Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет. Социальная патология детства. Бродяжнечество, безнадзорность, беспризорность, детский алкоголизм и наркомания, прституция и преступления, суицид детей.




В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 13 января 2001 года впервые дается современное определение понятий «безнадзорный» и «беспризорный».

• Безнадзорный - несовершеннолетний. контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей. или законных представителей
или должностных лиц.

• Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания.

Л М Нечаева, рассматривая детскую беспризорность через призму закона отличает отсутствие четких границ между дефинициями «безнадзорность» и «беспризорность» (А В Гоголева).

Очевидно, что между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

Безнадзорность есть отсутствие надзора за ребенком, подростком При этом не имеет значения. в силу каких обстоятельств - объективного или субъективного свойства - этот надзор отсутствует.

А беспризорность находится в совершенно другой плоскости Это - характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус Обрести такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Безнадзорный ребенок в отличие от беспризорного живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи но связи эти Хрупкий и находятся под угрозой атрофии и разрушения Предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улнце, бесцельному времяпрепровождению Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

Согласно А.М Нечаевой, к отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относятся:

• Полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками,

• Проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья.

• Добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе;

• Подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди
беспризорников авторитетом

Беспризорность часто связывают, с противоправным поведением Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания

Данные определения понятий «безнадзорность» и «беспризорность» отражают процесс маргинализации личности Вследствие неисполнения или ненадлежащею исполнения обязанностей по воспитанию формируется безнадзорник, который затем становится беспризорником Таким образом, в основу данных определений положены ограниченная социализация в основных социальных, институтах, ослабление социального контроля за исполнением норм поведения и практически полное вытеснение целенаправленного процесса воспитания подрастающей личности

Современными исследователями безнадзорность довольно однозначно определяется как вариант девиантного поведения подростков и результат социально-психологической дезадаптации личности Это поведение, которое препятствует включению в общество, усвоению общественных норм, правил поведения. Оно возникает, главным образом, вследствие педагогической запущенности, отсутствия правильного воспитания, внимательного и чуткого отношения к ребенку Безнадзорность также может быть рассмотрена как осмысленный поведенческий акт (особенно в части повеления безнадзорного ребенка, активно не желающего подвергаться ресоциализации и осознанно демонстрирующего модели поведения, препятствующие осуществлению лого процесса)

По словам О.А. Селиванова безнадзорность можно рассматривать как модель поведения, избранную подростком в результате осознанного отказа от не устраивающей его ситуации в семье иди и социальном учреждении.

И федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997), а затем и в Федеральном законе «об основах профилактики безнадзорности и Правонарушений среди несовершеннолетних» (1999) обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории Это дети ■ Потерявшие семейные и родственные связи

• Брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших
ребенку минимальных необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного Развития

• Допускавших жесткое обращение с ними

• Убежавшие из интернатных учреждений

Оказавшиеся без работы и средств к существованию

• Занимающиеся бродяжничеством, попрошайничестном

• Совершающие мелкое воровство

• Употребляющие спиртные напнтки, токсичные и наркотические вещества

• Получившие отсрочку отбывания наказания

• Являющиеся жертвами сексуальных преступлений

• Вовлеченные в противоправную деятельность

• Осужденные условно.

Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогической статус. Анализ проблемы беспризорности и безнадзорности привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие.

• Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.

• Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низках ступень социальной нормативности, искаженность, ценностных ориентация, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения.

• Нередко выявляется задержка психического развития, искаженное развитие личности, нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формированию криминогенного поведения.

• Отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватной ситуации, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности.

Специалисты отмечают: беспризорный - это не обычный ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или благоустроенного детскою учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующихся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержимое из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям, наркотикам, алкоголю, азартным Играм. Чувственные Элементы половой жизни пробуждаются раньше обычных физиологических возрастных норм.

Беспризорного нетрудно обнаружить среди других людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, получивших нормальное воспитание. У беспризорных детей искажено нравственное сознание, в частности, понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят приметивный характер.

Многообрзие форм, безнадзорности, беспризорности бродяжнечество предпологает что их непосредственные причины их обуславливающие, так же не могут быть однородными и одинаковыми.

 

Попав на улицу, оказавшись в уличной среде, ребенок остается без средств к существоанию, без очага, совершенно один в незнакомой обстановки где существуют свои законы и правила. Как показывает практика такие дети стараются прикрепится к такой же группироке, у которых есть опыт выживания в условиях жизни! Естественно, что ребенок, не имеющий проблем не окажется на улице. У каждого беспризорника есть какие либо проблемы, связанные с материальным положением, отсутствием взаимопонимания в семье, потерей родителей. Во многих случаях еще одним решением проблемы становится алкоголь наркотики.

Попадают под действие наркотиков, сутенеров, продавцов детского порно. Деформирование личности разрушение психики. Правонарушения воровство. Суицидальность.

 

10 билет. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опёка, попечительство, приёмная семья, патронатная семья).

Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребёнка может быть изменена на фамилию родителей. Тайна усыновления ребёнка охраняется законом. Средства на содержание ребёнка не выделяются, так же не выдаётся зарплата усыновителям. Нет никаких государственных гарантий ребёнку (медицинское обеспечение, образование и т.д.). Требование к родителям на усыновление: дееспособность, совершеннолетие, материальная база, отсутствие судимости, оформленный юридическим путём брак, нет проблем со здоровьем, разница в возрасте, если ребёнку 10 лет и больше нужно его согласие на усыновление. Не разлучают братьев и сестёр.

Приёмная семья – форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью между органом опёки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приёмные родители по отношению к ребёнку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приёмной семье, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек. На содержание ребёнка выплачиваются ежемесячные денежные средства и зарплата приёмным родителям. Приёмные родители ведут учёт расходов денежных средств, выдаваемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах предоставляются в органы опёки и попечительства.

Какие дети могут быть переданы на воспитание в приёмную семью: дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, дети родители которых лишены родительских прав или признаны недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

С 10 лет у ребёнка спрашивают разрешение. При желании принять в семью ребёнка с ослабленным здоровьем у родителей должны быть все условия для содержания ребёнка. При принятии ребёнка между родителями и ребёнком не возникает алиментных и наследственных отношений. Государство даёт гарантии ребёнку на возможное получение образования, медицинское помощь, жильё. Возраст: опёка – не достигшие 14 лет, от 14 до 18 лет.

Патронат – форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трёхстороннего договора между органом опёки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Максимальное число детей – 3, любого возраста. Ранние ограничения не применяются в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. Патронат часто используется как переходная форма к опёке или усыновлению. Дети всё ещё продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. На содержание ребёнка регулярно выплачиваются средства. Патронатному родителю платиться зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием средств. Эта форма используется пока в отдельных регионах. Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. Ребёнок живёт в патронатной семье и расценивает её как свою. В тоже время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребёнка, лишённого семьи. Имеется служба, оказывающая семье разнообразную помощь. Программа патронатного воспитания – некий план по работе с семьёй и ребёнком. Так же у ребёнка остаются государственные гарантии на образование, жильё, медицинское обслуживание.

Опёка и попечительство – форма устройства детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. Взамен на содержание, воспитание и образование, а также для защиты их прав и интересов. Опёка устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – на детей от 14 до 18 лет. Отличие опёки от попечительства: опекун имеет право совершать от имени опекаемого сделки, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены ребёнком лично (завещание нельзя!!!), а так же может предъявлять в суд иск о применении последствий недействительности совершённой подопечным сделки. А так же о признании действительности той сделки, которая совершена к выгоде подопечного. Опекун может нести имущественную ответственность за вред, причинённый подопечным, а также отвечать за сделки малолетнего. В отличие от опекуна попечитель имеет право или обязан: давать согласие на совершение подопечным сделок (за исключением тех, которые в соответствии с законом подопечный в праве совершать самостоятельно). Предъявлять в суд иск о признании совершённой подопечным сделки. Нести имущественную ответственность в соответствии со статьёй.

Права и обязанности опекунов и попечителей: заботиться о содержании подопечных, обеспечивать уход и лечение, заботиться о воспитании, о получении образования, о здоровье, физическом развитии, заботиться об общении ребёнка с его родственниками и регулировать порядок общения, защищать права и интересы ребёнка.

 

11 билет. Семья как система. Основные параметры семьи как системы. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности.

Семья – это целостная, живая, постоянно изменяющаяся социальная система. Семья стремится как к сохранению традиций, так и к постепенным переменам.

Структура семьи – система отношений родства, совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисимейные установки и отношения власти и авторитета. По структуре власти семьи делятся на авторитарные и демократические. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен.

Семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями.

Семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза (каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было) и закона развития (семья проходи свой жизненный цикл).

Подсистемы: Супружеская, Родительская, Детская, Прародительская, Женская, Мужская. Границы подсистемы – это правила, определяющие, кто и каким образом выполняет семейные функции. В нормальных семьях эти функции чётко очерчены, но при этом коммуникация между системами может быть затруднена.

Функций семьи: 1)воспитательная функция; 2)хозяйственно-бытовая функция; 3)эмоциональная функция; 4)функция духовного (культурного) общения; 5)функция первичного социального контроля; 6)сексуально-эротическая функция. Если семья выполняет все функции – то она функциональна, если не все - то семья дисфункциональна.

Причинами прохождения жизненного цикла, являются некоторые события, такие как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.

Обычно семьи делят на следующие типы:

- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

- «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз - супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен.

Существует также деление семей на типы в соответствии с тем, кому принадлежит власть и право принятия решений. То есть:

- партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец;

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью.

Потенциал (в пер.– сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области.

Структура воспитательного потенциала: 1) эмоциональный компонент (благоприятный морально-психологический климат в семье; наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания; наличие взаимопонимания между родителями и детьми; достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации); 2) интеллектуальный компонент (знания по педагогике и психологии; знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; умение определять цели воспитания; умение решать конфликтные ситуации; осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы); 3) действенно-практический компонент (посещение родительских лекториев и собраний в школе; консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания; педагогическое самообразование родителей; пример трудовой и общественной деятельности родителей).

12 билет. Феномен родительства: теоретические подходы, компоненты родительства, факторы, определяющие формирование родительства. Родительская любовь как единство любви матери и отца.

Р. В. Овчарова отмечает, что родительство включает в себя материнство и отцовство, но не сводится к их простой совокупности. Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общеггоинятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Овчарова рассматривает с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Системный подход к пониманию сущности феномена родительства. Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

a) как сложную комплексную структуру индивида

b) как надындивидуальное целое

Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

3) Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

a) план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство

b) план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентации, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе

c) план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями

d) план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ

4) Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень - уровень общества; мезоуровень - уровень родительской семьи; микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства. используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1) Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот пргащип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2) Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.

3) Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния

субъективного опыта исследователя.

4) Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.

Компоненты феномена родительства.

Родительство - социально- психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства Как надьшдивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.

Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнка начинает реализоваться на практике. Развитая форма родительства характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве.

На стадии развитой формы родительство включает в себя [21]:

1. Родительские ценности

2. Установки и ожидания

3. Родительское отношение

4. Родительские чувства

5. Родительские позиции

6. Родительскую ответственность

7. Стиль семейного воспитания

Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Родительские ценности Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения [21]. Установки и ожидания включают в себя три уровня презентации:

1. репродуктивные установки

2. установки и ожидания в детско-родительских отношениях

3. установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка [21].

По мнению Мэш Э., Вольфа Д. [30], родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально- ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями [21]. По утверждению Варга А.Я. [31], тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка Родительские чувства - значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях [21].

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях [21].

Родительская ответственность— ответственность перед социумом и своей совестью. Родительская ответственность возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании [21].

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства [21].

Варга А.Я. [31] были условно выделены семь вариантов родительского стиля:

1. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и тшшшативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанном}- в мировой психологической литературе.

2. Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения

3. Автономный - родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисцишпшы ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.

4. Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка

5. Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.

6. Потакающий - полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.

7. Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся. Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод что родительство - это не просто определённый этап в жизни человека включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

Факторы, влияющие на формирование родительства. В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.

Что касается репродуктивного поведения человека, то В. В. Бойко выделяет здесь три группы факторов:

1. социально — психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура экономическое развитие общества нормы и явления адаптации);

2. социальнопсихологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);

3. социально — психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка репродукпшные мотивы, индивидуально - личностные свойства ценности личности детей).

Если обратиться к кросскультурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи (М. Мид), то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие группы условий:

1. совокупность общественно — экономических факторов (способ производства господствующая идеология, форма собственности и тому подобное);

2. совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);

3. совокупность естественно- географических условий (Л. Ф. Обухова О. А. Шаграева).

Опираясь на положение Л. Ф. Обуховой о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

1. макросистема, или уровень общественных влияний;

2. мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3. микросистема, или уровень собственной семьи;

4. индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколко уровней. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы - это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы - это факторы индивидуального уровня.

Общественное влияние необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения опосредованного воздействия на формирование родительства.

Разные исследователи делают это по-разному. Например, А. И. Антонов (1973) рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленных воздействий государственных органов, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики. Опосредованное же воздействие осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентации и установок индивида прежде всего это ере детва массовой информации, произведения искусства и культуры.

Подводя итог, необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задаёт для личности определённый образец родительства даёт отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их

Ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.

Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личности, необходимо отметить следующие: социальное регулирование системы общества по большей части осознаётся личностью, значит, формирование родительства в определённой мере возможного путём социального регулирования. Опосредованное воздействие осознаётся слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.

Родительская семья- это первичная социальная среда индивида среда социализащщ. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

Как правило, родители для индивида - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 996).

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть Р«особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства - это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары - мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье.

Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:

1. направленность и индивидуальные особенности личности;

2. согласование модели родительства обоих супругов;

3. конкретные условия жизни супружеской семьи.

Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:

· факторы макросистемы;

· факторы мезосистемы;

· факторы микросистемы.

Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь

комплекс социальных влияний.

Родительская семья служит первичной социальной средой индивида где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных