Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы и приёмы обучения




Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическим) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. В структуре методов обучения выделяются, прежде всего, объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний.

1. По источнику получения знаний (Лордхипанидзе)

· Словесные (источник знаний- устное или печатное слово)

1.1. М-беседа; П- вводная беседа, вступительная беседа, эвристическая беседа и т.д.

1.2. М-работа с учебником; П- конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, рецензирование.

· Наглядные (источник знаний- наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

М- М-демонстрации; П- проведение опытов, просмотр видеофрагмента, просмотр компьютерной программы.

· Практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий)

М-упражнения; П- устное, письменное, графическое, тренировочное, комментированное.

2. По соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (Данилов, Есипов)

· Методы подготовки к изучению нового материала;

· Методы изучения нового материала;

· Методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков.

· Методы контроля и оценки результатов обучения.

3. По способу руководства учебной деятельностью: непосредственного или опосредованного

· Методы объяснения педагога;

· Методы организации самостоятельной работы школьников.

4. По логике учебного процесса

· Индуктивные (от частного к общему, например, от примера к правилу)

· Дедуктивные (от общего к частному, от примера к правилу)

· Аналитические

· Синтетические (смешанные)

5. По характеру деятельности обучающих (по самостоятельности и творчества обучающихся) (Лернер, Скаткин)

· Объяснительно-иллюстративный

Учитель сообщает информацию, ученики воспринимают её в готовом виде, оставаясь в рамках репродуктивного мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого объёма информации.

· Репродуктивный метод

Ученик определяет действия по определённому образу. Деятельность обучающих носит алгоритмический характер.

· Метод проблемного изложения

Учитель ставит перед обучающимися проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, показывает способ решения поставленной задачи.

· Частично-поисковый метод (Учитель делит проблему на составные части, ученики осуществляют отдельные шаги по их решению).

· Исследовательский метод (Это поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем).

6. По степени проявления поискового характера деятельности (Бабанский)

· Методы стимулирования и мотивизации ученика

(Метод познавательной игры; Метод учебной дискуссии; Метод учебного поощрения и порицания; Метод предъявления учебных требований.)

· Методы организации и осуществления учебных действий

(Методы словесные; Наглядные; Практические; Индуктивные; Дедуктивные; Метод аналогии)

· Методы контроля и самоконтроля

(Устные; Письменные; Лабораторные; Машинные; Разнообразные методы самоконтроля.)

7. По дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся (Онищук)

· Коммуникативный метод (Цель его- усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы)

· Познавательный метод (Цель его- восприятие, запоминание нового материала)

· Преобразовательный метод (Цель- усвоение и творчество применения умений и навыков)

· Систематизирующий метод (Цель- обобщение и систематизация знаний)

· Контрольный метод (Цель- выявление качества усвоения ЗУНов и их коррекция).

ВыБор методов обучения зависит от:

· Общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

· Особенностей изучаемого предмета;

· Особенностей методики конкретной учебной дисциплины и определяемых его требований к отбору общих дидактических методов;

· Цели, задач, содержания материала конкретного урока;

· Времени, отведённого на изучение того или иного материала;

· Возрастных особенностей учащихся;

· Уровня подготовленности учащихся;

· Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

Возможностей и особенностей учителя, методического мастерства, его личных качеств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных