Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы.




Занятие 1.1. Введение: содержание, актуальность, особенности курса «Риторика».

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

. «Никогда не бойся браться за то, чего не умеешь. Помни, ковчег построили любители, профессионалы строили «Титаник».

Важно усвоить: изучение риторики предполагает: во-первых, освоение теории, во-вторых, аналитическое чтение и разбор образцовых произведений, в-третьих, создание учебных речей, которые произносятся (или читаются) и обсуждаются в аудитории. Важно подчеркнуть, что участниками речевого общения выступают обе стороны – говорящий и слушающий, иными словами, адресант (тот, кто создает высказывание) и адресат (тот, кому адресована речь), роли которых в реальной речевой ситуации постоянно меняются

1. Повторить лекционный материал. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, быть готовым к фронтальному опросу.

2. Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре и выполнению практических заданий.

3. Выполнить домашнее письменное задание (1 и 2) в рабочей тетради.

4. Выполнить практическое задание № 1. Составить и произнести речь (2-3 минуты), последовательно отвечая на вопросы (см. задание). Ваше выступление должно иметь подготовленный, продуманный и завершенный характер.

5. Практическое задание № 2 выполняется на семинаре.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет риторики. Специфика риторики.

2. Считаете ли вы необходимым изучение этой дисциплины? Обоснуйте свою точку зрения.

3. В чем заключается связь риторики и логики?

4. Основные цели, задачи и функции риторики.

5. Что такое «зона комфорта»?

6. Насколько важно знать предмет своей речи?

7. Р иторическая компетентность личности. Что главное в овладении риторикой – природа или труд?

Дискуссионное поле

Как вы понимаете цитаты? Постарайтесь, чтобы ваше объяснение было цельным, логичным, личностным, лаконичным. «Не мучайте людей своей речью» (В.Аннушкин).

1. Как вы понимаете выражение, риторика – это учение об убедительной, эффективной, целесообразной и уместной речи?

2. «Красноречие – слогание из многих знаний и стараний».

3. «Хорошая память — великое благо, но лучшее благо — это бумага».

4. «Человек – создание словесное». (В.И.Анушкин).

5. Как вы понимаете выражение Л.Сопера: «Речь – это человек в целом»? Приведите две хорошие и две неудачные цитаты из речей, которые вы слышали на занятиях или в другой обстановке.

6. «Перо – наилучший наставник красноречия» (Цицерон)?

7. Апостол Павел в послании коринфянам сказал: «Говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования». Как можно понимать эти слова применительно к риторике?

8. Демокрит: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

9. Слушание – основа хорошей речи.

10. Тот, кто ничего не знает и знает о том, что он ничего не знает, лучше того, кто ничего не знает и даже не знает о том, чего он не знает.

11. «У Демосфена нельзя ничего отнять, а Цицерону нельзя ничего прибавить», - пишет Квинтилиан в своей книге «Двенадцать книг риторических наставлений».

12. Истинное красноречие – это умение сказать все, что следует, и только то, что следует. (Ф. Ларошфуко)

13. Марк Фабий Квинтилиан: «Для формирования ума и слога гораздо важнее качество прочитанных книг, а не их количество».

14. «Выбор хорошей книги или статьи ничем не отличается от выбора обуви. Нужно примерить и попробовать пройтись. Не имеют значения чужие отзывы и рекомендации. Нужна интуиции и собственный вкус» (И.Родченко).

15. «Если человеку нечего сказать по существу, он обязательно напустит тумана: либо нагромождать бессмысленные рассуждения, либо прятаться за необязательной терминологией».

16. Прочитайте притчу, как вы думаете, что имел в видуБукер Т. Вашингтон, выдающийся негритянский просветитель и оратор, который рассказывал эту историю начинающим ораторам?

Корабль потерял направление и в течение многих дней блуждал по морю, пока не повстречался с дружеским судном. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: «Воды, воды, мы умираем от жажды». Тотчас же с встречного корабля был подан ответный сигнал: «Опустите ведро на том месте, где находитесь». Снова сигнал с терпящего бедствие корабля: «Воды, воды, пришлите нам воды». И снова ответ: «Опустите ведро там, где находитесь». Капитан внял, наконец, совету, приказал опустить ведро. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, в этом месте было речное течение из устья Амазонки.

 

  • Однажды великий мастер стрельбы из лука выбирал себе учеников. Он повесил перед начинающими стрелками на дерево мишень и спросил - что вы видите?

Один сказал:

- Я вижу дерево и мишень на нем.

Второй сказал:

- А я вижу дерево, птиц на ветках, облака на небе.

А третий сказал:

- А я не могу ничего видеть, кроме мишени…

И учитель произнес:

- Только такой человек может стать попадающим в цель!

 

17. Какие потребности, на ваш взгляд, позволяет реализовать владение ораторским искусством?

Литература для подготовки:

1. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М, 2006.

2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. М., 2003. С. 216-217, 227-230.

3. Введенская Л. А. Риторика и культура речи. Ростов н/Д., 2009.

4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2007.

5. Хазагеров Г. Г. Риторика для делового человека: учебн. пособие. М., 2009.

6. Л.Сопер Подготовка речи // Основы искусства речи. См. раздел УМК Учебные материалы.

 

Практическое задание 1.

Оценка собственной речевой культуры и диагностика ожиданий и риторических умений.

Составить и произнести речь (2-3 минуты), последовательно отвечая на вопросы.

1. Приходилось ли Вам выступать публично?

2. Любите ли вы выступать публично?

3. Зависит ли профессиональный успех от риторической подготовки человека?

4. Какие задачи в плане совершенствования своей речи Вы себе ставите?

Ваше выступление должно иметь подготовленный, продуманный и завершенный характер.

Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Вступление – заинтересовать аудиторию, В основной части формулируется главное положение речи, приводятся аргументы в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного. Даже в очень коротких речах необходимы две-три фразы, чтобы вызвать внимание, формулировать и пояснить свои намерения и вообще подготовить почву для выполнения задания.

После семинара напишите кратко о вашем выступлении – ваша оценка (удалось-не удалось и что именно), ваши чувства (что вы чувствовали перед выступлением переживали ли вы, волновались или нет, было ли волнение адекватно ситуации). Как реагировали на ваше выступление слушатели, видели ли вы их реакцию? Удалось ли реализовать замысел. Какое время вы потратили накануне на подготовку? Какие положительные моменты вы отметили в речи других ораторов и в своей.

Волновались вы или боялись? Есть страх, парализующий, лишающий способности мыслить, а есть волнение – естественная реакция организма на стресс. Помните историю о том, как Юлий Цезарь набирал воинов в свой легион: он подвергал их опасности и внимательно смотрел на лица претендентов. Если юноша покрывался румянцем (волнение), то его зачисляли в войско, а если бледнел (страх), то он получал отказ. Еще древние полагали, что хороший оратор просто обязан волноваться: «Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале ее не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. К счастью, это дело небывалое, так как чем оратор лучше, тем более страшит его трудность ораторских обязанностей…» – говорил Цицерон.

 

 

Практическое задание 2. Работа в пяти мини-группах. Каждая группа готовит ответ на один вопрос в виде полного, но лаконичного ответа, который должен иметь завершенный характер.

1. Кого из общественных деятелей современной России Вы считаете успешным оратором? Почему? Что, на ваш взгляд делает его выступления эффективными и в чем выражается эффект?

2. Как вы считаете – насколько влияют на эффективность речи личностные качества оратора? Какую позицию может занимать оратор по отношению к адресату (аудитории)? Каким образом проявляется собственная позиция оратора?

3. Если вам поручено составить «Риторический кодекс эффективного оратора», то какие советы вы в него внесете? На что, на ваш взгляд, ему необходимо обратить внимание в первую очередь?

Домашнее индивидуальное письменное задание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных