Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы педагогических исследований. Теоретические, эмпирические, математические, инструментальные.




Методы педагогического исследования - способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение новых связей. Они условно подразделяются на:

1). Теоретические методы – позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов.

· Анализ– мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

· Синтез– мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловые целые.

· Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

· Абстрагирование – мысленное ответвление какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

· Конкретизация– мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычленных раннее абстракций.

· Обобщение – выделение в процессах или явлениях общих черт.

· Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.

· Индукцияидедукция – логические методы обобщения полученных эмпирических данных (индукция-суждение от частного к общему выводу, дедукция-от общего к частному).

2). Эмпирические методы:

· методы сбора и накопления информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);

· методы контроля и измерения (шкалирование, тест);

· методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

· методы оценивания (самооценка, рейтинг, пед.консилиум);

· методы внедрения результатов исследования в пед.практику (эксперимент);

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.

3). Инструментальные методы:

-хронометраж

-фотографирование

-методика определения функционального состояния центральной нервной системы.

4). Математические методы педагогических исследований:

В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:

- регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

-рангирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей);

- моделирование – создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.

- статистические методы – методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных