Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогические идеи С.Т.Шацкого. В поисках новых путей воспитательной работы




В Москве для детей из бедных семей создал детские клубы, детский сад, детскую трудовую колонию под Москвой. С 1919 года по 1932 он руководил созданной им первой опытной станцией по народному образованию(отделение городского – в Москве и деревенского – в Калужской области). Она представляла собой систему школ, детских садов, внешкольных и научных учреждений, педагогических курсов.

С.Т.Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности.

Таким образом, Шацкий устанавливает, что в содержание детской жизни входят физический труд, игра, искусство, умственная и социальная деятельность. Впоследствии Шацкий добавляет к ним деятельность по охране здоровья.

Изменения в одной области детской деятельности вызывают соответственные изменения в другой области. В летней трудовой колонии основное место в жизни детей занимал физический труд (благоустройство колонии, приготовление пищи, сельскохозяйственные работы). Становясь со временем более разнообразной и организованной, трудовая деятельность вызывала изменения в социальной, эстетической, умственной жизни детей, их играх.

Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого.

Теория и практика были неразрывно связаны. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике

Исследовать социальные факторы в воспитательном процессе.

Воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде.

Пытался представить более или менее полную картину процесса социального формирования личности.

Факторы: 1)природные(свет, тепло, воздух сырую пищу, почву, растительную и животную среду и другие) (первичные) и 2)социальные(2.1социально-экономическим – орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие) + (2.2 социально-бытовым факторам – жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй) (вторичные).

«воспитание»: Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. – большим педагогическим процессом.

Задача школы – изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка и, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. Школа - центр, координирующий и направляющий педагогические воздействия общественных организаций и населения.

Типа школ:

1. Школа, изолированная от окружающей среды. Учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считают, что социальная среда учит детей только плохому, а задача школы – выправить это воздействие и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики. Не учитывается жизненный опыт ребенка. Человек, воспитанный такой школой, хорошо подготовлен теоретически, но с трудом приспосабливается к реальной жизни. Зачастую критикует жизнь, не внося в нее ничего ценного.

2. Школа, интересующаяся воздействием среды, но не сотрудничающая с ней. Определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая школа использует лабораторные методы, активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействия среды на ребенка.

Эффективно работающая школа глубоко связана с семьей. Чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хорошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности.

Школы станции уделяли много внимания росту сознания и культуры семьи. Самому тщательному анализу подвергались отношения в семье.

Анализ контактов школы с родителями выявляет определенные трудности на пути к их совместной работе. Вмешательство школы в жизнь семьи было новым для традиционных отношений между школой и семьей. Признание пришло лишь после того, как родители убедились в целесообразности начинаний школы, в их ценности для здоровья и деятельности детей.

Часто родительские собрания устраивались совместно с детьми. Дети рассказывали о своей учебе, общественной работе, планах. Чтобы убедить родителей в высоком качестве обучения, стали практиковаться приглашения их в определенные дни на уроки. Родители не только внимательно выслушивали ответы детей, но и принимали участие в оценке их знаний.

Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания;

Школа призвана способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости;

Учитель, преподаватель – ключевая фигура перестройки школы. Культурность и высокая нравственность делают педагога личностью. Без такой личности нет школы. Личный пример педагога оставляет след у молодых людей на всю последующую жизнь.

Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882-1960гг)

В 1921 году Сорока – Росинский возглавляет “Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых. В 1925-28 гг. Виктор Николаевич был директором школы для трудных подростков и одновременно методистом ЛГПИ имени А.И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми.

Предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков.

Главным в воспитательно-учебном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети».

Он широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки, журналистское творчество, соревнования.

Опыт создания в ШКИД (не опубликованных): «Лекции по коллективной педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов», «Введение в коллективную педагогику».

Стадиям формирования коллектива: сборище, стадность, организованный самостоятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.

Наказания в воспитании: постепенный переход от стадии развития коллектива, (на которой преобладали принудительные меры воспитания через формирование коллективной ответственности и выборности) к высшей стадии самодеятельности и самоорганизации воспитанников.

породы учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты).

В.Н. Сорока –Росинский написал воспоминания «Школа имени Достоевского» (не оконченные), в которых объективно показал жизнь ШКИД.

Он исследовал также проблемы создания русской школы как национального феномена.

Со второй половины 30-х годов В.Н. Сорока- Рссинский занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в нерусских школах.

Подготовил книги «Построение и ведение урока русского языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в средних классах», проспект учебника грамматики (не опубликован).

В 1928 году по отношению к Сорока – Росинскому не было принято специальное решение – ему официально запретили работать в школе.

А. С. Макаренко

Колонии имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского

Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми.

Следование теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность.

«чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости

«требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Социалистический гуманизм является одним из ее основных принципов.

оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.

Педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания.

отрицательно относился к прожектерству в методике обучения — к «Дальтон-плану», «методу проектов» и т. п.

Огромное значение воспитанию в труде. Возражал когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.

Цель - воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Личность человека нельзя мыслить вне общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных