ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы групповой работы с родителямиОсновной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры и программу видеотренинга. В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них. Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитив-ность к ребенку и его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога, при этом ведется видеозапись взаимодействия родителя и ребенка, которая затем просматривается и анализируется в группе и/ или самими родителями. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примерами таких игр могут служить «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание». В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было. В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя. Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится его анализ. Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества. Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.
14 билет. Семейное консультирование: сущность, особенности, основные вопросы семейного консультирования. Консультирование как метод социальной помощи. Семейное консультирование определяется как оптимизация взаимоотношений родителей и детей в семье, разрешение проблемы и профилактика ошибок семейного воспитания. Цель – раскрыть внутренний потенциал личности и самостоятельности решения Основная цель семейного консультирования — это оказание помощи супругам, то есть разговор с консультантом должен помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Клиент – любой человек психически здоровый, находящийся в критической ситуации, понимающий и желающий ее решить. 1 группа – взаимоотношения между супругами 2 гр. – взаимоотношения родителей и детей 3 гр. - взаимоотношения семьи и родственниками Добрачное сем.консультирование Способы Убеждение, рекомендации, глубокое исследование проблемы, совет, беседа, анализ проблемы. Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации. Результат: 1. умение человека самостоятельно решать свои проблемы 2. укрепление собственной индивидуальности Принципы: · взаимодействия (вместе с клиентом, а не за него) · конфиденциальность · добровольность · равноправность · целостность · варитивность · проф.этика · независимость · кооперации Основные вопросы сем.консультирования на разных этапах - Сбор информации о проблеме клиента. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”. - уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?” - Поиск решения. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения. Фазы консультирования 1. фаза убеждения – создание климата. Задача – убедить клиента в том, что он испытывает искренний интерес к его проблемам и желание ему помочь. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме. 2. фаза внимания – создание своеобразного «катарсиса», душ.облегчения, возникающего в следствии того, что человек впервые длительное время «выговаривается» по наболевшим проблемам. Задача – внимательное слушание консультантом клиента 3. фаза утешения – оказание помощи клиенту в переоценке его ситуации, в осмыслении положительного и переориентирование внимания клиента на этот аспект. Задача – снятие диструктивного аффективного фона. 4. диагноз – определение консультантом причин проблем, по поводу которых к нему обратились. Клиенту не сообщается. 5. фаза исследования – включение клиента в постановку «диагноза» ситуации, в которую он попал, выявление причино-следственных связей. Активны оба. 6. фаза осознания – осазнание клиентом имеющихся вариантов поведения и выбор одного из низ. Клиент принимает решение самостоятельно, беря на себя ответственность за свои поступки. 7. закрепление мотивации на выполнение принятого решения Требования к консультанту 1. наличие прктического опыта 2. преобретенные навыки · нахождение нужной информации · выявление проблем · разработки предположений для работы или поведения · общение с людьми · планирование своей деятельности и деятельности клиента · преодаление сопротивления со стороны клиента изменения · помощь клиентам в накоплении опыта. Виды и содержания · дидактическое – консультирование по вопросам подготовки ребенка к школе · мед-пед. - консультирование по вопросам влияния возрастных физиологических изменений на учебную деятельность · корректирующее - консультирование по вопросам диагностики и исправления ошибок сем.воспитания · информац.услуги – предоставление информации по вопросам жизнидеятельности образовательных учреждений · консультирование по вопросам кооперации и взаимодействия · предметная консультация · метапредметная · проф. · Предпроф. · Соц-пед консультация
15 билет. Профессиональная деятельность педагога: сущность, особенности, структура. Мастерство и техника в профессии педагога. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. «деятельность»- труд, дело, занятие. Деятельность изучается: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). Деятельность направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития личности воспитанника. Структура: цели – субъект – содержание – способы - результат Одна их характеристик педагогической деятельности — ее совместный характер педагога и ученика. Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных ЗУНов. Признаки профессиональной педагогической деятельности: Она носит преднамеренный характер. Отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка: • ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; • для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»; • эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.; • цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования; • ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные); • результаты могут быть проверены. •настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью — он использует самые разнообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|