Билет. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке. Структура педагогической науки.
Естественные науки (однозначность истины, четкость повторяемых экспериментов). Гуманитарные науки (личностные проявления человека, поэтому истины в них неоднозначны). Она характеризуется тем, что опосредованно или непосредственно рассматривает взаимодействие людей, в процессе которого осуществляется обмен знаниями, ценностями, способами деятельности и т.д.
Педагогика рассматривается в широком смысле как область культуры и в узком – как наука о воспитании (образовании) человека.
Специфика педагогики: 1)в ней имеются различные точки зрения на педагогические явления и процессы, 3) неоднозначно рассматриваются базовые понятия.
Функции пед-ки: Теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей процесса воспитания. Прогностическая - Обеспечение(Научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания и эффективного управления образовательной политикой) Проективно – конструктивная(разработка новых технологий, пед систем, основ инновационной пед-ой деятельности, внедрение результатов пед исследований в практику.
Основными функциями педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная, прогностическая, воспитательная.
Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки.
Задачи педагогики
1. Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.
2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
3. Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
5. Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.
6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
этапы:«стихийная» педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности); педагогика как часть философского знания (древние цивилизации, античный период); педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века); педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.); экспериментальная педагогика (конец ХIХ – начало ХХ вв.); новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия); современный этап развития педагогики как интегративной науки.
Педагогика как наука оперирует системой педагогических категорий. К основным педагогическим категориям относят воспитание, образование, обучение, образовательный (учебно-воспитательный) процесс, педагогическую систему, социализацию и др.
Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.
Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.
Образование – процесс и результат обучения и воспитания.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.
Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.
Структура педагогической науки
1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
Педагогика - это наука о педагогической деятельности. Основная цель педагогической науки состоит в обнаружении объективных закономерностей педагогической деятельности, в сознательном и целенаправленном применении познанного на практике. Она относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, биологическими науками, медициной и другими отраслями человекознания. Связь педагогики с другими науками определяется объектами связи (понятия-термины, закономерности, концепции, предметы, объекты, процессы, критерии, методы), и типами связи (взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, междисциплинарная и межнаучная интеграция).
Формы связи пед-ки с др. науками:
· Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
· Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
· Применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
· Участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Педагогика и философия. Пед-ка сначала рассматривали как практическую философию.
Современное состояние этих отношений также двузначно. Среди исследователей-педагогов есть как последовательные приверженцы сохранения связей с философией, так и, напротив, сторонники полного отказа от нее при изучении педагогических явлений и закономерностей.
Большинство исследователей-педагогов признают направляющую функцию философии по отношению к педагогике. Такое отношение является вполне справедливым и обусловливается самой сущностью философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром.
От философской теории зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к любой науке, и педагогике в том числе, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности.
Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности.
Педология - течение в педагогике и психологии, возникшее на рубеже Х1Х-ХХ вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики: стремление к всестороннему изучению ребенка в процессе педагогических исследований и диагностика психического развития. Основатели педологии - С. Холл, Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, В.Прейер и др. Ее содержание составили психологические, биологические и социологические подходы к развитию ребенка.
В 1936 г. постановлением ЦК ВКП (б) педология была объявлена псевдо наукой и прекратила свое существование.
Педагогика и биологические науки. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека) и медицина.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики, и биология помогает ее решить.
что в человеке определено наследственностью, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др.
Педагогика и социология. Планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитание и развитие человека в различных социальных учреждениях.
Формы взаимосвязи педагогики с другими науками: использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Например, идеи психологии широко используются при изучении закономерностей организации различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения
Вторая форма связи педагогики с другими наукам: стремление к всестороннему изучению ребенка в процессе
- творческое заимствование методов исследований.
- использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.
- участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.
Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о человеке, необходимо отметить следующее:
- нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;
- данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны;
- одни и те же данные (например, из психологии или физиологии) могут быть использованы различным и даже противоположным образом в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;
- педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.
18 билет. Методология педагогической науки. Методы научно – педагогических исследований.
Методология - это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». Она даёт характеристику основным компонентам научного исследования (объект, предмет), анализирует язык науки, принципы, этапы, цели и задачи научного исследования, выявляет и обосновывает сферу применения отдельных исследовательских процедур, методов и подходов. Метод – совокупность приёмов и операций практического или теоретического освоения действительности. Методология выступает в 2х аспектах: как система знаний и как система научно – исследовательской деятельности.
Уровни методологии:
· Философский – к какой философской теории ближе исследование
· Общенаучный – теоретические концепции и принципы, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; исследовательские подходы (системный, деятельностный, индивидуально-личностный)
· Конкретно – научный – совокупность методов и принципов исследования и процедур, применяемых к той или иной научной дисциплине. Используются данные 1 и 2 уровня
· Технологический – методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получения достоверного имперического материала и его первичную обработку.,; реализация концепции
Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создание концепций) и практического применения для преобразования процессов обучения и воспитания.
Методология педагогики включает себя:
· Учение о структуре и функциях педагогического знания
· Исходные, ключевые, фундаментальные положения (теории, концепции)
· Учение о логике и методах педагогических исследованиях
· Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования на практике
Метод исследования – способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности.
Теоретические: анализ, контент-анализ, ретроспективный анализ, абстрагирование, аналогия, систематизация, конкретизация, моделирование
Эмпирические: опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), эксперимент, наблюдение, социометрические методы, тренинги
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|