Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эпидейктическая речь. Правила подготовки.




Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения. Виды эпидейктической речи. Правила похвалы и порицания: за что, как. Мастерство комплимента.

Эпидейктическая речь –это так называемая «речь на случай», речь торжественная, произносится в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках, - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников, - или просто приятно провести время вместе, среди друзей (в последнем случае цель речи – не только сплотить коллектив, но и развлечь слушателей). Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи – воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача – хвала всему тому, что делает данную общность коллективом (утверждение общечеловеческих или особых, определенных нравственных или других ценностей) или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею.

Виды эпидейктической речи: 1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи (делам) этого лица. 2) похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи. 3) похвала явлению (обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей). В подобной речи оратор, как правило, ставит целью воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи. 4) хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим». Если «хвалебные» речи направлены на возбуждение у слушателей «положительных» активных эмоций (восторга, радости) чувств (любви, преданности, благодарности), то «порицающие» речи (хула) возбуждают эмоции отрицательные, но тоже активные: ярость, ненависть, гнев, презрение, негодование (ни в коем случае не «пассивные» - не тоску, не страх, не безнадежность, не уныние).

Эпидейктическая речь – это, прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. Путь же к ним лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций. Предметом же такой речи может быть все что угодно, особенно, если это речь не слишком серьезная, а скорее «гедонистическая».

За что?

1. Хвалить, по Аристотелю, нужно, естественно, добродетель в разных ее проявлениях. В европейской этической и риторической традиции добродетель понимается как способность оказывать благодеяния: величайшие из добродетелей – те, что наиболее полезны для людей. Это: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Все противоположные качества, напротив, составляют основу содержания порицающей речи (хулы).

2. Прекрасно также все памятное, и чем памятнее, тем прекраснее. И до сих пор в хвалебные речи, как правило, превозносятся исторические («памятные» для данного сообщества) лица и события, традиционные ценности. Поэтому хвалят за то, что «достойно славы предков».

3. Если произносится хвала деяниям, поступкам, то и они тоже рассматриваются в свете того блага, того добра, которое принесли они сообществу: похвальны все поступки, в которых проявляются названные (выше) добродетели, все то, что совершено ради других.

Как?

1. Оратору нужно учитывать «фактор адресата»: Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории.

2. В похвальной речи древние старались представить случайно совершенный поступок как осуществленный обдуманно, «согласно ранее принятому намерению».

3. Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения. Если хвалят деяние, то всячески подчеркивают, что человек действовал один или первый, что обстоятельства не благоприятствовали ему, но он мужественно превозмогал трудности, которые тоже преувеличиваются. В этом случае нет ничего ложного, неискреннего: таковы «законы жанра», такова принятая в речевой традиции условность.

4. Оратор должен использовать сравнение: если это возможно, добродетели или поступки лица, которое превозносится в речи, сравниваются с достоинствами или деяниями знаменитых исторических деятелей, если же это трудно, то с поведением обычных или прочих ничем не выдающихся людей, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого превозносят. Прямо противоположны указанным правилам принципы порицания. «Худа» традиционно осуществляется по законам, «обратным» законам «хвалы»

. Риторические принципы, которые нудно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент:

1) мера в риторике комплимента проявляется, прежде всего, в соразмерности, искренности и искусности похвалы,

2) мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания известной условности, традиционности формы,

3) Комплимент, эта уникальная «форма кристаллизации» законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и поэтому сохраняет все ее особенности. Хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение – содержит намек, загадку, парадокс.

Комплименты – это очень сильное оружие в наших руках! С помощью комплимента мы можем поднять настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом. Комплименты бывают разные.

Есть виды комплиментов, которые прямо указывают на достоинства человека (прямые комплименты). «Как ты сегодня прекрасно выглядишь!» «Какая у тебя красивая прическа». Для того чтобы сделать такой комплимент, просто внимательно посмотрите на человека и отметьте именно то, что Вам больше всего искренне понравится в нем. Только тогда комплимент будет искренним, и вызовет море восторга. Есть скрытые комплименты. Такие комплименты можно без труда дарить людям. Например, когда вы вместе работали, и заслуга общая: «Какие мы молодцы! Один из лучших комплиментов – эт о комплимент с юмором. «Какая ты сегодня красивая! Прямо как я!» Однако если Вы не знаете, как ваш собеседник воспримет комплимент, то лучше всего сделать косвенный комплимент, от которого было бы невозможно устоять. Говорить нужно не о самом человеке, а о своих чувствах к нему: «Мне нравится с тобой общаться». Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. Можно сказать комплимент без эмоциональной окраски, будто для вас это обычное дело. Например, «О, у вас замечательная машина! Давно вы купили такую красавицу?» Говорить комплимент надо искренне, указывать на достоинства, которые понравились именно вам и которые заметили именно вы. Очень важно, с какой интонацией вы произносите комплимент, давно ли знаете человека. Одному можно сказать прямой комплимент, а другому скрытый. Все люди разные, и что подходит одному человеку, не всегда подойдет другому.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных