Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура дисциплины. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура




Трудоемкость дисциплины и ее общая структура

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 часов.

  Очное обучение Заочное обучение Заочное обучение в сокращенные сроки
на базе СПО на базе ВПО
Курс   - - -
Семестр   - - -
Лекции   - - -
Практические (сем., лаб.) занятия   - - -
Самостоятельная работа   - - -
Всего часов   - - -
Курсовая работа - - - -
Зачет (семестр) - - - -
Экзамен (семестр)   -    

 

 

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

 

Содержание разделов дисциплины

 

    № п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Самост. раб.
Модуль 1. Предмет и историческое развитие риторики.
  Риторика как искусство и теория красноречия. Предмет риторики. Специфика предмета и задачи риторики. Неориторика.         экспресс-опрос   тестирование
  Возникновение и историческое развитие риторики.         Риторический анализ фрагментов выступлений ораторов
  Классический риторический канон, как реализация когнитивных функций риторики.         Риторический анализ фрагментов выступлений
Модуль 2. Деловое общение
  Деловое общение. Культура речи делового человека.         Деловая игра. Тестирование. Составление «Коммуникативного кодекса делового человека».
  Виды красноречия. Политическая риторика.         Написание эссе. Составление словаря
Модуль 3. Публичное выступление
  Инвенция: замысел речи. Диспозиция: структура речи.           Подготовка публичного выступления,
  Элокуция: риторически фигуры.         Написание хрии.
  меморио. Акцио,         Произнесение речи, её обсуждение и экспертная оценка.
Модуль 4. Полемика, диспут, дискуссия.
  Риторика и искусство спора.          
  Личностно-психологическая составляющая спора: риторические тактики и уловки.          
  Конкурс «Современный Демосфен».         Деловая игра «Займи позицию».
ИТОГО          
                 

 

 

Лекционные занятия, их содержание

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание
  Раздел 1. Предмет и историческое развитие риторики.
    Риторика как искусство и теория красноречия. Предмет риторики. Специфика предмета и задачи риторики. Риторика и культура речи. Что такое культура речи. Культура речи как русский феномен 20-30-х гг. (В..В.Виноградов, С.И.Ожегов). Общая и частная риторика. Риторика теоретическая, прикладная и тематическая. Основные дефиниции «риторики» как науки (С.И. Гиндин, Н.А. Безменова, М.Р. Львов, Н.А. Михайличенко, А.К. Михальская и др.) и как искусства (Д.Н. Александров, О.И. Марченко и др.). Логическое и литературное направления развития риторики. Риторика как наука о способах убеждения (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий. Риторика как филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи (В. Н. Топоров). Коммуникативная компетенция, как способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию (Е.А. Быстрова). Р иторическая компетенция, как способность осознанносоздавать, произносить и рефлексировать текст в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. Зона комфорта.
  Возникновение и историческое развитие риторики. Классическая риторика: греческая, римская, средневековая. Роль софистики в становлении риторики. Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции. Демосфен – величайший оратор Древней Греции. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля. Убеждающая и воздействующая коммуникация. Этос, пафос, логос. Риторика в Древнем Риме. Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима, его трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Марк Фабий Квинтилиан и его «Риторические наставления» о воспитании оратора. Ораторское искусство в средние века и новое время в Европе. Риторика и гомилетика - наука о христианской проповеди. Кризис риторики в середине XVIII в. Особенности развития риторики в России: церковное, академическое, судебное, политическое красноречие. Неориторика.
  Классический риторический канон как реализация когнитивных функций риторики. Риторическая модель ситуации: цели и задачи речевого взаимодействия, сверхзадача; портрет аудитории: объективная и субъективная характеристики; речевое событие; конвенциальные и инициативные речи; внешние обстоятельства речи. Посткоммуникативный этап речи – рефлексия. Классический риторический канон. Инвенция: замысел речи, предмет и тема речи; диспозиция: композиции описания и повествования, структура публичного выступления, методы изложения материала, жанры; элокуция как раздел риторики: логическая культура речи, логические ошибки, основные законы логики, правильность и точность речи, богатство и выразительность речи, чистота и уместность речи, фигуры; меморио: виды и типы памяти, мнемонические приемы; акцио: импровизированная речь, произнесение речи, темп и громкость речи, мимика и жестикуляция оратора.
  Раздел 2. Деловое общение
  Деловое общение. Культура речи делового человека. Общение: специфика бытового и делового общения. Предмет деловой риторики. Деловое общение как вид речевого общения, направленного на установление деловых связей. Законы делового общения: регламентированность, ролевое амплуа, субординация, ответственность. Особенности национального речевого этикета. Ситуации делового общения и их компоненты. Принципы и правила бесконфликтного общения (терпимость к собеседнику, принцип благоприятной самоподачи, принцип минимальной негативной информации). Принципы эффективного речевого воздействия. Коммуникативная позиция говорящего. Диалог как вид делового общения. Типы диалогов. Этапы делового диалога. Современное состояние русского литературного языка и актуальные проблемы современной языковой культуры. Языковая норма – критерий правильности речи. Основные качества речи. Точность и чистота речи. Существенные признаки культуры речи – ясность, понятность. Слова ограниченного и неограниченного употребления. Иллюзия понятности. Приемы объяснения терминов. Литературный язык – основа культуры речи. Нормативность речи. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Выразительность речи.
  Виды красноречия. Общее понятие о речевом акте, коммуникативной ситуации. Хазагеров Т.: основные установки речи – наблюдение, рассуждение, действие, сообщение, развлечение. Социально-функциональная классификация родов и видов красноречия. Речи политические. Дипломатическое общение. Деловая речь. Военное красноречие. Академическое красноречие. Педагогическое общение. Правовая сфера и судебное красноречие. Духовно-нравственное красноречие (на примере православия). Бытовое общение. Диалоги. Модель речевого действия. Посткоммуникативный этап: обратная связь. уровень речевой культуры оратора: элитарный, среднелитературный, обыденный. Индивидуальный ораторский стиль Законы восприятия. Механизмы восприятия и понимания: стереотипизация, индивидуализация. Барьеры восприятия и пониманиия. Децентрация в деловом общениии. Приоритетные каналы восприятия, определение модальности. Невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры и причины коммуникативных неудач.  
Модуль 3. Публичное выступление
  Инвенция и замысел речи. Инвенция: замысел речи, цель, предмет и тема, формулировка тезиса и аргументация, анализ аудитории. Поиск, отбор материала и разработка проблематики, связанной с предметной областью речи. Три типа материала: эмпирический, энциклопедический и компаративный. Правила определения тезиса. Основные принципы формулировки тезиса. Стратегии убеждения. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Контртезис. Классификация аргументов. Топика. Формальное и содержательное понимание топоса. Внутренние и внешние топосы. Классификация топосов: описательные, модально-оценочные, определительные, сравнительные. Анализ аудитории: повод, однородность, социально-культурная и интеллектуальная характеристики, количественная характеристика.
  Диспозиция: структура речи. Понятие диспозиции и его составляющие. Обращение, именование темы (вступление): естественное, искусственное, внезапное. Требования к введению. Повествование, описание, доказательство: апофазис, диализис. Опровержение. Воззвание. Заключение. Выразительность речи. Отмеченные позиции: заголовок, начало текста, конец текста. Схемы выдвижения: конвергенция, сцепление, градация, обманутое ожидание.
  Элокуция: риторически тропы и фигуры. Понятие элокуции. Учение о стиле как предмет элокуции. Составляющие риторического стиля. Использование в речи общих средств эмоционального воздействия (адресация, авторская оценка, атрибутизация, гипонимизация, синонимизация). Речевые средства усиления выразительности Специальные средства: тропы и фигуры. Грамматические тропы: риторический вопрос, сослагательное наклонение вместо повелительного, риторическое восклицание, гипофора. Специальные средства суггестивного воздействия: фигуры прибавления: анафора, эпифора, полисиндетон, эпанод, анадиплозис. Фигуры упорядоченного повторения: анафора, эпифора, стык, кольцо, эпанафора. Фигуры убавления: асиндетон, умолчание, эллипсис. Фигуры размещения (парцелляция, инверсия, пояснение). Фигурная амплификация как средство суггестивного воздействия (сравнение, антитеза, диафора). Лексический троп как средство воздействия (эвфемизм, метонимия, метафора, антифразис).
Модуль 4. Полемика, диспут, дискуссия.
  Риторика и искусство спора. Спор как столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу: дискуссия, диспут, полемика. История искусства спора. Виды спора. Дифференциация споров по целям. Условия для начала спора. Мотивация спора. Правила ведения спора. Выделение предмета спора. Тезис и антитезис спора. Стадии спора: стадия конфронтации, стадия начала дискуссии, в течение которой обсуждается стремление (или отказ от него) к разрешению спора с помощью корректной и приемлемой аргументации; стадия аргументации. Выбор стратегии: доказывание своего тезиса при помощи определённых аргументов или опровержение аргументов противника с доказательством ошибочности его тезиса.
  Личностно-психологическая составляющая спора: риторические тактики и уловки. Личностно-психологической составляющая спора: взаимодействие спорящих, умение слушать, преодоление психологических барьеров. Тактика спора: защита или нападение, применение логических доводов или психологического давления. Рациональные и иррациональные аргументы. Формы уклонения от тезиса в ораторской практике: потеря тезиса, «лоскутное одеяло», «утопленный тезис», ассоциативный тип построения речи Уловки в споре. Софизмы как намеренные ошибки в доказательстве.

Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных