ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Инвенция(изобретение) поиск содержательного наполнения речи. Топика, виды общих мест.Набор топосов или общих мест. Организация речи, освещение всех сторон проблемы. Есть топ определения. Есть требования к построению этой категории. Определение строится через род и вид. Имя – рассуждение о смысле слова, предупреждение о неправильном понимании смысла слова. Общее место – род и вид, собственное и преходящее, причина и следствие. Общее место – основание для умозаключения, с помощью которого обосновывается правильность тезиса. С формологической точки зрения эти места слушают для построения композиции. Это каркас. Можно все свести к короткому тезису, а он уже развернется. Сам он является смысловым ядром. Анализ, усиление, экспрессия – основные средства, образующие тезис. Пример – «Маяк», «АиФ». Развертывание тезиса может идти по-разному в текстах разного типа. Проще в деловых научных текстах, усложненность развертывания в речи художественной, публицистической. Разные способы развертывания.
Типы риторических аргументов: ссылки на общественное мнение, на личные свидетельские показания, на вещественные свидетельства (документы), размышление. Демонстрация – функция связи аргумента и тезиса. Два доказательства: дедукция (Аристотель) и индукция (Бэкон). Индукция – от частных выводов к общим. Дедукция – наоборот. К индукции близка аналогия. Если индукция эти признаки переносит на класс предмета, то аналогия – на единичный предмет. Аналогия может быть физической. Бывает образная аналогия: нет непосредственных физических параметров сходства. Плутарх про башмак. Выбрал главный аргумент – к человеку. Они больше рассчитывают не на логическое доказательство тезиса, а на эмоциональное воздействие. Самый корректный аргумент – к авторитету. В публичной речи могут быть аргументы к публике – ссылка на мнение, настроение аудитории. Часто – в митинговой речи, реже – в судебной. Научной теме аргументация не присуща. Аргументация к личности – это аргументация к личности оппонента, либо апелляция к достоинствам, либо разбор недостатков. Обсуждается не существо спора, а личность оппонента. Не предмет обсуждения, а качества человека. Аргументация к тщеславию – это похвала. Аргументация к жалости – часто используется в судебной речи. Аргументации к человеку атакуют не столько доводы оппонента, сколько самого человека. Типология аргументации к человеку. 1. Прямая атака на личность (критика способностей, эрудиции, нравственных качеств человека). 2. Опосредованная (выступает утверждение, что точка зрения оппонента предвзята). 3. И ты тоже! (tu qouqwe). Аргументация направлена на доказательство и опровержение. Цель доказательства – обосновать основную мысль речи. Разбор всевозможных альтернатив и опровержение всех. Кроме одной. Это апофазис. Рекомендуется начинать не с сильного аргумента, а со слабого, а потом уже подойти в заключительной части к более сильным аргументам. Минусы: Сила аргумента, приведенного в конце речи, не может быть повторена. Можно от сильного аргумента идти к менее надежным. Гомеровский путь – расположение аргументов по восхождению-нисхождению и в конце возврат к аргументам сильным. При доказательстве надо избегать ошибок: не доказывать очевидного, не забывать разницу между аргументом и человеком. Не надо повторять аргументов противника. О них надо сказать вскользь. Не надо повторять дилемму, изложенную оппонентом. Построение опровержения: аргументы оппонента повернуть в свою пользу. Прием: доводы соперника опровергаются как нелепые и смешные – антирезис. В опровержении можно доводы противника разложить по полочкам, критика. Цель – показать несостоятельность утверждений оппонента. Второй вид – разоблачение. Цель: показать несостоятельность самого оппонента и побудить судью к разрыву с ним. Важно аргументы расположить. Вторая часть рекомендация – диспозиция, расположение, композиция. Классические разделы. Изобретение/инвенция. Это замысел, содержание речи, проблема и решение этой проблемы. Два этапа. Первый: замысел, формулировка тезиса. Второй: аргументация, развернутые аргументы и их анализ. Внутренняя логика аргументов: факт не может быть определен, пока он не установлен, и не может быть оценен, пока не определен. Тезис – это основная мысль, которую нужно доказать с помощью аргументов. Тезис – это решение проблемы, это снятие неопределенности в речи. Система доказательств того, что преступление было – тезис. Выступления должны отклоняться от тезиса. Могут быть его прямые доказательства, а могут быть и прямые опровержения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|