Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Структура дисциплины. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура
Трудоемкость дисциплины и ее общая структура
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 часов.
| Очное обучение
| Заочное обучение
| Заочное обучение
в сокращенные сроки
| на базе СПО
| на базе ВПО
| Курс
|
| -
| -
| -
| Семестр
|
| -
| -
| -
| Лекции
|
| -
| -
| -
| Практические (сем., лаб.) занятия
|
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
| -
| -
| -
| Всего часов
|
| -
| -
| -
| Курсовая работа
| -
| -
| -
| -
| Зачет (семестр)
| -
| -
| -
| -
| Экзамен (семестр)
|
| -
|
|
|
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Лекции
| Семинар
| Самост. раб.
| Модуль 1. Предмет и историческое развитие риторики.
|
| Риторика как искусство и теория красноречия. Предмет риторики. Специфика предмета и задачи риторики. Неориторика.
|
|
|
|
| экспресс-опрос
тестирование
|
| Возникновение и историческое развитие риторики.
|
|
|
|
| Риторический анализ фрагментов выступлений ораторов
|
| Классический риторический канон, как реализация когнитивных функций риторики.
|
|
|
|
| Риторический анализ фрагментов выступлений
| Модуль 2. Деловое общение
|
| Деловое общение. Культура речи делового человека.
|
|
|
|
| Деловая игра.
Тестирование.
Составление «Коммуникативного кодекса делового человека».
|
| Виды красноречия. Политическая риторика.
|
|
|
|
| Написание эссе.
Составление словаря
| Модуль 3. Публичное выступление
|
| Инвенция: замысел речи. Диспозиция: структура речи.
|
|
|
|
| Подготовка публичного выступления,
|
| Элокуция: риторически фигуры.
|
|
|
|
| Написание хрии.
|
| меморио. Акцио,
|
|
|
|
| Произнесение речи, её обсуждение и экспертная оценка.
| Модуль 4. Полемика, диспут, дискуссия.
|
| Риторика и искусство спора.
|
|
|
|
|
|
| Личностно-психологическая составляющая спора: риторические тактики и уловки.
|
|
|
|
|
|
| Конкурс «Современный Демосфен».
|
|
|
|
| Деловая игра «Займи позицию».
| ИТОГО
| |
|
|
| | | | | | | | | | |
Лекционные занятия, их содержание
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
|
| Раздел 1. Предмет и историческое развитие риторики.
|
| Риторика как искусство и теория красноречия.
| Предмет риторики. Специфика предмета и задачи риторики. Риторика и культура речи. Что такое культура речи. Культура речи как русский феномен 20-30-х гг. (В..В.Виноградов, С.И.Ожегов).
Общая и частная риторика. Риторика теоретическая, прикладная и тематическая.
Основные дефиниции «риторики» как науки (С.И. Гиндин, Н.А. Безменова, М.Р. Львов, Н.А. Михайличенко, А.К. Михальская и др.) и как искусства (Д.Н. Александров, О.И. Марченко и др.). Логическое и литературное направления развития риторики. Риторика как наука о способах убеждения (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий. Риторика как филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи (В. Н. Топоров).
Коммуникативная компетенция, как способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию (Е.А. Быстрова). Р иторическая компетенция, как способность осознанносоздавать, произносить и рефлексировать текст в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. Зона комфорта.
|
| Возникновение и историческое развитие риторики.
| Классическая риторика: греческая, римская, средневековая. Роль софистики в становлении риторики. Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции. Демосфен – величайший оратор Древней Греции. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля. Убеждающая и воздействующая коммуникация. Этос, пафос, логос.
Риторика в Древнем Риме. Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима, его трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Марк Фабий Квинтилиан и его «Риторические наставления» о воспитании оратора.
Ораторское искусство в средние века и новое время в Европе. Риторика и гомилетика - наука о христианской проповеди. Кризис риторики в середине XVIII в.
Особенности развития риторики в России: церковное, академическое, судебное, политическое красноречие. Неориторика.
|
| Классический риторический канон как реализация когнитивных функций риторики.
| Риторическая модель ситуации: цели и задачи речевого взаимодействия, сверхзадача; портрет аудитории: объективная и субъективная характеристики; речевое событие; конвенциальные и инициативные речи; внешние обстоятельства речи. Посткоммуникативный этап речи – рефлексия.
Классический риторический канон. Инвенция: замысел речи, предмет и тема речи; диспозиция: композиции описания и повествования, структура публичного выступления, методы изложения материала, жанры; элокуция как раздел риторики: логическая культура речи, логические ошибки, основные законы логики, правильность и точность речи, богатство и выразительность речи, чистота и уместность речи, фигуры; меморио: виды и типы памяти, мнемонические приемы; акцио: импровизированная речь, произнесение речи, темп и громкость речи, мимика и жестикуляция оратора.
|
| Раздел 2. Деловое общение
|
| Деловое общение. Культура речи делового человека.
| Общение: специфика бытового и делового общения. Предмет деловой риторики. Деловое общение как вид речевого общения, направленного на установление деловых связей. Законы делового общения: регламентированность, ролевое амплуа, субординация, ответственность. Особенности национального речевого этикета. Ситуации делового общения и их компоненты.
Принципы и правила бесконфликтного общения (терпимость к собеседнику, принцип благоприятной самоподачи, принцип минимальной негативной информации). Принципы эффективного речевого воздействия. Коммуникативная позиция говорящего. Диалог как вид делового общения. Типы диалогов. Этапы делового диалога.
Современное состояние русского литературного языка и актуальные проблемы современной языковой культуры. Языковая норма – критерий правильности речи. Основные качества речи. Точность и чистота речи. Существенные признаки культуры речи – ясность, понятность. Слова ограниченного и неограниченного употребления. Иллюзия понятности. Приемы объяснения терминов.
Литературный язык – основа культуры речи. Нормативность речи. Орфоэпические нормы.
Акцентологические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Выразительность речи.
|
| Виды красноречия.
| Общее понятие о речевом акте, коммуникативной ситуации. Хазагеров Т.: основные установки речи – наблюдение, рассуждение, действие, сообщение, развлечение.
Социально-функциональная классификация родов и видов красноречия. Речи политические. Дипломатическое общение. Деловая речь. Военное красноречие. Академическое красноречие. Педагогическое общение. Правовая сфера и судебное красноречие. Духовно-нравственное красноречие (на примере православия). Бытовое общение. Диалоги.
Модель речевого действия. Посткоммуникативный этап: обратная связь. уровень речевой культуры оратора: элитарный, среднелитературный, обыденный. Индивидуальный ораторский стиль Законы восприятия. Механизмы восприятия и понимания: стереотипизация, индивидуализация. Барьеры восприятия и пониманиия. Децентрация в деловом общениии. Приоритетные каналы восприятия, определение модальности. Невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры и причины коммуникативных неудач.
| Модуль 3. Публичное выступление
|
| Инвенция и замысел речи.
| Инвенция: замысел речи, цель, предмет и тема, формулировка тезиса и аргументация, анализ аудитории.
Поиск, отбор материала и разработка проблематики, связанной с предметной областью речи. Три типа материала: эмпирический, энциклопедический и компаративный.
Правила определения тезиса. Основные принципы формулировки тезиса. Стратегии убеждения. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Контртезис. Классификация аргументов.
Топика. Формальное и содержательное понимание топоса. Внутренние и внешние топосы. Классификация топосов: описательные, модально-оценочные, определительные, сравнительные.
Анализ аудитории: повод, однородность, социально-культурная и интеллектуальная характеристики, количественная характеристика.
|
| Диспозиция: структура речи.
| Понятие диспозиции и его составляющие. Обращение, именование темы (вступление): естественное, искусственное, внезапное. Требования к введению.
Повествование, описание, доказательство: апофазис, диализис. Опровержение. Воззвание. Заключение. Выразительность речи.
Отмеченные позиции: заголовок, начало текста, конец текста. Схемы выдвижения: конвергенция, сцепление, градация, обманутое ожидание.
|
| Элокуция: риторически тропы и фигуры.
| Понятие элокуции. Учение о стиле как предмет элокуции. Составляющие риторического стиля. Использование в речи общих средств эмоционального воздействия (адресация, авторская оценка, атрибутизация, гипонимизация, синонимизация). Речевые средства усиления выразительности Специальные средства: тропы и фигуры. Грамматические тропы: риторический вопрос, сослагательное наклонение вместо повелительного, риторическое восклицание, гипофора.
Специальные средства суггестивного воздействия: фигуры прибавления: анафора, эпифора, полисиндетон, эпанод, анадиплозис. Фигуры упорядоченного повторения: анафора, эпифора, стык, кольцо, эпанафора. Фигуры убавления: асиндетон, умолчание, эллипсис. Фигуры размещения (парцелляция, инверсия, пояснение). Фигурная амплификация как средство суггестивного воздействия (сравнение, антитеза, диафора). Лексический троп как средство воздействия (эвфемизм, метонимия, метафора, антифразис).
| Модуль 4. Полемика, диспут, дискуссия.
|
| Риторика и искусство спора.
| Спор как столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу: дискуссия, диспут, полемика. История искусства спора. Виды спора. Дифференциация споров по целям. Условия для начала спора. Мотивация спора.
Правила ведения спора. Выделение предмета спора. Тезис и антитезис спора. Стадии спора: стадия конфронтации, стадия начала дискуссии, в течение которой обсуждается стремление (или отказ от него) к разрешению спора с помощью корректной и приемлемой аргументации; стадия аргументации. Выбор стратегии: доказывание своего тезиса при помощи определённых аргументов или опровержение аргументов противника с доказательством ошибочности его тезиса.
|
| Личностно-психологическая составляющая спора: риторические тактики и уловки.
| Личностно-психологической составляющая спора: взаимодействие спорящих, умение слушать, преодоление психологических барьеров. Тактика спора: защита или нападение, применение логических доводов или психологического давления. Рациональные и иррациональные аргументы.
Формы уклонения от тезиса в ораторской практике: потеря тезиса, «лоскутное одеяло», «утопленный тезис», ассоциативный тип построения речи
Уловки в споре. Софизмы как намеренные ошибки в доказательстве.
|
Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|