ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы и приёмы обученияМетод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическим) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. В структуре методов обучения выделяются, прежде всего, объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. 1. По источнику получения знаний (Лордхипанидзе) · Словесные (источник знаний- устное или печатное слово) 1.1. М-беседа; П- вводная беседа, вступительная беседа, эвристическая беседа и т.д. 1.2. М-работа с учебником; П- конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, рецензирование. · Наглядные (источник знаний- наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) М- М-демонстрации; П- проведение опытов, просмотр видеофрагмента, просмотр компьютерной программы. · Практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий) М-упражнения; П- устное, письменное, графическое, тренировочное, комментированное. 2. По соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (Данилов, Есипов) · Методы подготовки к изучению нового материала; · Методы изучения нового материала; · Методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков. · Методы контроля и оценки результатов обучения. 3. По способу руководства учебной деятельностью: непосредственного или опосредованного · Методы объяснения педагога; · Методы организации самостоятельной работы школьников. 4. По логике учебного процесса · Индуктивные (от частного к общему, например, от примера к правилу) · Дедуктивные (от общего к частному, от примера к правилу) · Аналитические · Синтетические (смешанные) 5. По характеру деятельности обучающих (по самостоятельности и творчества обучающихся) (Лернер, Скаткин) · Объяснительно-иллюстративный Учитель сообщает информацию, ученики воспринимают её в готовом виде, оставаясь в рамках репродуктивного мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого объёма информации. · Репродуктивный метод Ученик определяет действия по определённому образу. Деятельность обучающих носит алгоритмический характер. · Метод проблемного изложения Учитель ставит перед обучающимися проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, показывает способ решения поставленной задачи. · Частично-поисковый метод (Учитель делит проблему на составные части, ученики осуществляют отдельные шаги по их решению). · Исследовательский метод (Это поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем). 6. По степени проявления поискового характера деятельности (Бабанский) · Методы стимулирования и мотивизации ученика (Метод познавательной игры; Метод учебной дискуссии; Метод учебного поощрения и порицания; Метод предъявления учебных требований.) · Методы организации и осуществления учебных действий (Методы словесные; Наглядные; Практические; Индуктивные; Дедуктивные; Метод аналогии) · Методы контроля и самоконтроля (Устные; Письменные; Лабораторные; Машинные; Разнообразные методы самоконтроля.) 7. По дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся (Онищук) · Коммуникативный метод (Цель его- усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы) · Познавательный метод (Цель его- восприятие, запоминание нового материала) · Преобразовательный метод (Цель- усвоение и творчество применения умений и навыков) · Систематизирующий метод (Цель- обобщение и систематизация знаний) · Контрольный метод (Цель- выявление качества усвоения ЗУНов и их коррекция). ВыБор методов обучения зависит от: · Общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; · Особенностей изучаемого предмета; · Особенностей методики конкретной учебной дисциплины и определяемых его требований к отбору общих дидактических методов; · Цели, задач, содержания материала конкретного урока; · Времени, отведённого на изучение того или иного материала; · Возрастных особенностей учащихся; · Уровня подготовленности учащихся; · Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. Возможностей и особенностей учителя, методического мастерства, его личных качеств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|