Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Филологическая деятельность российской академии(конец18-19 в.) Риторики российских академиков.




. Характерна филологическая деятельность членов Российской Академии. Она основана по инициативе Екатерины Первой, президент академии – графиня Дашкова, основана в 1783 году. Задачи: вычищение и обогащение русского языка и так далее, плюс создание грамматики, словаря и риторики. Первый толковый словарь 1783-1789 год. Открыты широкие курсы. Формируется жанр публичной лекции. Издается словарь. В работе над ним принимали участие видные ученые того времени.

Для членов Академии особую роль играли риторики. Риторика Никольского и риторика Рижского.

Никольский – филолог и переводчик. Звание академика получил за труды по риторике. У Никольского жанр риторики эволюционирует. Уже не поворот в сторону теоретической стилистики. Проблемы риторики и поэтики рассматриваются вместе. Но он не мог вырваться за пределы развития науки того времени, отобразил состояние словесности того времени. Его поэтика распространяется только на стихотворную речь. Иллюстрации из русской поэзии. От жанра зависит слог. Жанр разговорный есть у него учебное, басни, историческое, театральное, романическое, ораторское. Главное внимание уделяется проблемам устной речи.

Риторика Рижского начинается разделом о чистоте речи. Рассматривает, что портит русскую речь: иностранные слова, областные слова, просторечия, неправильные неологизмы. Говорит о двуязычии и о правилах смешения этих двух языков. Рижский немного солидарен с Шишковым в неприятии иностранных слов – употреблять их можно только тогда, когда подобного слова в русском языке нет. Корректор – справщик, типография – книгопечатня.

Приближается к проблемам стилистики – говорит о точности, ясности, богатстве речи.

Вводит понятие русского слога (стиля). Описывает низкий стиль – разговорный и письменный, две разновидности. Письма Карамзина – низкий стиль. Средний стиль – посредственный – ораторическое употребление, когда нет сильной страсти.

Высокий стиль связан с изложением высоких страстей, содержание украшают тропы, риторические фигуры. Образец – похвальная речь Ломоносова. Против чрезмерного насыщения разными тропами.

Наступило время искания новых форм в теории риторики. Его риторика лишена схоластики. Выводит понятие вкуса. Это историческая категория – он есть свой у каждой эпохи.

Шишков – риторик не писал.

Член Российской Академии, после Дашковой – ее президент. После его смерти Российская Академия слилась с Академией Наук, образовав там филологическое отделение.

Известные работы Шишкова: «Рассуждения о красноречии священного писания», «Возвеличение русского слова». Красноречие понималось им как хорошая и правильная русская речь.

«Рассуждения о красноречии священного писания» - повод для своих рассуждений дает взаимодействие русского и французского, русского и церковнославянского. Говорит о нормах русского языка, но он не был филологом.

Главный недостаток – отход от Ломоносовских традиций, он против пересмотра его учения. Он против его учения о стилях, защищает славянский язык.

«Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» - не приемлет нового направления. Отношение к заимствованиям и трафаретам эпигонов романтизма, которые наблюдались в речи. Эпигоны романтического стиля насаждали дурной вкус. Он против слащаво-романтического стиля. Неприятие иноязычных заимствований.

Инетресно писал об уместности употребления слов в том или ином стиле.

Рубеж 19 века. Начало века, появляются работы по теоретическим основам стилистики, принципы уже другие. Если Ломоносов основу стиля видит в специфике жанра, то исследователи склоняются к тому, что различия между произведениями обусловлены не жанром, а содержанием. Внимание к категориям, соразмерности и сообразительности. Соответствие формы и содержания. Появление категории индивидуального стиля – мысль о праве автора иметь собственный стиль. Появляются в риторике термины и понятия современного учения о стилистике и культуре речи. Меняется структура риторического произведения.

Риторика остается учебной дисциплиной, преподается во всех университетах. Риторика остается и в школе. Сохранился учебник, по которому занимались студенты. Расцвет риторики в первой половине 19 века, во второй половине приходит в упадок, воспринимается как дисциплина схоластическая. На смену риторике приходит стилистика.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных