Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И социального в развитии человека




(по материалам Смирнова В.И., 2002)

Биологическая концепция Социологическая концепция Биосоциальная концепция
Человек – сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение определяются врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего, тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды. Человек – существо и биологическое, и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

2.2. Ознакомьтесь с информацией, взятой из различных источников (см. пакет информации). На примере представленной информации покажите несостоятельность или справедливость той или иной концепции.

Пакет информации.

1. Мальчика звали Джон. Ему, как полагают, уже семь лет. Он не умеет говорить, зато способен быстро бегать и легко перемахивать с ветки на ветку. Когда охотники обнаружили стадо обезьян недалеко от озера Танганьика и начали отлов животных, в их руки попал одичалый ребенок, не успевший вовремя спрятаться от звероловов. Тогда Джону было четыре года, из которых, по мнению ученых, большую часть он провел в тропическом лесу среди обезьян. Причина появления его в стаде осталась загадкой. Теперь же новоявленный Маугли попал в детдом столицы Бурунди Бужумбуры, где окружен заботой и вниманием врачей и ученых. Трудно дается ему познание человеческой жизни – и ложка непривычна, и одежда неудобна, и твердая пища не нравится, хотя зубы у Джона на редкость крепки. А вот посидеть на руках у своих ласковых попечителей он любит. Возвращение к людям проходит медленно и нелегко, но ученые не теряют надежды, и словно в награду за их кропотливый труд Джон недавно подарил своим воспитателям улыбку. Первую в своей жизни.

2. В Текмусе (Канада) стало известно, что одна мать держала взаперти на чердаке троих из своих шести детей на протяжении 11 лет. Она боялась, что владелец дома выгонит ее из квартиры, если узнает, что у нее шестеро детей, а не трое, как она сказала при найме квартиры. Дети не умеют говорить и ходить, умственно они недоразвиты. Теперь они взяты на излечение в психиатрическую больницу.

3. В Парагвае живет племя гуайкилов, которое относится к наиболее отсталым среди известных в настоящее время. Кормится оно в основном медом диких пчел, в поисках пищи ведет кочевой образ жизни. Не вступает в контакт с посторонними, имеет крайне примитивный язык. На стоянке, покинутой племенем, французский этнограф Веллар нашел двухлетнюю девочку. Ученый привез ее во Францию и отдал на воспитание своей матери. По прошествии 20 лет она ничем не отличалась по своему развитию от интеллигентных европейских женщин, стала этнографом, изучила французский, испанский и португальский языки.

4. В Индии в 1920 году нашли двух девочек, которые жили в волчьем логове. Их поместили в детский дом. Младшая из них, ей было 2 года, скоро умерла, а старшая которой было 8 лет, прожила 18 лет в человеческом обществе. В первое время она вела себя, как волчонок: воду лакала, пищу не брала из рук, а ела с пола, на людей рычала, оскаливала зубы, однажды покусала ребенка, когда он к ней приблизился; по ночам выла, боялась огня, одежду с себя срывала даже в холодное время. Девочка ходила на четвереньках, выпрямляться стала лишь спустя 3 года, а первые навыки ходьбы на носках приобрела к 14-15 годам, но бегала по-прежнему на четвереньках. Первое слово она произнесла спустя 2 года, еще через 2 года знала еще 6 слов, к 15 годам ее словарь включал в себя 45 слов, а в 16 лет она выучила 100 слов и могла говорить короткими фразами. В 18-летнем возрасте ее умственное развитие находилось на уровне 4-летнего ребенка.

5.Декабрист Батеньков просидел в крепости более двадцати лет, не видя никого, даже коменданта. Он потерял способность говорить и, чтобы не лишиться рассудка, читал и перечитывал библию, поставив себе задачей переводить ее мысленно на языки: сначала на русский, на следующий год на французский, затем на латинский. По выходе из заключения он оказался совсем разучившимся говорить: нельзя было ничего разобрать из того, что он хотел сказать; даже его письма были непонятны. Способность выражаться вернулась к нему мало-помалу. При всем этом он сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли, которую вы в нем знаете, и вы поймете цену этого замечательного человека.

2. 3.1. Ученые утверждают, что «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Как Вы понимаете это высказывание? Я понимаю это следующим образом: ____________________.

3.2. Напишите мини-сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».

3. Закончите предложения:

Личность в своем развитии проходит определенные этапы, которые условно называют ____________________.

Возрастная периодизация основывается на выделении ___.

Возрастные особенности изучаются по следующим направлениям: ____.

Учет возрастных особенностей развития предполагает __.

5. Заполните таблицу, опираясь на свой жизненный опыт и содержание учебного занятия; сделайте выводы.

Особенности личностного развития детей школьного возраста

Возраст   Отношение к себе Отношение к окружающим людям Отношение к сверстникам Отношение к труду
Младший школьный        
Средний школьный        
Старший школьный        

6. 6.1. Проанализируйте следующую педагогическую ситуацию.

Идет урок. Учительница вызывает девочку, которая отвечает сбивчиво, невнятно, но, видимо, правильно, так как учительница кивает ей и хвалит: «Молодец, Катюша, хорошо!» Ставит оценку, вызывает другую ученицу. И снова класс слушает ответ. На наш взгляд, он не лучше и не хуже предыдущего. Но почему учительница хмурится? Чем не угодила ей эта славная девочка? «Ну как же, - объясняет нам педагог после урока. – Я хорошо знаю, сколько стоит времени и сил подготовка урока для Кати. И глаза у нее сегодня красные: похоже, что опять сидела вчера допоздна над уроками. Как ее не похвалить! А Галя меня просто возмутила: мямлит, тянет, как будто резину жует. Это при ее-то способностях! Наверное, и книги не открывала. Слышала что-то на уроке краем уха в прошлый четверг, вот и делится со мной своими ценными воспоминаниями…» (Народное образование, 1991. - №11).

§ Я согласен с учителем, так как ____________________.

§ Я не согласен с учителем, так как _________________.

§ Суть индивидуального подхода состоит в том, что ___.

6.2. Приведите из собственного опыта спортивной или учебной деятельности примеры учета тренером, преподавателем физической культуры индивидуальных особенностей воспитанников.

7. Руководствуясь своими знаниями особенностей психического и личностного развития детей, обоснуйте возможность или невозможность гармонического развития учеников в школе. Какова роль семьи в этом процессе?

 

Литература:основная-3, 20, 21, 24, 25, 32; дополнительная – 1, 11, 12, 13, 26, 28, 34.

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных