялась в самостоятел процесс и механизм.В широком смысле термин "психологич защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.Психологич защитные механизмы принято рассматривать как компенсаторно-приспособительные способы регуляции в общей структуре псих адаптации, связанные с индивидно-личностными свойствами субъекта адаптации и хар-м адаптогенных факторов. Действие защитных механизмов, обобщенно, выражается в бессознат преобразовании субъективно значимой инф в целях снижения нерв-психич напряжения, поддержания интрапсихической устойчивости и согласованности личности, предотвращения дезорганизации психич деятел-сти. Формирование системных качеств психологич защиты происходит в общем контексте формирования регуляторно-приспособительных свойств психики и функциональных систем, обеспечивающих возможность развития личности и сохранение ее психологического здоровья, в контексте хода психического созревания и развития личности. На сегодн день исследования неосознаваемых адаптивных психич процессов в отеч науке представлены возрастно-психологич, структурно-функционал, клин-психологическим, психодинамическим и др подходами. Концепция психологич защиты была впервые сформулирована в психоанализе и позже активно развивалась в различных направлениях глубинной психологии. В дальнейш псих защита и защитных механизмов стало общепсих-им и стало изучаться в самых разных направлениях психологии. Понятие «псих защита» требует определение что (какое психическое явление), от чего и каким образом защищается. Объектом защиты яв-ся психич образование, занимающее центр место на пересечении биол, псих и соц составляющих личности и определяемое как «личностный смысл». От личн смысла неотделимо понятие «значимости». Если личн смысл раскрывает «значение для меня» матер или идеального объекта или субъекта, то через значимость оценивается это значение, т е проявляется его ценность «для меня» в конкретной ситуации или в определ момент. Изменение личн смысла связано с определ и очень большими трудностями для личности. Личн смысл как целостное образование плохо поддается изменениям. Для субъекта легче заменить один смысл др, чем изменить его содержание. Если в сложившейся жизн ситуации личностный смысл должен, но не может реализоваться, то возникает дисбаланс внутрен психич составляющих, ведущий к нарушению целостности личности и ее актуальной деятельности. Для устранения дисбаланса требуется изменение личностн смысла (что невозможно), его замена др, более соответствующим ситуации, личностным смыслом (его может не быть) или защита существующего личностного смысла. Именно личностный смысл как центр психич образование требует действия псих защиты для сохранения целостности функционирования различных психич структур личности. Психологическая защита начинает действовать при появлении в структуре личностно-смысловых образований значимого негативного (для данной структуры) явления, кот мы назовем психотравмирующим фактором. Этим явлением может быть получение инф о складывающейся ситуации, происходящих событиях, действии какого-либо значимого стимула, или активизации внутр образований (мотивов, установок, идей), противоречащих существующим. Полная неприемлимость существующим личностным смыслом вновь возникшего значения, их одинаково высокая значимость и актуальность для личности и, при этом, невозможность разрешить указанное противоречие находят свое проявление в переживаниях чел, определяемых как «психическая травма». Оно вызывает высокую псих напряженность и соответствующие ей сильные вегетативные изменения, дестабилизируется внутрен динамич гомеостаз психич структур, дезорганизуется деят-сть субъекта. Псих защита позволяет без разрешения возникшего противоречия снизить уровень значимости психотравмир фактора, избавив индивида от внутрен психи напряженности и всех сопутствующих негативных изменений. Главным достоинством психологич защиты, является обеспечение действия регулятивной системы стабилизации личности при возникновении негативных, психотравмир переживаний и устраняющей дискомфорт и тревожное напряжение. Психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного сознания и поддержания стабильной самооценки. Главным недостатком псих защиты - может быть успешной или неуспешной, конструктивной и деструктивной. Псих защита иногда может устранить психотравмирующий фактор, но, преимущественно, только отдаляет его существующих личностных смыслов и не дает с ними взаимодействовать. Т о, главная задача псих защиты – это снижение значимости психотравмир фактора, удаление его от взаимод-ия со значимыми личностными смыслами и их защита от возможности его актуализации.Псих защита начинает действовать по 3 осн причинам. 1) при возникновении внутриличн мотивационного конфликта - потребностно-мотивационный конфликт – столкновение примерно = по силе, но противоположных по направлению потребностей, интересов, влечений, желаний; может быть конфликт между потребностью и соц нормой (напр, сильная потребность и принудительная соц норма) или конфликт соц норм. Во всех 3х случаях высока значимость 2х личностных смыслов, формирующих дв2е различные, но равнозначные установки. Невозможность выбора одной из них приводит чел в состояние фрустрации или тревоги.2)при блокаде целенаправленной деят-ти, возникает непреодолим препятствие на пути достижения осознанной цели, и эта недостижимость выступает как угроза значимости личностного смысла.3) при отриц воздействии на Я-концепцию личности (напр, при резком снижении самооценки), несущем угроза смыслам, связанным с самоотношением к себе. В обоих случаях возникает состояние фрустрации. Осн цель психологич защиты – избавление личности от сост тревоги или фрустрации. Возникновение псих защиты и её связь с личностным смыслом в процессе деят-ти чел можно объяснить на основе разработанном А.Г.Асмоловым представлении об иерархии уровней проявления психологич установки как механизма стабилизации деят-ти. Эта концепция основана на теории деятельности А.Н.Леонтьева и теории установки Д.Н.Узнадзе.

27.Характеристика основных защитных механизмов.

Вытеснение -процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

Проекция -чел свои собственные нежелат черты приписывает др, защищает себя от осознания этих черт в себе. Механизм позволяет оправдывать собств поступки. Напр, несправедливая критика и жестокость по отнош к др, чел бессозн приписывает окруж жестокость и нечестность, а раз окруж такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним..

Идентификация - отождествление себя с кем-нибудь др. В процессе идентиф один чел бессознат уподобляется др (объекту идентиф). В качестве объектов идентиф могут выступать люди, группы. Идентиф приводит к подражанию действиям и переживаниям др человека.

Интроекция Интроецир могут черты и мотивы лиц, к кот определенный чел формирует различные установки. Нередко интроецируется тот объект, кот утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд приводил прим, когда реб, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил что он теперь сам котенок.

Реактивное образование -чел бессознат переводит трансформацию одного психического состояния в другую (например, ненависть — в любовь, и наоборот) На наш взгляд подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что неважны реальные действия человека, потому как они могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний. Напр, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессоз попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть — явл-ся следствием любви, кот испугала чел, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.

Самоограничение как механизм адаптации когда чел понимает, что достижения менее значительны по сравнению с достиж др людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение падает. Многие просто прекращают деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями. Анна Фрейд назвала данный механизм «ограничением Я». Она обратила внимание, что такой процесс свойственен психической жизни на всем протяжении развития личности.

Рационализация чел бессознат изобретает логичные суждения и умозаключ для объяснения своих неудач. Подобное необходимо для сохранения собственного положит представления о себе.

Аннулирование псих механизм, кот предназначен для уничтож неприемлемых для чел мыслей или действий. Когда чел просит прощения и принимает наказание, то тем самым неприемлемое деяние для него аннулируется, и он может дальше жить спокойно.

Расщепление чел разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», бессознат убирая все неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критич ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, нап, тревоги). Расщепление явл-ся неким искажением реальности, как, собственно, и др механизмы защиты, посредством действия кот чел стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир — ложным.

Отрицание действия защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия чел какой-либо негатив для него инф, он бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта отрицания каких-либо событий, позволяет узнать о истинных намерениях и причинах беспокойства чел, т к зачастую он бессознат отрицает не то чего нет в дейст-ти, а нечто важное для него, но что по ряду одному ему известных причин такому чел неприемлемо. Т.е. чел отрицает то, что старается скрыть.

Смещение выражается в бессознательном стремлении человека переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Изоляция происходит бессознат абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в кот способно привести к развитию симптоматики невроза (напр увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины.) При выполнении как-либ работы (деят-сти) излишне погружаться в хар-р такой деят-ти, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой деят-ти.

Сублимация- это бессознат переключение отриц психич энергии на занятия соц-полезным трудом. Выражается - чел, испытывающий как-либ невротич конфликт, находит замещение внутр тревожности переключением на др занятие (творчество, рубка дров)

Регрессия чел, во избежание невротич конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.

Сопротивление является очень важным как для понимания специфики защитных реакций в целом, так и служит возможностью перехода на новый этап развития индивида как личности, что при благопр раскладах помогает ему подняться и на след ступень в иерархической лестнице соц отношений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных