Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогические технологии 2. Охарактеризуйте возможность использования метода проектов при организации учебно-исследовательской деятельности




В 1 пол. 20в. В США, Германии и др. странах выявилось несоответствие традиционных форм школьного обучения реальным социально-культурным потребностям многих выпускников. Словесно-догматические методы обучения, которые применялись в школах, отвергались многими учеными и педагогами. Их стали называть «пассивными». Взамен этим методам были противопоставлены «активные». К ним относится метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов возник во 2 пол. 19в. в сельских школах США и затем был перенесен в общеобразовательную школу. Метод проектов основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, которая провозгласила «обучение посредством делания». Основатель прагматической (реформаторской) педагогики – Джон Буйе. Разработчик метода проектов – Уильям Килпатрик. Он рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования. Он отвергал традиционную школу и призывал к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь строить пед.процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде. Он полагал, что весь учебный процесс в школе должен быть построен таким образом, чтобы знания приобретались учащимися из жизненного опыта. Обучение таким методом предполагается осуществить в процессе организации «целевых актов», включающих в себя постановку проблемы, составление плана, реализацию и оценку ее выполнения.

Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении образовательных проблем оставалось за учителем. По мнению Килпатрика, это означало, что ни государство, ни учитель не могут заранее выработать школьную программу обучения. Программа создается детьми совместно с учителем и наполняется содержанием из окружающей действительности.

Килпатрик выделил 4 вида проектов:

1. потребительский (рассчитанный на предметы потребления);

2. созидательный (производительный) – то, что создается руками и головой;

3. проблемный (преодоление интеллектуальных затруднений);

4. проекты – упражнения.

Организационную основу изучения составляют определенные темы, усвоение которых происходит через «учение в процессе выполнения различных путей деятельности, а не только путем чтения и заучивания материала из учебника».

Работа над темой занимает 3-4 недели и разбивается на основные этапы:

1. вводный (мотивирующий) – вызвать интерес к предмету;

2. планирование работы (учащиеся совместно с учителем составляют план работы);

3. деятельность по разрешению проблемы (это основная часть) (класс делится на группы/подгруппы, и каждая группа занимается выполнением своего задания самостоятельно);

4. завершением является презентация;

5. оценка результатов работы над проектом, которая осуществляется опросником. Задача учителя – определить, насколько эффективно выполнен проект.

В России в 20-30гг. 20в. метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые критически переработали метод проектов, чтобы обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, что будет способствовать осуществлению связи обучения с жизнью, умению применять знания на практике. При этом предполагалось, что в современных условиях России содержанием проектов будут общественно-полезные дела и привлечение учащихся к строительству социализма. Сторонники метода проектов считали, что он является единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, что приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Сейчас вновь прибегают к этому методу, как к средству вовлечения учеников в познавательную деятельность. Цель – реальное использование, развитие и обогащение опыта учащихся. Для старших классов – работы.

Требования:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме);

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

-выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

-обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

-сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных