ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Риторический идеал античности. Цицерон и Квинтилиан как теоретики ораторского искусства Древнего Рима.В 4 – 3 в. До н.э.сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры в целом. 1. Цель риторики и ораторского мастерства – в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, мастерства не в том, чтобы достигать собственных целей, подчинять людей себе, а в том, чтобы понять, в чем счатье людей и как его достигнуть. 2. Риторика – это не только практика общения и красноречия. Эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Риторика имеет свои цели, закономерности. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах. 3. Разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразнной, высоконравственной, коммуникабельной. 4. Если софистической системе отношение к слушателю не было уважительным, то этика античного идеала требовала обращение к слушателю с уважением. 5. Крупнейшие античные ораторы ценили истину и на практике подтверждали твердость своих убеждений, свою позицию. Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. У Цицерона представлены два: политическое и судебное. Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности». Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат. Автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком. Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|